Алексеева Людмила Николаевна,
«Новый» классный руководитель для поколения Z»
Новое поколение рождает новое видение мира.
Из компьютерной игры
«Heroes: Герои меча и магии»
В 2019 году впервые в жизни, а мой педагогический стаж уже более 10 лет, я увидела свою фамилию в приказе о назначении классных руководителей и получила в подарок к первому сентября 5 класс. Они начинали свой большой путь в основной школе, а я – в классном руководстве. Появилось у меня 27 детей: … мальчишек и … девчонок. 54 внимательных глаза, настороженных и ожидающих, желающих довериться тебе и постоянно ждущих каких-то чудес от тебя, доверяющих тебе, настороженных и 54 глаза, постоянно наблюдающих за тобой. Они выдернулись из привычной среды начальной школы, на их плечи свалился груз новых возможностей и ответственности. Теперь они пятиклассники. А я их классный руководитель. Все новое и неизведанное! Как в омут с головой!
Голова шла кругом… Смогу ли Я? Каким должен быть хороший классный руководитель? Какой Меня хотят видеть мои воспитанники? Как лучше воспитывать Их?Мои школьные воспоминания уже не в счет. Я была еще советской школьницей. А Они… дети нового поколения – поколения Z. Вопросы, вопросы, одни вопросы? Ответы получаю только на практике.
«Поколение Z» – особенные дети, загуглила Я. Они легко ориентируются в глобальной сети, их авторитет – цифровые технологии, жизнь их кипит в социальных сетях. Если тебя нет в Instagram или ВК, тебя нет совсем. Родители утрачивают свои позиции. «Зетки» постоянно сталкиваются с огромным потоком информации, отбирая только то, что им полезно, полностью погружаются в интересующие их темы, стараются делать всё при помощи современных технологий, при этом могут легко обходиться без живого общения. Понятие «клиповое мышление» часто связывают с «зетами», для которых виртуальный мир намного комфортнее, чем для других поколений.
|
Это непростое поколение, это новое поколение, это виртуальное поколение, это поколение, не выпускающее гаджетов из рук. Им нужен «новый» руководитель. Это кто? Андроид? Хотя… Поспорю…Новые технологии, модный гаджет, страницы в соцсетях и умение держать ритм жизни… Это все у меня есть. А есть ещё и старенький запас, позволяющий быть гораздо лучше какого-нибудь там андроида. Это тот самый сундучок из классической школы: любовь к детям, доброта, понимание, уважение, надёжность, ответственность и, конечно, образованность, культура, профессионализм. Классный руководитель – это человек, который должен уметь все: быть своим в виртуальном мире, а еще быть психологом, воспитателем, учителем, организатором, второй мамой и другом.
А самое главное, Классный руководитель не только обязательно должен быть профессионалом, чтобы грамотно строить будущее доверенных ему детей, а еще должен быть Человеком и оставаться им в любой, даже самой сложной ситуации. Дети много времени проводят в школе. И важно суметь поддержать те основы, которые уже заложены родителями в семье, преумножив их и высветив новые грани, чтобы ребенок засиял.
Первую неделю прошлого года я вспоминаю с дрожью. Со всеми нужно познакомиться. Везде успеть, помочь им не перепутать кабинеты и не потерять спортивную форму и сменную обувь. Вовремя отправить домой безопасным маршрутом и убедиться, что все дома и живы-здоровы. А еще мне предстояло преодолеть ту разобщенность, которая возникает при переходе из одного звена в другое, даже у самых хороших и сплоченных классов.
|
Опять гуглю. Модели классного руководства различные. Я примеряю. На себя разные. Кажется, все не то и не подходит для меня и моих ребят. Но вдруг… Давайте поподробнее… Классный руководитель – наставник. Детям поколения Z нужен профессионал в качестве руководителя, способный общаться с ними на равных, понимать их, но не давать забыть о субординации… Она необходима! Лидер для «зетов» – не напористый «начальник», а человек, способный завоевать авторитет благодаря своим знаниям и опыту. Лидер детско-взрослого сообщества. Мне это подходит! Две ночи из жизни и концепция формирования детско-родительского коллектива готова. Перспектива – 5 лет.
Передо мной новая задача- перспективное планирование образовательно-воспитательного процесса. С чего начинается воспитание? Это сложный процесс, и начинается оно с семьи. В семье дети получают первые уроки жизни. Поэтому очень важно, чтобы родители стали единомышленниками, помощниками классного руководителя. Спасибо, гугл, это я ещё помню сама. Значит, вовлекаем родителей во все наши дела. И они загорелись: откликаются, помогают, сами что-то придумывают, идеи подсказывают. Дети в долгу не остаются: и концерты, и сюрпризы и секретики всякие. Отмечаем в дневнике успешного классного руководителя: взаимосвязь с семьей, установление партнерских отношений с родителями – одно из важнейших звеньев работы классного руководителя. Родителей нельзя избегать, в родительскую помощь и заинтересованность нельзя не верить. Ведь мы вместе делаем одно дело – учим и воспитываем детей. Сотрудничая, мы можем достичь многого.
|
Переходим к следующему пункту. Многие спрашивают, какие же качества я бы хотела воспитать у своих учеников? Что я хочу в них видеть? Зачем стремлюсь и над чем работаю? Я стараюсь прививать своим школьным детям (да и домашним тоже) самостоятельность, формировать толерантность, трудолюбие, чувство ответственности, коллективизма, развивать умение критичного, а не слепого доверия. Впереди у них вся Жизнь, и эти качества им, ох как, пригодятся.
А еще не забываем постулат о том, что все дети талантливы. А не талантливы, только те, как сказал Сент-Экзюпери, кому не помогли проснуться. Значит, задача классного классного руководителя ещё и разбудить дремлющие таланты.. Ведь каждый ребенок – личность, единственная и неповторимая. Об этом нельзя забывать! Нельзя забывать и о том, что ученик – ребенок, а классный руководитель – взрослый. И ребенок – это еще незрелая личность. Классный руководитель помогает развиваться этой личности. Эффективной работой в этом направлении является постоянный поиск новых идей, увлечений, экскурсий. Проб себя в различных ролях. И получается у моих ребят: и в спорте, и в живописи, и в музыке, и даже в ТикТоке. Главное – нужно верить в ребенка, уважать его, стремиться помочь ему в достижении успеха. К каждому ученику найти подход, а это не всегда просто; быть защитником, надёжным товарищем. Я стараюсь строить партнёрские отношения и с ребятами, и с родителями. Пока получается, хотя с отдельными «индивидуалистами» не всегда бывает легко. Работа классного руководителя трудная, кропотливая, очень часто незаметная со стороны, хотя, безусловно, интересная, нужная и творческая. Как говорил русский поэт Б. Пастернак: «…цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех…».
Сегодня мир ежедневно бросает нам новые вызовы. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные к принятию самостоятельных решений, к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью и динамизмом. Я (помните, заметку из дневника успешного классного руководителя? Вместе с родителями) должна помочь им сделать правильный жизненный выбор, помочь стать успешными людьми, научить не бояться трудностей.
Я снова и снова возвращаюсь к одному вопросу: «Каким же должен быть «новый» классный руководитель для поколения Z?» Он должен быть профессионалом! Умным и мудрым; добрым, но не добреньким; строгим, но справедливым; ответственным, терпеливым; ему необходимо идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики и технологии; он обязательно должен быть человеком, любящим свою профессию и детей. Он, прежде всего, должен быть хорошим человеком! И он должен быть счастливым! Учитель обязан быть счастливым, приходя в класс. Это закон профессии. И он должен любить детей и свою работу. «Зетам» необходима для успешности любовь! Это и есть основа основ воспитания любого поколения. Всё всегда начинается с любви.
Иногда я задаюсь вопросом: «Хороший ли я классный руководитель?» Меня часто терзают сомнения. Ведь оценка человека всегда основана на сомнении: интересно ли прошёл классный час, смогла ли, проводя встречу, воспитать в детских душах чувство доброты, отзывчивости? Какое настроение я задала им на рабочий день, приветствуя по утрам? Не мешает ли мое личное работе? На последний вопрос ответить особенно трудно. Работа классного руководителя – это работа, результаты которой не всегда видны сразу, далеко не сразу.
Я постоянно учусь, постигаю тонкости педагогики. Мне это интересно, мне это важно. Понимаю, что выбрала далеко не самую лёгкую профессию. Но убеждена – самую важную. Нельзя без учителя! Невозможно! Мы учим детей жизни, учим быть честными, справедливыми, воспитанными, доброжелательными, отзывчивыми.
Классный руководитель – это не профессия, но он обязательно должен быть профессионалом (тот, кто помнит как играть в «колечко-колечко выйти на крылечко», и знает как загрузить «видосик» в ТикТок, сумеет дать дельный совет в беседе ВК, и пошептаться о сокровенном у походного костра…), и в любой ситуации останется человеком. Чтобы, даже когда их никто не слышит, дети с восторгом говорили: «Наш классный самый классный, он точно сам из поколения NEXT».