Консультация по теме «Игрушка»
преподаватель Ядловская Г.А.
План темы:
1. Понятие «Игрушка», её педагогическая ценность.
2. Педагогические, художественные, технические требования к игрушке. Интернациональные и национальные черты игрушки.
3. Классификации игрушек.
4. Народная игрушка. Её особенности и педагогическая ценность. Особенности использования в детском саду.
5. Требования к внесению и хранению игрушек в разных группах детского сада.
Литература:
– Дошкольная педагогика / под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. – М., 1988. Часть 2. Стр 136 –144.
– Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2000., стр. 335 – 350.
– Бардина Р. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. М., 1986, стр. 38 – 42, 51 – 53, 167 – 172.
– Попова О., Каплан Н. Русские художественные промыслы. М., Знание, 1984., стр. 41 – 45.
1. Понятие «Игрушка», её педагогическая ценность.
ИГРУШКА – это предмет, специально сделанный для игры и другого назначения не имеющий, в котором в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, позволяющие ребенку в игре воспроизводить те или иные игровые действия.
Для игрушки характерны следующие особенности:
– Многообразие
– Обобщенность
– Условность изображения реального предметного мира
– Устойчивая традиционная форма
Гипотезы происхождения игрушки:
1-я точка зрения (Е.А.Аркин) – первые творцы игрушек – сами дети. Они изготавливали самодельные примитивные игрушки, приспосабливая их для нужд своих игр.
2-я точка зрения (Д.Эльконин) – взрослые сделали первые игрушки для детей, т.к. это были уменьшенные копии предметов и орудий, которые предназначались для упражнений детей в конкретных действиях и подготовке детей к взрослой жизни.
В первобытном обществе игрушка выполняла функцию магического средства (использовалась в различных свадебных обрядах, ритуальных действиях направленных на излечение болеющих детей и т.д.), а так же способствовала выработке определенных навыков, необходимых для охоты, практической жизни. В современном обществе игрушка утратила эти функции и используется преимущественно как предмет, обогащающий и развивающий детскую игру, как средство, способствующее познанию и отражению ребенком окружающего мира, как средство воспитания (доброты, отзывчивости и т.д), как средство развития личности (сенсорики, физических качеств, эстетических качеств и т.д.)
2. Требования к современным игрушкам:
1. Педагогические требования: игрушка должна иметь познавательную ценность для ребенка, быть динамичной, сочетать в себе реализм и условность
2. Гигиенические требования: быть безопасной по материалу и конструкции, легкой, прочной, хорошо поддающейся гигиенической обработке.
3. Эстетические требования: игрушка должна быть красивой, воспитывать у ребенка эстетический вкус, быть красочной, выразительной по форме.
Для игрушек характерен определенный интернационализм (многие игрушки типичны для разных народов мира – куклы, мячи, погремушки, домики, животные и т.д.), однако у каждого народа существуют свои характерные особенности изготовления и росписи своих национальных игрушек (русские матрешки, американские барби, японские тамагоччи и т.д.)
Классификации игрушек
КЛАССИФИКАЦИИ ИГРУШЕК | |||
По характеру и назначению /автор Е.А.Флерина/ 1. Образные 2. Технические 3. Театральные 4. Строительные 5. Дидактические 6. Музыкальные 7. Моторные 8. Забавы 9. Игрушки-сооружения | По способу изготовления: 1. Фабричные 2. Народные 3. самоделки | По степени готовности: /А.С.Макаренко/ 1. Готовые 2. Полуготовые /Нр., конструктор/ 3. Игрушки материалы /снег, песок и т.д./ | По виду применяемого сырья: 1. Деревянные 2. Резиновые 3. Латексные 4. Тканевые 5. Металлические 6. Пластмассовые 7. Бумажные 8. Папье-маше 9. Керамика /фарфор/ 10. Соломенные 11. Глиняные 12. и т.д. |
По величине: 1. Мелкие /до 10 см/ 2. Средние /10 – 50 см/ 3. Крупногабаритные /более 50 см/ | По художественно-образному решению: 1. Реальные 2. Условные |
4. Народные игрушки.
Виды народных игрушек:
А) глиняная игрушка:
- Дымковская /вятская/ игрушка
- Филимоновская игрушка
- Каргопольская игрушка
Б) деревянная игрушка:
- Загорская матрешка
- Полхов-Майданская матрешка
- Семеновская матрешка
- Городецкая игрушка
- Богородская резная игрушка
Составьте таблицу «Характерные особенности народных игрушек»
Название игрушки | Где и когда возник промысел | Основные темы игрушек | Особенности изготовления, внешнего вида игрушки | Интересные сведения |
Советуем воспользоваться следующей литературой:
– Бардина Р. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. М., 1986, стр. 38 – 42, 51 – 53, 167 – 172.
– Попова О., Каплан Н. Русские художественные промыслы. М., Знание, 1984., стр. 41 – 45.
– Гончарова Н. Матрешка в жизни ребенка/ Дошкольное воспитание. – 1990. - № 12.
– Резчиков Ю. Сколько лет матрешке./ Дошкольное воспитание. – 1977. - № 4.
– Богородская игрушка / Дошкольное воспитание. – 1988. - № 7.
– Пантелеева Л. Искуство русской глиняной игрушки /дымка// Дошкольное воспитание. – 1989. - № 9.
– Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. М., Просвещение, 1984.
Задание:
1. Докажите, что народная игрушка сочетает в себе интернациональное начало и национальные особенности
2. Докажите необходимость использования народных игрушек в детском саду. /Какие виды игрушек, для чего предназначены, как могут быть использованы/