Профессиональные знания менеджера по антикризисному управлению должны базироваться на таких курсах, как основы реструктуризации собственности, исследование систем управления, стратегическое планирование, информационные технологии в антикризисном управлении, инвестиционный анализ, правовые основы банкротства, хозяйственное право и т.д.
Каждый этап работы антикризисного менеджера требует специфических методов, навыков, приемов труда и соответственно определенных умений, которыми должен обладать менеджер. Способности менеджера по антикризисноум управлению, его умения можно классифицировать по следующим основным группам (рис.1).
Первая группа умений необходима для реализации функций антикризисного управления (умение реализовать управленческий цикл, основные формы работы, координировать деятельность, делегировать полномочия, активизировать работу сотрудников и т.д.).
Рисунок. 1. Модель менеджера антикризисного управления[28]
Реализация данной группы умений подразумевает наличие следующих индивидуальных качеств в личности антикризисного управляющего: демократичность, целеустремленность, быстрота принятия решений, компетентность, организованность, ответственность, требовательность, коммуникабельность, энергичность, информированность.
Вторая группа умений связана с реализацией педагогических функций. Для эффективной реализации данной функции антикризисный менеджер должен обладать высоким уровнем собственных профессиональных и морально-этических качеств, владеть основами социальной психологии и конфликтологии.
Индивидуальные качества по данной группе в основном относятся к моральным: корректность, внимательность к собеседнику и его проблемам, порядочность, тактичность, доброжелательность, интеллигентность и др.
|
Третья группа умений связана с коммуникативной функцией. Коммуникативная сеть имеет два контура - личностный и информационный.
К индивидуальным качествам, способствующим реализации этой функции с учетом вышеперечисленных, можно добавить: обаятельность, жизнерадостность, сдержанность, воспитанность и так далее.
Следующей важной составляющей модели менеджера является психология личности: тип личности, темперамент и уровень интеллекта.
По типу личности возможны два варианта: экстраверт (направлен на внешний мир) и интроверт (направлен на внутренний мир). Экстраверт - общителен, легко принимает все новое, но часто бросает начатое, не закончив. Интроверт - замкнут, в поступках руководствуется внутренними соображениями, поэтому для окружающих зачастую выглядит «белой вороной». У него хорошо развита интуиция.
По темпераменту существуют четыре основных типа личности: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик, но чаще всего преобладают смешанные типы темпераментов[52].
Уровень интеллекта имеет три отметки: низкий, средний и высокий. Очевидно, что решение проблем комплексного характера, возникающих на стыке нескольких областей знаний, предполагает наличие высокого уровня интеллекта у антикризисного управляющего.
Антикризисный управляющий является лицом, персонифицирующим функции управления. Помимо классических основу его деятельности составляют следующие функции: стратегическая, административная, экспертно-инновационная, лидирующая.
|
Стратегическая функция руководителя заключается в постановке им на основе анализа ситуации и прогнозов целей фирмы, координации процесса разработки стратегии и составления планов. Экспертно-инновационная функция руководителя, тесно связанная с предыдущей. Воспитательная функция: создавать в коллективе благоприятный морально-психологический климат, поддерживать традиции, разрешать возникающие конфликты, а еще лучше - их предотвращать. Функция лидера. Планировать - принять порядок действий: установить, куда ведет выработанный курс (спрогнозировать). Организовывать - построить работу для эффективного выполнения цели. Работать с кадрами: набрать компетентных людей на должности в организации (подобрать). Контролировать - обеспечить продвижение к цели согласно плана. Основной функцией менеджмента является общее руководство. Последнее состоит в том, что управляющим приходится принимать слабо структурированные решения в духе конвергенции всех остальных функций с учетом перспектив их развития, ибо ориентация только на одну функцию и только на сиюминутные интересы не приносит успеха[25].