1. Система аппаратов, силы и средства органов внутренних дел (полиции) по охране общественного порядка.
Служба охраны общественного порядка (ООП) осуществляет административно-правовую защиту типичных для общественного порядка и общественной безопасности межличностных отношений от преступных и иных посягательств. Главная ее особенность состоит в том, что в отличие от других отраслевых служб, как криминальной полиции, так и полиции общественной безопасности, реализующих ограниченный круг специальных функций, служба охраны ООП принимает самое активное участие в решении практически всех задач полиции.
Под самим понятием «служба охраны общественного порядка» следует понимать совокупность аппаратов и подразделений полиции, а также их личный состав, которые в административно-правовых формах осуществляют охрану общественного порядка и борьбу с преступностью.
Понятием «аппараты охраны общественного порядка» охватываются самостоятельные структурные подразделения соответствующих органов внутренних дел. К ним относятся: Департамент охраны общественного порядка (ДООП) МВД РФ; управление организации охраны общественного порядка и спецперевозок Департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД РФ; управления (отделы) охраны общественного порядка МВД, ГУВД, УВД, УВДТ; отделения (группы) охраны общественного порядка горрайлинорганов внутренних дел. Эти аппараты службы ООП выполняют преимущественно функции управления, осуществляя руководство находящимися в их оперативном подчинении подразделениями охраны общественного порядка, строевыми частями и подразделениями патрульно-постовой службы полиции, изоляторами временного содержания, конвойными подразделениями полиции, специальными приемниками (для содержания лиц, арестованных в административном порядке), медицинскими вытрезвителями и другими службами и подразделениями.
|
Правовой основой организации и деятельности службы ООП являются законодательные и иные нормативные акты: Конституция РФ, закон «О полиции», законы и нормативные акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также ведомственные и межведомственные нормативные акты, регулирующие общественные отношения в сфере правопорядка, определяющие организацию и устанавливающие права, обязанности органов внутренних дел, формы и методы их деятельности по охране общественного порядка и обеспечению личной безопасности граждан. Задачи, функции и организационное построение данной службы, конкретные формы и методы деятельности входящих в ее состав аппаратов и подразделений устанавливаются приказами и другими нормативными актами МВД России.
Исходя из общих задач полиции общественной безопасности, служба охраны общественного порядка исполняет свои специальные задачи:1
- обеспечение безопасности личности;
- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на улицах и в других общественных местах;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
- раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не необязательно;
- розыск отдельных категорий лиц, установление места, нахождения которых отнесено к компетенции полиции общественной безопасности.
|
Из основных задач службы ООП вытекают ее функции, которые представляют собой комплекс организационных и правоохранительных действий, направленных на организацию и непосредственное осуществление административно-правовой охраны общественного порядка, борьбу с преступлениями и другими правонарушениями, а также на выполнение других задач, стоящих перед данной службой.
К основным функциям службы охраны общественного порядка можно отнести:
- предупреждение правонарушений несовершеннолетних;
- осуществление контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными, которым назначены виды наказаний, не связанные с лишением свободы;
- обеспечение административно-правовыми средствами предупреждение пьянства, наркомании, и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской деятельности;
- охрана и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
- участие в контроле за соблюдением правил регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства;
- участие в контроле за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания на территории РФ;
- осуществление лицензионно-разрешительной работы и контролю за частой детективной и охранной деятельностью;
- оказание содействия природоохранным органам в охране окружающей среды и другие.
Характер выполняемых задач и функций определяет организационную структуру службы ООП, которая представляет собой систему аппаратов и подразделений охраны общественного порядка, находящихся между собой в определенной связи, основанной на подчинении им нижестоящих звеньев вышестоящим, а также внутреннее строение отдельного аппарата и подразделения, включая перечень должностей его работников. На организационную структуру оказывают влияние такие факторы, как национально-государственное и административно-территориальное деление Российской Федерации, численность и социально-демографический состав проживающего на конкретной территории населения, развитие экономики, уровень преступности и др., от которых зависит состояние охраны общественного порядка.
|
Чтобы уяснить все задачи и функции службы ООП при осуществлении административно-исполнительской деятельности по выполнению такой приоритетной задачи, как обеспечение личной безопасности граждан, необходимо рассмотреть систему, структуру и основные направления деятельности службы охраны общественного порядка.
Система аппаратов и подразделений службы ООП состоит из 3-х основных звеньев: высшего, второго и третьего звена.
Высшее звено этой системы – Департамент охраны общественного порядка (ДООП) МВД России, который является центральным отраслевым аппаратом, т. е. субъектом управления данной службой. Он в пределах своей компетенции осуществляет общее руководство службой ООП, реализуя свои функции через соответствующие аппараты МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ.
Второе звено данной системы составляют управления (отделы) охраны общественного порядка МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, строевые подразделения патрульно-постовой службы полиции. Аппараты данного звена в пределах своей компетенции осуществляют общее руководство подведомственной службой, организуют и проводят на своем уровне мероприятия, связанные с охраной общественного порядка.
Третье звено службы ООП охватывает соответствующие отделения (группы) горрайорганов, включая подчиненные этим органам строевые подразделения патрульно-постовой службы полиции.
Несколько иная от изложенной системы система аппараты и подразделения службы ООП органов внутренних дел на транспорте, что обусловлено спецификой организации и деятельности последних. В данную систему входят: управление организации охраны общественного порядка и спецперевозок Департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД РФ; отделы (отделения) охраны общественного порядка УВДТ; отделения (группы) охраны общественного порядка отделов внутренних дел на транспорте, а также подчиненные им строевые и специальные подразделения полиции.
Как правило, службы ООП высшего и второго звена осуществляют организаторскую деятельность, направленную на обеспечение повседневного организационно-методического руководства аппаратами и подразделениями нижестоящих служб на местах. Но они не выполняют функции непосредственного практического руководства по охране общественного порядка подразделениями данной службы, за исключением осложнения оперативной обстановки (чрезвычайные происшествия, стихийные бедствия, крупные мероприятия спортивного, культурного характера и т. п.).
Третье звено является непосредственным организатором и исполнителем практического осуществления задач и функций, возложенных на службы ООП и на ее структурные элементы.
В структуру Департамента охраны общественного порядка (ДООП) МВД России входят следующие элементы:
- Управление анализа и выработки стратегических решений в области охраны общественного порядка;
- Управление организации и координации деятельности в области охраны общественного порядка;
- Управление организации дознания;
- Лицензионно-разрешительное управление.
Кроме этого, в оперативном подчинении Департамента охраны общественного порядка находится Центр обеспечения охраны общественного порядка.
Аппараты и подразделения службы ООП реализуют свои функции по направлениям деятельности, которые подразделяются на два основных вида: организационно-правовая и административно-исполнительская деятельность.
Организационно-правовая деятельность(организаторская работа) состоит в реализации комплекса функций управленческого характера, к числу которых относится: определение объективно необходимых и научно обоснованных целей по охране общественного порядка и борьбе с преступностью; разработка структуры аппаратов и подразделений службы ООП, функциональных обязанностей их работников; управление деятельностью подчиненных аппаратов и подразделений по выполнению поставленных задач; их кадровое и материально-техническое обеспечение и т. д. При этом в организаторской деятельности выделяются два взаимосвязанных направления;
а) внешнеорганизационное, которое включает в себя взаимодействие и координацию деятельности с государственными органами, общественными организациями, трудовыми коллективами и органами местного самоуправления, прокуратурой, судами, административными комиссиями, партиями, движениями и др.;
б) внутриорганизационное, объектом взаимодействия которого является административно-исполнительская деятельность аппаратов и подразделений службы ООП и других служб полиции по направлениям деятельности (УР, БЭП, ОВО, ГИБДД и др.). Это взаимодействие осуществляется на всех стадиях управленческого цикла путем обеспечения выполнения личным составом функциональных обязанностей, управления его служебной деятельностью, подбора, расстановки обучения и воспитания кадров, планирования работы, выработки и принятия решений по расстановке сил и средств, контроля и проверки исполнения, подведения итогов, обобщения и распространения передового опыта и т. д.
Сущность административно-исполнительской деятельностислужбы ООП состоит в реализации функций по непосредственному практическому обеспечению личной безопасности граждан, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, осуществлению профилактических и административно-правовых мер борьбы с правонарушениями, а также выполнении других функций, вытекающих из задач ее аппаратов и подразделений.1
Так, выполняя задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, аппараты и подразделения службы ООП осуществляют следующие функции:
- принимают действенные меры по поддержанию надлежащего состояния общественного порядка на улицах, площадях, транспортных магистралях, вокзалах, пристанях, в аэропортах и других общественных местах;
- обеспечивают охрану общественного порядка при проведении массовых мероприятий спортивного, культурного и религиозного характера и при проведении мероприятий по линии гражданской обороны;
- осуществляют надзор за соблюдением должностными лицами и гражданами решений органов законодательной и исполнительной власти по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;
- обеспечивают административно-правовую защиту законных интересов граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений от преступных и иных антиобщественных действий;
- принимают меры по оказанию неотложной помощи лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, находящимся в беспомощном состоянии, а также в состоянии опьянении, если они утратили способность самостоятельно передвигаться либо могут причинить вред окружающим или себе;
- обеспечивают охрану имущества от повреждений и хищений, совершаемых в общественных местах;
- при возникновении чрезвычайных обстоятельств и стихийных бедствий принимают активное участие в спасении людей и имущества, в аварийно-восстановительных работах, организуют охрану государственного, общественного и личного имущества граждан, оказавшегося без присмотра.
Участвуя в деятельности по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, работники службы ООП осуществляют такие функции, как:
- выявляют лиц, представляющих интерес для оперативно-разыскных аппаратов;
- принимают меры к пресечению совершаемых преступлений, активно участвуют в их раскрытии и задержании преступников;
- осуществляют раскрытие преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, и расследуют данные составы преступлений в форме дознания;
- обеспечивают охрану и конвоирование задержанных и заключенных под стражу лиц;
- охраняют места происшествия и принимают меры к задержанию преступников по «горячим следам»;
- выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений, и принимают необходимые меры к их устранению;
Выполняя такую задачу, как административно-правовая борьба с различными нарушениями антиалкогольного законодательства и другими административными правонарушениями, работники службы ООП выполняют следующие функции:
- организуют и проводят работу по профилактике пьянства;
- во взаимодействии с другими службами органов внутренних дел, органами исполнительной власти и общественными организациями проводят комплексные мероприятия по борьбе с пьянством, наркоманией и проституцией;
- выявляют лиц, занимающихся хищениями, и принимают меры к предупреждению и пресечению данных видов правонарушений;
- выявляют и пресекают правонарушения, посягающие на права, здоровье и свободу совести граждан, на общественный порядок и на установленный порядок управления;
- участвуют в обеспечении контроля за соблюдение паспортно-регистрационных правил и правил лицензионно-разрешительной системы;
- осуществляют контроль за соблюдением правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, их транзитного проезда через территорию России.
Реализуя возложенные задачи и функции при осуществлении организационно-правовой и административно-исполнительской деятельности, аппараты и подразделения службы ООП в виде строевых частей и подразделений патрульно-постовой службы полиции обеспечивают охрану общественного порядка и общественной безопасности на территории конкретного города, района, на объектах транспорта, содержанием деятельности которых является1:
- предупреждение, пресечение и раскрытие правонарушений, совершенных в общественных местах;
- выявление причин и условий, способствующих совершению конкретных преступлений или облегчающих их совершение и принятие необходимых мер по их устранению;
- обеспечение соблюдения юридическими лицами и гражданами установленных правил, ограничений, нормативов и стандартов;
- активное привлечение общественности к работе по предупреждению преступлений, информирование населения о средствах и способах правомерной защиты от преступных посягательств;
- проведение правовой пропаганды и разъяснительной работы среди населения;
- создание на основе анализа криминальной обстановки условий, объективно препятствующих совершению преступлений на определенной территории;
- быстрое и полное реагирование всех имеющихся сил и средств на сообщения и заявления должностных лиц, граждан и на иную информацию о совершаемых или подготавливаемых преступлениях с целью задержания преступников с поличным и раскрытия преступлений по «горячим следам»;
- обеспечение наращивания сил и средств ОВД и общественности в местах с наиболее высоким уровнем преступности;
- взаимодействие с государственными органами, министерствами, ведомствами, учреждениями, организациями, общественными объединениями, благотворительными фондами, трудовыми коллективами в работе по предупреждению и пресечению правонарушений;
- контроль за соблюдением лицами, освободившимися из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений с целью недопущения с их стороны преступлений и иных правонарушений;
- осуществление контроля за несовершеннолетними, систематически допускающими правонарушения, и т. д.
Организация охраны общественного порядка во многом зависит от правильной расстановки и эффективного использования сил и средств, которыми располагает служба ООП.
Под понятием «силы службы ООП» следует понимать личный состав аппаратов и подразделений данной службы (ДООП, УООП, ОООП), отделения ООП, группы ООП и их личный состав), других служб и подразделений органов внутренних дел, а также лиц, которые в установленном порядке сотрудничают с ними в деятельности по охране правопорядка и борьбе с преступностью. Силам службы ООП присущ ряд характерных особенностей, которые заключаются в следующем:
а) это наиболее многочисленные силы органов внутренних дел;
б) они представляют собой вооруженный отряд, осуществляющий свою деятельность на основе действующего законодательства, специальных уставов и полномочий;
в) обладают разнообразными тактическими возможностями для решения задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью;
г) осуществляют свою деятельность во взаимодействии с различными общественными формированиями и трудовыми коллективами, участвующими в охране общественного порядка.
В свою очередь, силы, участвующие в охране общественного порядка, подразделяются на собственные и приданные.
В собственные силы службы ООП входят:
- руководящий и инспекторский состав аппаратов данной службы МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, горрайлинорганов внутренних дел;
- рядовой и начальствующий состав строевых частей и подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных и линейных управлений, отделов внутренних дел;
- рядовой и начальствующий состав изоляторов временного содержания задержанных и заключенных под стражу, специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке;
- рядовой и начальствующий состав медицинских вытрезвителей, подразделений вневедомственной охраны, государственной инспекции безопасности дорожного движения, конвойных подразделений, службы участковых уполномоченных полиции, инспекторский состав подразделений по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и личный состав дежурных частей органов внутренних дел.
Приданные силы службы ООП, как правило, привлекаются для выполнения отдельных, частных задач по охране правопорядка либо обеспечения его в случаях осложнения оперативной обстановки и состоят из:
- личного состава специальных моторизированных частей полиции;
- работников других служб органов внутренних дел, слушателей и курсантов учебных заведений МВД РФ, учебных центров ГУВД, УВД, УВДТ и их профессорско-преподавательского состава, внутренних войск МВД России, научно-исследовательских учреждений МВД и УВД;
- работников частных детективных и охранных предприятий, внештатных сотрудников полиции, народных дружинников, членов рабочих отрядов содействия полиции, общественных пунктов охраны порядка и социально-профилактических центров и иных общественных организаций и объединений граждан.
На расстановку сил также влияет состояние оперативной обстановки, динамика преступности и ее структура, а также средства, используемые для охраны общественного порядка, которые позволяют повысить мобильность и управляемость нарядов полиции, их наступательность и маневренность.
Технические средства, используемые для охраны общественного порядка, подразделяются на:
а) транспортные средства – патрульные автомашины, мотоциклы, катера, велосипеды, специальные автомобили и вертолеты, автотранспорт для перевозки личного состава и др.;
б) средства радио, телевидения, проводной связи и сигнализации – радиопринимающие устройства, звукоусилители, телекамеры и телемониторы, телефоны, сигнализации различного назначения и т. д.;
в) табельное вооружение, снаряжение, специальные технические средства и аппаратура – огнестрельное оружие, средства личной защиты, наблюдения, средства принудительной остановки транспорта, специальные окрашивающие средства и др.;
г) особую группу средств усиления составляют служебные животные – лошади и собаки, которые активно используются в деятельности по обеспечению общественного порядка.
Эффективность деятельности службы охраны общественного порядка во многом зависит от быстроты, четкости и слаженности функционирования аппаратов, служб и подразделений, от правильного использования сил и средств, от организации управления данной службы.
2. Понятие, задачи и организационное построение патрульно-постовой службы полиции
Происходящие социально-экономические преобразования затронули не только экономическую, политическую, социальную, культурную и иные сферы жизни нашего общества, они также произвели изменения в криминогенной ситуации страны. Различные преступные проявления стали отличаться ярко выраженными агрессивностью, жестокостью и скоротечностью. Широко распространены грабежи и разбойные нападения на граждан, офисы различных фирм, автотранспорт, на различные предприятия и учреждения, где хранятся товарно-материальные ценности и денежные средства. В порядке вещей стали заказные убийства, захваты заложников с целью получения выкупа. Острой проблемой остается преступность на улицах и в общественных местах, в структуре которых увеличивается доля насильственных преступлений, дерзких по замыслу и квалифицированных по исполнению с использованием различных технических средств. Поэтому на современном этапе особую актуальность приобретает необходимость укрепления законности, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на улицах, объектах транспорта и иных общественных местах городов и других населенных пунктах.
Важная роль в реализации этих задач принадлежит патрульно-постовой службе полиции (ППСМ). Эта служба входит в состав полиции общественной безопасности и выступает в качестве основного средства обеспечения надлежащего общественного порядка в борьбе с преступностью на улицах, площадях, на объектах транспорта и в общественных местах специально назначаемыми нарядами.
Правовую основу деятельности патрульно-постовой службы полиции составляют: Конституция РФ; Закон РСФСР «О полиции»; федеральные законы и другие правовые акты России; законы и правовые акты субъектов РФ; нормативные акты МВД РФ; нормативные акты МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ; акты местных органов государственной власти и управления, принятые в пределах их полномочий.
Организация и деятельность ППСМ строятся в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности при тесном взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.
Общее руководство ППСМ осуществляет отдел по организации работы строевых и специальных подразделений полиции, входящий в структуру Департамента охраны общественного порядка МВД РФ. Начальники полиции общественной безопасности органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте являются непосредственными организаторами данной службы, им также подчиняются аппараты управления данной службой.
Основными задачами строевых подразделений ППСМ являются:
- обеспечение правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.
- обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на постах и маршрутах патрулирования.
- выявление на постах, маршрутах и задержание лиц, совершивших преступления и скрывающихся от следствия и суда.
- оказание содействия подразделениям криминальной полиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.
Выполняя эти задачи, ППСМ осуществляет следующие функции:
- защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств.
- оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для жизни и здоровья.
- пресечение и задержание лиц, совершивших преступления, по "горячим следам".
- предупреждение преступлений и административных правонарушений, выявление обстоятельств, способствующих их совершению, и в пределах своей компетенции принятие мер к устранению данных обстоятельств.
- обеспечение правопорядка при массовых мероприятиях, своевременное реагирование и пресечение попыток нарушений установленного порядка их проведения.
- совместно с другими подразделениями органов внутренних дел принятие неотложных мер по спасению людей и оказанию им в установленном порядке доврачебной помощи при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных обстоятельствах.
- взаимодействие с гражданами по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
- участие в пределах своей компетенции в мероприятиях по профилактике и предупреждению преступлений и иных правонарушений, осуществляемых по линии других подразделений органов внутренних дел, правоохранительных органов, органов государственной власти.
- участие в пределах своих полномочий в выполнении задач, определенных планами перевода органов внутренних дел на военное время и действий при чрезвычайных обстоятельствах.
- участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в проведении контртеррористических операций.
Вышеизложенные функции осуществляются силами, которые с учетом назначения, роли и места в патрульно-постовой службе подразделяются на строевые подразделения полиции; подразделения дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ДПС ГИБДД); подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел (ОВО); специальные моторизированные воинские части внутренних войск МВД России (СМВЧ); общественные формирования; личный состав сотрудников МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ; личный состав УВДТ, ОВДТ, учебных заведений МВД РФ, других служб и подразделений горрайлинорганов внутренних дел, определяемые Министром внутренних дел России.
Данные силы, в свою очередь, подразделяются на основные, дополнительные и приданные.
Основными силами являются строевые подразделения патрульно-постовой службы полиции общественной безопасности.
Дополнительными силами являются строевые подразделения дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения, строевые подразделения полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел и иные подразделения органов внутренних дел, задействованные в обеспечении правопорядка в общественных местах.
Приданными силами являются специальные моторизованные соединения и воинские части внутренних войск МВД России, соединения и воинские части оперативного назначения внутренних войск МВД России, курсанты, слушатели, преподаватели и начальствующий состав образовательных учреждений системы МВД России.
Привлекаемые к обеспечению правопорядка в общественных местах в составе дополнительных и приданных сил сотрудники органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками полиции, выполняют обязанности полиции, как при самостоятельных действиях, так и с участием иных сотрудников и военнослужащих указанных сил в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России[1].
К участию в обеспечении правопорядка в общественных местах во взаимодействии с органами внутренних дел и в соответствии с законодательством Российской Федерации могут привлекаться представители общественных формирований правоохранительной направленности, работники предприятий, осуществляющих негосударственную частную охранную деятельность и иные граждане Российской Федерации.
Основные и дополнительные силы ППСМ находятся в непосредственном подчинении начальников, которые организуют охрану общественного порядка на закрепленных территориях (республики, области, края, города, района) и действуют в пределах соответствующих регионов или районов.
Основные силы в виде патрульно-постовой службы полиции категорически запрещается использовать не по прямому назначению, т. е. привлекать к решению иных задач, не связанных с охраной общественного порядка.
С целью успешного выполнения возложенных задач и функций силы патрульно-постовой службы обеспечиваются различными средствами, которые подразделяются на технические средства и служебные животные. К техническим средствам относятся: автотранспорт, патрульные автомашины, бронемашины, специальные автомашины, вертолеты, мотоциклы, катера и велосипеды, автотранспорт для перевозки служебных нарядов, специальные автомобили и другие транспортные средства (водометы, средства разрушения преград); средства радио и проводной связи и специальной техники (радиостанции стационарные и носимые, телефоны, аудио и видеотехника, электромагнитофоны и т. д.); табельное огнестрельное оружие, снаряжение и специальные средства (пистолеты, автоматы, витражи, щиты, наручники, резиновые палки, средства принудительной остановки транспортных средств, окрашивающие средства); осветительные приборы, специальная аппаратура и другие технические средства.
Использование технических средств силами ППСМ способствует должному взаимодействию нарядов, повышает их мобильность, наступательность и степень реагирования. Патрульные автомобили в обязательном порядке, в соответствии с табелем положенности, должны быть оборудованы средствами связи и специальной техникой и использоваться с максимальной нагрузкой, не менее 12–15 часов в сутки, со сменными экипажами.
Особую группу средств представляют служебные животные в виде лошадей и собак. Так, созданные в ряде крупных городов конные подразделения полиции осуществляют патрулирование в городских парках, зонах отдыха, а также в местах большого скопления населения, особенно при проведении массовых мероприятий. Служебные собаки используются при патрулировании, как правило, в ночное время на малоосвещенных улицах, в районе новостроек, при осмотре оврагов, пустующих зданий, подвалов, чердаков, что позволяет существенно повысить эффективность работы нарядов полиции по предупреждению, пресечению правонарушений, задержанию преступников, усилению охраны объектов различных форм собственности.
Обеспечение правопорядка в общественных местах силами ППСМ осуществляется на основе Плана комплексного использования сил и средств органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в общественных местах (единая дислокация), который утверждается не менее чем один раз в два года приказом начальника отдела (управления) внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, начальника линейного отдела (управления) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
Единая дислокация разрабатывается с учетом дислокации постов и маршрутов патрулирования строевых подразделений дополнительных сил, в том числе не входящих в состав соответствующих горрайорганов внутренних дел, но выполняющих свои основные задачи на территории их ответственности, и согласовывается с руководством этих подразделений.
На основании плана единой дислокации уполномоченным руководителем горрайоргана внутренних дел ежесуточно принимается решение о комплексном использовании сил и средств по обеспечению правопорядка в общественных местах.
План единой дислокации предусматривает расстановку сил и средств органов внутренних дел в общественных местах на обслуживаемой территории, возможность маневра ими при осложнении оперативной обстановки и представляет собой текстуальное и картографическое решение на деятельность всех видов нарядов полиции, других сил и средств органов внутренних дел, задействованных в обеспечении правопорядка в общественных местах.
В этих целях территория, обслуживаемая соответствующим органом внутренних дел, распределяется на участки местности (патрульные участки), посты и маршруты патрулирования, обеспечение правопорядка на которых осуществляется нарядами комплексных сил.
Патрульные участки в плане единой дислокации состоят из постов, маршрутов патрулирования нарядов, дислоцированных на участках местности, на которых необходимо обеспечить постоянное присутствие комплексных сил.
В Плане единой дислокации в обязательном порядке отражаются особенности деятельности следующих нарядов основных, дополнительных и приданных сил:
Патруля –подвижного наряда органов внутренних дел, состоящего из двух и более сотрудников органов внутренних дел или военнослужащих внутренних войск МВД России (патрульных), и выполняющего возложенные на него обязанности на маршруте патрулирования на автомобиле (ПА), на мотоцикле (ПМ), на катере (ПКТ), на вертолетах (ВП), на конях (ПК), в пешем порядке (ПП), со служебными собаками (ПС).
Патрульной группы (ПГ) – наряда органов внутренних дел в составе двух и более патрулей, объединенных для несения службы по охране общественного порядка под единым руководством, для несения службы которого назначаются несколько маршрутов или участок территории муниципального образования, на котором проводится мероприятие с большим количеством граждан, зона массового отдыха. Основу ПГ должен составлять ПА, оборудованный радиостанцией, устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, специальной громкоговорящей установкой и иными техническими средствами, с нанесенными на наружные поверхности специальными светографическими схемами, которому придаются ПП с носимыми радиостанциями и при необходимости – ПМ, ПК, ПС, ПКТ или используемый, как правило, для координации действий ВП.
Поста – наряда органов внутренних дел в определенном месте или участке местности, на котором необходимо обеспечить постоянное присутствие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск (постовых), с учётом обеспечения ими визуального контроля за территорией и расположенными на ней объектами, при этом обозначение в плане единой дислокации удаления границ от центра поста не должно превышать 300 метров.
Стационарных постов полиции (СПМ) – специально оборудованных техническими средствами управления нарядами, видеонаблюдения и связи помещений, устанавливаемых в местах массового пребывания людей, местах наиболее часто подверженных криминогенным проявлениям, а также наиболее удалённых от горрайлиноргана внутренних дел, где необходимо обеспечить постоянное присутствие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск.
Групп немедленного реагирования (ГНР) – наряда органов внутренних дел, создаваемого в целях оперативного реагирования на сообщения и заявления о преступлениях и других правонарушениях, принятия безотлагательных мер для задержания лиц, совершивших преступление, по горячим следам и участия в раскрытии преступлений, создаваемого как на штатной основе в составе нарядов дежурных частей, так и в установленном порядке – временно.