Пути совершенствования налоговой системы




 

В Республике Беларусь на протяжении становления и развития налоговой системы постоянно проводится работа по упрощению механизма исчисления и взимания налогов, стабилизации налогового законодательства. Правительство постоянно принимает меры по снижению показателя налоговой нагрузки.

В статье «Налоговое регулирование в Республике Беларусь» К.А. Сумар - министр по налогам и сборам высказывает мнение: «Что возможность снижения налоговой нагрузки ограничена необходимостью выполнения бюджета и реализацией за счет централизованных в его рамках финансовых ресурсов экономических и социальных программ. Было бы профанацией говорить о снижении налогового бремени на экономику без оказания конкретных компенсационных мер по увеличению налогооблагаемой базы. Поэтому снижение налоговой нагрузки возможно только при условии мобилизации других неналоговых источников пополнения бюджета» (Национальная экономическая газета-№59)

С 2005 года наша республика перешла на взимание НДС с Россией по принципу страны назначения.

В 2005 году снижена налоговая нагрузка на 0,25%, ставка чрезвычайного налога была также снижена с 4 до 3%. Правительством предлагается внесение изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения.

С 01.01.2005г. отменены налоговые льготы по налогу на прибыль для вновь образованных организаций с иностранными инвестициями. Также прекращена практика уменьшения налогооблагаемой прибыли на суммы, фактически использованная на проведение природоохранных и противопожарных мероприятий, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, а также отменено освобождение от налогообложения прибыли фармацевтических предприятий, полученной в течение двух лет от реализации потребителям отдельных видов лекарственных препаратов.

Устранены разночтения, возникшие при применении ст.53 НК, когда плательщик не вправе самостоятельно распоряжаться денежными средствами на счете в банке в связи с приостановлением операций по счету, и одновременно выставлены исполнительные документы, расчеты по которым согласно установленной законодательством очередности исполняются во вторую, в третью и последующие очереди.

При реформировании налоговой системы необходимо учитывать следующие требования:

равенство и справедливость налоговой системы: распределение налогового бремени должно быть равным и каждый налогоплательщик должен вносить свою справедливую долю в казну государства;

эффективность налогообложения. Реализация этого требования состоит в следующем;

налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, или, в крайнем случае, оно должно быть минимальным;

налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны;

налоговая система не должна допускать произвольного толкования, должна быть понятна налогоплательщикам и принята большей частью общества;

административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

В любом случае основной целью корректировок налоговой системы должно являться достижение баланса интересов государства и бизнеса.

Таким образом, в качестве основных направлений реформирования налоговой системы необходимо поэтапное решение наиболее актуальных для реального сектора экономических задач:

· более детальная разработка методических указаний по порядку расчета и уплаты отдельных налогов и неналоговых платежей, привлечение к их разработке не только налоговых работников, но и бухгалтеров с целью возможности определения баз налогообложения по отдельным налогам;

· унификация по ряду налоговой базы для исчисления налогов;

· ликвидация многочисленных льгот для ряда субъектов хозяйствования;

· постепенный переход от ежемесячной уплаты налогов к поквартальной уплате;

· определение постоянных и стабильных источников местного самофинансирования, отсутствие которых является причиной появления местных налогов;

· сокращение до минимума, а впоследствии и отмена налогов, уплачиваемых из выручки;

· снижение налогового бремени на фонд оплаты труда;

· уменьшение количества платежей за счет объединения сходных или отмены мелких налогов и сборов с высокими издержками на их администрирование;

· пересмотр механизма формирования базы исчисления налога на прибыль;

· снижение ставок некоторых видов налогов по мере расширения базы налогообложения;

· максимальное упрощение налогообложения индивидуальных предпринимателей;

· стремление к унификации с налоговыми системами, действиями в государствах ЕС и СНГ, в части создания согласованного налогового законодательства с Россией;

· пересмотр мер экономической ответственности за налоговые правонарушения.
Заключение

 

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства. нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

Пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов. В настоящее время на роль нового, профессионально составленного, с учётом предыдущих ошибок и неудач, налогового законодательства претендует Налоговый кодекс, разработанный Правительством РФ, однако, он не лишён недостатков.

Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками. Лишь незначительная их часть будет так или иначе решена в недалеком будущем.

 


Литература

 

1. Конституция РФ 1993г.

2. Закон Российской Федерации “ Об основах налоговой системы в Российской Федерации “.

3. Налоговый Кодекс РФ (часть 1, вступила в действие с 1 января 1999 года)

4. Закон РФ «Об акцизах»

5. Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость»

6. ФЗ от 25 апреля 1995г. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость»

7. Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций»

8. Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц»

9. ФЗ от 10 января 1997г. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц»

10. ФЗ от 31 марта 1999г. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц»

11. Финансовое право: учебник / отв. Ред. Н.И. Химичева. 2-е изд.., перераб. и доп. – М.: 2000

12. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов, - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001 г.

13. Бюджетный кодекс РФ.- М.: «Омега-Л», 2005 г.

14. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение.- М.: Финансы и статистика, 2001г.

15. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / под ред. И.В. Горского.- 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2003г.

16. Пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации. с 71-72//Налоги и налогообложение, №2, 2005

17. Финансы: Учебник /Под ред. Дробозиной Л.А. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2003

18. Финансы: Учебник /Под ред. Родионовой В.М. М.: Финансы и статистика, 2006

19. Финансы: Учеб. пособие /Под ред. Ковалевой A.M. M.: Финансы и статистика, 2006

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: