В детской музыкальной школе




РИТМИКА

 

 

МОСКВА «ПРЕСС-СОЛО» 1997

 

Работа, представленная в данном выпуске, Обощает опыт старейшего преподавателя ритмики ГАЛИНЫСТАНИСЛАВОВНЫФРАНИО, внёсшей большой вклад в теорию и практику развития предмета.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Г.Франио

 

Программа по ритмике для подготовительных отделений

 

детских музыкальных школ и школ искусств ……………………………………3

 

 

Г.Франио

 

Программа по ритмике для I, II классов

 

детских музыкальных школ и школ искусств ……………………………………17

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО РИТМИКЕ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ И ШКОЛ ИСКУССТВ

 

 

Ритмика в музыкальных школах входит в систему музыкального воспитания. На уроках ритмики происходит изучение тех элементов выразительности, которые естественно и логично могут быть отражены в движении.

 

Основными задачами работы на уроках ритмики являются: воспитание восприятия характера музыки, развитие музыкально-выразительных представлений и творческой активности, воспитание чувства ритма, музыкально-ритмической памяти и сознательное освоение детьми метроритмической структуры музыки.

 

Работа по ритмике строится на основных движениях: ходьбе, беге, различного рода прыжках, с соблюдением правильного положения корпуса при движении и торможении, метании (преимущественно работа с мячами), на гимнастических (общеразвивающих) упражнениях с предметами и без предметов, тренирующих различные группы мышц, построениях и перестроениях, танцевальных движениях – танцах, играх.

 

В работу по ритмике входят следующие темы: воспитание восприятия характера музыки, темп, динамика, метроритм, строение музыкального произведения.

 

Материал изучается концентрическим методом в течение всего учебного года, уроки строятся комплексно. Часто разные темы прорабатываются на одном и том же музыкальном примере.

 

На первых этапах работы дети интуитивно воспринимают и передают в движении характер, темп, динамику, метроритмические особенности произведения в различных игровых и творческих упражнениях.

 

Например, ощущая сильную долю, дети отмечают её хлопками, наклоном корпуса, броском мяча и т.д. (что в дальнейшем поможет им в определении размера), выполняя простейшие ритмические рисунки, они не имеют еще понятия о длительности.

 

После ряда занятий, выполняемых интуитивно, педагог постепенно знакомит детей с элементами музыкальной речи, подводя их к сознательному освоению музыкальной грамоты.

 

Педагогу следует с большой ответственностью подходить к подбору музыкальных произведений и их исполнению. Произведения должны быть высокохудожественны, разнообразны, ясны по форме и содержанию, доступны для эмоционального восприятия ребенком и удобны для выполнения движений.

 

I. ВОСПИТАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ХАРАКТЕРА МУЗЫКИ.

 

Методические рекомендации. Прослушав музыку, педагог предлагает детям самостоятельно отобразить её характер в движениях. Это даёт ему возможность выявить детей отношение к данному произведению, а также определить их творческие возможности. Педагог обращает внимание детей на более удачное исполнение. Иногда лучшие варианты повторяются всеми детьми. Так создаются сочиненные детьми и совместно с педагогом игровые упражнения, танцы.

 

Творческий процесс способствует развитию познавательного интереса. Важно уметь подбирать такие упражнения, игры, пляски, которые формировали бы у детей отношение к окружающему миру, углубляли их представления о жизни, труде, природе. После прослушивания музыки и определения её характера (спокойный, бодрый, веселый и т.д.) педагог показывает детям зафиксированные движения (гимнастические, танцевальные), стараясь добиться правильной реакции на музыку и выразительности исполнения движений.

 

Выразительное исполнение музыки должно способствовать созданию ярких художественных образов, близких и понятных детям и легко поддающимся передаче средствами движения.

 

Программные требования.

 

Стимулировать проявления активности и самостоятельности детей в передаче характера музыки и своего отношения к музыкальному произведению через движение.

 

 

II. ТЕМП.

 

Методические рекомендации. При исполнении музыкального произведения точно соблюдать предложенный композитором темп. Воспитывать у детей умение удерживать нужный темп, что положительно скажется и на занятиях по специальности, сольфеджио, хоровом классе.

 

Программные требования.

 

· Уметь двигаться в темпе исполняемого произведения.

· Узнавать темпы: медленный, быстрый, умеренный.

· Уметь ускорять и замедлять темп (игры: «Поезд», муз. Е. Тиличеевой, «Метро», муз. Т. Ломовой, сб. «Музыка в детском саду», выпуск пятый).

· Выполнять по памяти ходьбу, бег, ритмические рисунки в заданном темпе после временного прекращения музыки (в знакомых музыкальных произведениях и упражнениях «эхо»).

· Сохранять заданный темп в речевых упражнениях (произнесение текста в заданном темпе во время ходьбы или бега равными длительностями).

 

 

III. ДИНАМИКА.

 

Методические рекомендации. Характер музыки, темп и динамика неотделимы друг от друга, и работа над ними осуществляется в тесном единстве, часто на одном и том же музыкальном материале. Этим темы находят своё выражение в творчестве детей, в импровизациях различных движений под музыку, в свободных танцевальных движениях, а также упражнениях, играх и танцах с фиксированными движениям.

 

Программные требования.

· Ознакомиться с динамическими контрастами в связи со смысловым содержанием прослушиваемого произведения (упражнение «Легкие и тяжелые руки», сб. «С песенкой по лесенке» Т. Бырченко).

· Обращать внимание на связь между динамикой и изменением силы мышечного напряжения. На f – движения энергичней, мышечное напряжение больше, затрата энергии значительней, чем на p. На p – легкий бег, на f – бег широким шагом («Экосез» Ф. Шуберта, соч. 18 ля бемоль мажор). Упражнение для рук: «покачаемся с лентами», «маленькие и большие», «крылья бабочки» (сб. «Подарок нашим малышам», изд. «Музыка», Ленинградское отделение, 1975г.).

 

 

IV. МЕТРОРИТМ.

 

Методические рекомендации. Ритм является одним из важных выразительных средств музыки, поэтому при выполнении любых музыкально-ритмических заданий, преследующих дидактические цели, следует так же учить детей выполнять их в характере музыки.

 

В процессе занятий, дети, двигательно реагируя на музыку, подчеркивают метрические доли. Отмечать их можно хлопками, шагами. Например, на сильную долю сделать хлопок, на слабую – развести руки в стороны; топать одной ногой на сильную долю, или при ходьбе делать акцент одной ногой; бросать мяч на сильную долю. Эти упражнения даются в размере 2/4 и ¾. Предлагая исполнить упражнение «эхо», педагог проигрывает на фортепиано 2-4 такта пьесы или придумывает ритмы сам, а дети повторяют ритмические рисунки, выполняя их хлопками или шагами. Иногда для этой цели можно использовать удары в бубен, барабан или ударные инструменты. Можно предложить детям самим придумывать ритмические рисунки (один ребенок прохлопывает придуманный им ритмический рисунок, другой его повторяет).

 

Можно подобрать пьесы, в которых ритмический рисунок фраз повторяется (1-2, 3-4, 5-6 и т.д.).

 

Затем первая фраза проигрывается громко, вторая – тихо.

 

Дети, прослушав первую фразу, отстукивают пальцем о палец ритм второй фразы или прохлопывают её в ладоши.

 

При повторении упражнения дети шагают под музыку четных фраз. Затем четные фразы не проигрываются на инструменте, и дети отмечают ритмический рисунок фразы без музыкального сопровождения хлопками или шагами по памяти (Э. Сухонь «Мой Янко», сб. «Первые шаги в музыке», «Интересное приключение», сб. «С песенкой по лесенке»).

 

Овладение дирижерским жестом помогает ощутить двухдольность и трехдольность музыкального произведения, передать его характер и жанр (марш, вальс, полька, колыбельная и т.д.).

 

Программные требования.

 

В данной теме материал примерно распределен по четвертям в соответствии с программой по сольфеджио.

· Интуитивное восприятие на слух метрической пульсации, ощущение сильных и слабых долей (I четверть).

· Интуитивное освоение соотношений длительностей (долгие, короткие звуки).

· Прохлопывание, простукивание простейших ритмических рисунков, а также ходьба под музыку: сочетание четвертей, восьмых и половинных длительностей в размерах 2/4, 3/4 (I четверть)

· Знакомство с понятием «сильная доля» (I четверть).

· Осознанное усвоение длительностей: четверть, восьмая, половинная. Выполнение данных длительностей условными обозначениями (II четверть).[1]

· Развитие ритмической памяти (упражнение «эхо»); выполнение шагами ритмического рисунка знакомого музыкального произведения (частично без музыкального сопровождения).

· (Работа по выполнению ритмических рисунков проводится на протяжении всего учебного года).

· Использование речевых упражнений для соблюдения темпа и выполнения ритмических рисунков (I, II четверти).

· Осознанное определение длительностей в речевых упражнениях (II четверть).

· Знакомство с размерами 2/4 и 3/4. Определение их на слух на основе ощущения сильных долей (II, III четверти).

· Знакомство с заткатовым построением (III четверть).

· Подготовка к дирижированию.

 

(Систематическая работа над упражнениями, способствующими развитию мягкости, пластичности, плавности движений рук, – I, II четверти).

 

· Умение передавать динамические оттенки (p, f) (III и IV четверти).

· Дирижирование во время ходьбы: выполняя шагами разные длительности; выполняя шагами простейшие ритмические рисунки, состоявшие из четвертей, восьмых и половинных длительностей в размерах 2/4 и 3/4 (III, IV четверти; для продвинутых групп).

· Определение длительностей по дирижерскому жесту (III, IV четверти).

 

 

V. СТРОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

 

Методические рекомендации. При знакомстве с частями музыкального произведения обращается внимание на характер каждой из них, на контрастность и повторность частей (например, А, Б, А), в которых соответственно повторяются и движения.

 

При знакомстве с фразами следует подбирать пьесы с простой и ясной фразировкой. Вначале лучше давать фразы, одинаковые по протяженности и ритму (ритмический рисунок общий, а мелодия изменяется). Например: П. Васильев «В классическом роде»; сборник «Первые шаги в музыке» М. Андреевой и Е. Коноровой.

 

Для начала также целесообразно использовать фразы, оканчивающиеся на половинные длительности, так как в этом случае детям легче ощутить конец одной фразы, сделать остановку и начать новую. На следующем этапе работы предлагаются пьесы, в которых длинные и короткие фразы чередуются.

 

Для ощущения на слух фразировки можно использовать ряд методических приемов. Например, поочередное прохлопывание детьми в ладоши музыкальных фраз. Или другое упражнение: пальцы сжать в кулаки, в конце первой фразы один палец выпрямляется («выскакивает»), так же и в конце следующей фразы и т.д. Сколько «выскочило» пальцев, столько и фраз в пьесе. Длину фраз можно отображать дугообразным движением рук: подняв правую руку перед левым плечом, описать дугу слева – направо; на следующую фразу дуга описывается справа – налево. Поставив детей в одну шеренгу, предложить каждому по очереди пройти одну фразу «своей дорожкой» (прямо). Длина пройденной дорожки будет зависеть от длины фразы. В данном упражнении наглядно видна протяженность каждой из них.

 

У детей надо вырабатывать ощущение одновременности начала движения с началом музыки – после выступления или после окончания предыдущей фразы.

 

Куплетная форма в различных народных и детских песнях закрепляется в хороводах, народных плясках в виде зафиксированных движений. Например: хоровод «Метелица»; см. «Методическое пособие по ритмике для 1 класса музыкальных школ» Г. Франио, И. Лифиц, изд. «Музыка»; «Игры с пением для детских садов», сост. Н. Метлов; «Играем и поем», сост. Н. Метлов и Л. Михайлова.

 

Вступление в песнях и пьесах вначале воспринимается детьми интуитивно. Постепенно дети приучаются начинать движение на первую сильную долю после вступления. Первую сильную долю можно отмечать хлопком в ладоши или притопом ноги об пол.

 

Программные требования.

· Ознакомление с двухчастными и трехчастными построениями, фразами, куплетной формой (II, III четверти.

· На коротких и доступных произведениях ознакомление с понятием «вступление» (построение, предшествующее началу движения). После вступления – самостоятельно, без словесного указания педагога начинать движение, ощущая первую сильную долю.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: