РИТМИКА
МОСКВА «ПРЕСС-СОЛО» 1997
Работа, представленная в данном выпуске, Обощает опыт старейшего преподавателя ритмики ГАЛИНЫСТАНИСЛАВОВНЫФРАНИО, внёсшей большой вклад в теорию и практику развития предмета.
СОДЕРЖАНИЕ
Г.Франио
Программа по ритмике для подготовительных отделений
детских музыкальных школ и школ искусств ……………………………………3
Г.Франио
Программа по ритмике для I, II классов
детских музыкальных школ и школ искусств ……………………………………17
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО РИТМИКЕ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ И ШКОЛ ИСКУССТВ
Ритмика в музыкальных школах входит в систему музыкального воспитания. На уроках ритмики происходит изучение тех элементов выразительности, которые естественно и логично могут быть отражены в движении.
Основными задачами работы на уроках ритмики являются: воспитание восприятия характера музыки, развитие музыкально-выразительных представлений и творческой активности, воспитание чувства ритма, музыкально-ритмической памяти и сознательное освоение детьми метроритмической структуры музыки.
Работа по ритмике строится на основных движениях: ходьбе, беге, различного рода прыжках, с соблюдением правильного положения корпуса при движении и торможении, метании (преимущественно работа с мячами), на гимнастических (общеразвивающих) упражнениях с предметами и без предметов, тренирующих различные группы мышц, построениях и перестроениях, танцевальных движениях – танцах, играх.
В работу по ритмике входят следующие темы: воспитание восприятия характера музыки, темп, динамика, метроритм, строение музыкального произведения.
|
Материал изучается концентрическим методом в течение всего учебного года, уроки строятся комплексно. Часто разные темы прорабатываются на одном и том же музыкальном примере.
На первых этапах работы дети интуитивно воспринимают и передают в движении характер, темп, динамику, метроритмические особенности произведения в различных игровых и творческих упражнениях.
Например, ощущая сильную долю, дети отмечают её хлопками, наклоном корпуса, броском мяча и т.д. (что в дальнейшем поможет им в определении размера), выполняя простейшие ритмические рисунки, они не имеют еще понятия о длительности.
После ряда занятий, выполняемых интуитивно, педагог постепенно знакомит детей с элементами музыкальной речи, подводя их к сознательному освоению музыкальной грамоты.
Педагогу следует с большой ответственностью подходить к подбору музыкальных произведений и их исполнению. Произведения должны быть высокохудожественны, разнообразны, ясны по форме и содержанию, доступны для эмоционального восприятия ребенком и удобны для выполнения движений.
I. ВОСПИТАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ХАРАКТЕРА МУЗЫКИ.
Методические рекомендации. Прослушав музыку, педагог предлагает детям самостоятельно отобразить её характер в движениях. Это даёт ему возможность выявить детей отношение к данному произведению, а также определить их творческие возможности. Педагог обращает внимание детей на более удачное исполнение. Иногда лучшие варианты повторяются всеми детьми. Так создаются сочиненные детьми и совместно с педагогом игровые упражнения, танцы.
|
Творческий процесс способствует развитию познавательного интереса. Важно уметь подбирать такие упражнения, игры, пляски, которые формировали бы у детей отношение к окружающему миру, углубляли их представления о жизни, труде, природе. После прослушивания музыки и определения её характера (спокойный, бодрый, веселый и т.д.) педагог показывает детям зафиксированные движения (гимнастические, танцевальные), стараясь добиться правильной реакции на музыку и выразительности исполнения движений.
Выразительное исполнение музыки должно способствовать созданию ярких художественных образов, близких и понятных детям и легко поддающимся передаче средствами движения.
Программные требования.
Стимулировать проявления активности и самостоятельности детей в передаче характера музыки и своего отношения к музыкальному произведению через движение.
II. ТЕМП.
Методические рекомендации. При исполнении музыкального произведения точно соблюдать предложенный композитором темп. Воспитывать у детей умение удерживать нужный темп, что положительно скажется и на занятиях по специальности, сольфеджио, хоровом классе.
Программные требования.
· Уметь двигаться в темпе исполняемого произведения.
· Узнавать темпы: медленный, быстрый, умеренный.
· Уметь ускорять и замедлять темп (игры: «Поезд», муз. Е. Тиличеевой, «Метро», муз. Т. Ломовой, сб. «Музыка в детском саду», выпуск пятый).
|
· Выполнять по памяти ходьбу, бег, ритмические рисунки в заданном темпе после временного прекращения музыки (в знакомых музыкальных произведениях и упражнениях «эхо»).
· Сохранять заданный темп в речевых упражнениях (произнесение текста в заданном темпе во время ходьбы или бега равными длительностями).
III. ДИНАМИКА.
Методические рекомендации. Характер музыки, темп и динамика неотделимы друг от друга, и работа над ними осуществляется в тесном единстве, часто на одном и том же музыкальном материале. Этим темы находят своё выражение в творчестве детей, в импровизациях различных движений под музыку, в свободных танцевальных движениях, а также упражнениях, играх и танцах с фиксированными движениям.
Программные требования.
· Ознакомиться с динамическими контрастами в связи со смысловым содержанием прослушиваемого произведения (упражнение «Легкие и тяжелые руки», сб. «С песенкой по лесенке» Т. Бырченко).
· Обращать внимание на связь между динамикой и изменением силы мышечного напряжения. На f – движения энергичней, мышечное напряжение больше, затрата энергии значительней, чем на p. На p – легкий бег, на f – бег широким шагом («Экосез» Ф. Шуберта, соч. 18 ля бемоль мажор). Упражнение для рук: «покачаемся с лентами», «маленькие и большие», «крылья бабочки» (сб. «Подарок нашим малышам», изд. «Музыка», Ленинградское отделение, 1975г.).
IV. МЕТРОРИТМ.
Методические рекомендации. Ритм является одним из важных выразительных средств музыки, поэтому при выполнении любых музыкально-ритмических заданий, преследующих дидактические цели, следует так же учить детей выполнять их в характере музыки.
В процессе занятий, дети, двигательно реагируя на музыку, подчеркивают метрические доли. Отмечать их можно хлопками, шагами. Например, на сильную долю сделать хлопок, на слабую – развести руки в стороны; топать одной ногой на сильную долю, или при ходьбе делать акцент одной ногой; бросать мяч на сильную долю. Эти упражнения даются в размере 2/4 и ¾. Предлагая исполнить упражнение «эхо», педагог проигрывает на фортепиано 2-4 такта пьесы или придумывает ритмы сам, а дети повторяют ритмические рисунки, выполняя их хлопками или шагами. Иногда для этой цели можно использовать удары в бубен, барабан или ударные инструменты. Можно предложить детям самим придумывать ритмические рисунки (один ребенок прохлопывает придуманный им ритмический рисунок, другой его повторяет).
Можно подобрать пьесы, в которых ритмический рисунок фраз повторяется (1-2, 3-4, 5-6 и т.д.).
Затем первая фраза проигрывается громко, вторая – тихо.
Дети, прослушав первую фразу, отстукивают пальцем о палец ритм второй фразы или прохлопывают её в ладоши.
При повторении упражнения дети шагают под музыку четных фраз. Затем четные фразы не проигрываются на инструменте, и дети отмечают ритмический рисунок фразы без музыкального сопровождения хлопками или шагами по памяти (Э. Сухонь «Мой Янко», сб. «Первые шаги в музыке», «Интересное приключение», сб. «С песенкой по лесенке»).
Овладение дирижерским жестом помогает ощутить двухдольность и трехдольность музыкального произведения, передать его характер и жанр (марш, вальс, полька, колыбельная и т.д.).
Программные требования.
В данной теме материал примерно распределен по четвертям в соответствии с программой по сольфеджио.
· Интуитивное восприятие на слух метрической пульсации, ощущение сильных и слабых долей (I четверть).
· Интуитивное освоение соотношений длительностей (долгие, короткие звуки).
· Прохлопывание, простукивание простейших ритмических рисунков, а также ходьба под музыку: сочетание четвертей, восьмых и половинных длительностей в размерах 2/4, 3/4 (I четверть)
· Знакомство с понятием «сильная доля» (I четверть).
· Осознанное усвоение длительностей: четверть, восьмая, половинная. Выполнение данных длительностей условными обозначениями (II четверть).[1]
· Развитие ритмической памяти (упражнение «эхо»); выполнение шагами ритмического рисунка знакомого музыкального произведения (частично без музыкального сопровождения).
· (Работа по выполнению ритмических рисунков проводится на протяжении всего учебного года).
· Использование речевых упражнений для соблюдения темпа и выполнения ритмических рисунков (I, II четверти).
· Осознанное определение длительностей в речевых упражнениях (II четверть).
· Знакомство с размерами 2/4 и 3/4. Определение их на слух на основе ощущения сильных долей (II, III четверти).
· Знакомство с заткатовым построением (III четверть).
· Подготовка к дирижированию.
(Систематическая работа над упражнениями, способствующими развитию мягкости, пластичности, плавности движений рук, – I, II четверти).
· Умение передавать динамические оттенки (p, f) (III и IV четверти).
· Дирижирование во время ходьбы: выполняя шагами разные длительности; выполняя шагами простейшие ритмические рисунки, состоявшие из четвертей, восьмых и половинных длительностей в размерах 2/4 и 3/4 (III, IV четверти; для продвинутых групп).
· Определение длительностей по дирижерскому жесту (III, IV четверти).
V. СТРОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Методические рекомендации. При знакомстве с частями музыкального произведения обращается внимание на характер каждой из них, на контрастность и повторность частей (например, А, Б, А), в которых соответственно повторяются и движения.
При знакомстве с фразами следует подбирать пьесы с простой и ясной фразировкой. Вначале лучше давать фразы, одинаковые по протяженности и ритму (ритмический рисунок общий, а мелодия изменяется). Например: П. Васильев «В классическом роде»; сборник «Первые шаги в музыке» М. Андреевой и Е. Коноровой.
Для начала также целесообразно использовать фразы, оканчивающиеся на половинные длительности, так как в этом случае детям легче ощутить конец одной фразы, сделать остановку и начать новую. На следующем этапе работы предлагаются пьесы, в которых длинные и короткие фразы чередуются.
Для ощущения на слух фразировки можно использовать ряд методических приемов. Например, поочередное прохлопывание детьми в ладоши музыкальных фраз. Или другое упражнение: пальцы сжать в кулаки, в конце первой фразы один палец выпрямляется («выскакивает»), так же и в конце следующей фразы и т.д. Сколько «выскочило» пальцев, столько и фраз в пьесе. Длину фраз можно отображать дугообразным движением рук: подняв правую руку перед левым плечом, описать дугу слева – направо; на следующую фразу дуга описывается справа – налево. Поставив детей в одну шеренгу, предложить каждому по очереди пройти одну фразу «своей дорожкой» (прямо). Длина пройденной дорожки будет зависеть от длины фразы. В данном упражнении наглядно видна протяженность каждой из них.
У детей надо вырабатывать ощущение одновременности начала движения с началом музыки – после выступления или после окончания предыдущей фразы.
Куплетная форма в различных народных и детских песнях закрепляется в хороводах, народных плясках в виде зафиксированных движений. Например: хоровод «Метелица»; см. «Методическое пособие по ритмике для 1 класса музыкальных школ» Г. Франио, И. Лифиц, изд. «Музыка»; «Игры с пением для детских садов», сост. Н. Метлов; «Играем и поем», сост. Н. Метлов и Л. Михайлова.
Вступление в песнях и пьесах вначале воспринимается детьми интуитивно. Постепенно дети приучаются начинать движение на первую сильную долю после вступления. Первую сильную долю можно отмечать хлопком в ладоши или притопом ноги об пол.
Программные требования.
· Ознакомление с двухчастными и трехчастными построениями, фразами, куплетной формой (II, III четверти.
· На коротких и доступных произведениях ознакомление с понятием «вступление» (построение, предшествующее началу движения). После вступления – самостоятельно, без словесного указания педагога начинать движение, ощущая первую сильную долю.