Краткие сведения о пластической анатомии человека




Из многообразных форм природы тело человека является наиболее сложной и совершенной формой.

Работа над рисунком человеческого тела немыслима без осознания основ пластической анатомии. Не ставя себе задачей подробное изложение анатомии человека, обратим внимание на общее построение фигуры, имея в виду пластическую связь между её отдельными формами.

Строение скелета обеспечивает необходимую человеку свободу движения.

Основой туловища служит позвоночный столб, несущий на себе голову и грудную клетку. Нижним концом позвоночный столб вклинивается между костями таза, являющимся неподвижным фундаментом туловища и соединяющим его с нижними конечностями. Из всех частей скелета наибольшей свободой движения обладают верхние конечности. Позвоночный столб состоит из 24 позвонков: 7 шейных, 12 грудных и 5 поясничных. В соответствии с этим разделением позвоночник имеет изгибы, определяющие форму спины. Движения головы и туловища зависят от движения позвонков. Наибольшую подвижность позвоночный столб имеет в той части, где расположены 5 поясничных и 2 нижних грудных позвонка.

Сзади позвонки имеют остистые отростки. К остистым отросткам грудных позвонков прикрепляются рёбра грудной клетки. Загибаясь вперёд, рёбра сходятся, скрепляясь с грудиной. Поверх рёбер к грудине прикрепляются ключицы, имеющие форму буквы S, к которым подвешены верхние конечности. Сзади на рёбрах лежат лопатки. Лопатки и ключицы сходятся, входя в образование плечевых суставов.

Верхняя конечность сочленяется с лопаткой и имеет 3 основных части: плечевую, локтевую и лучевую кости предплечья и кисть, образуемую из запястья, пястья и фаланг пальцев. Соответственно этому разделению костей движение может совершаться раздельно: в плече, локте, кисти и в пальцах.

Подобно тому, как движение туловища связано с подвижностью позвоночника, движение конечностей зависят от подвижности суставов.

Когда рука вытянута и кисть находится на одной прямой с предплечьем суставы малозаметны на поверхности руки. Когда рука согнута. То суставы становятся заметными. Около вертикальной оси рука поворачивается внутрь и наружу, причём движется только лучевая кость вместе с кистью. При повороте кисти локтевая и лучевая кости перекрещиваются (состояние пронации).

Если верхние конечности сочленены с плечевым поясом, то нижние конечности сочленены с тазом. Таз взрослого человека образуется из 4 костей: двух безымянных, крестца и копчика. Каждая нижняя конечность состоит из бедренной кости, лежащих рядом большой берцовой и малой берцовой костей, голени и стопы. Она образуется из подплюсны, плюсны и фаланг пальцев.

Сочленение плеча, локтя, запястья, колена и следка должны быть предметом особого внимания в работе над рисунком фигуры человека. Не изучив их, студент не может правильно построить рисунок фигуры и передать её движение.

 

Работа 1. Рисование пропорциональной схемы человеческой фигуры.

 

Цель работы – построение простейшей схемы человеческой фигуры, что является базой для всех последующих работ, изучение основных пропорций человека.

 

Модулем для измерения пропорций человека служит высота головы. В фигуре высокого роста она укладывается 8 раз. Следует провести вертикальную линию, разделив её на 8 равных частей. В этом случае членение фигуры произойдёт в следующих местах:

1. Голова от темени до подбородка

2. От подбородка до линии груди

3. От линии груди до пупка

4. От пупка до лобкового скрещения

5. От лобкового скрещения до середины бедра

6. От середины бедра до нижней части колена

7. От нижней части колена до середины голени

8. От середины голени до основания стопы.

 

Длина руки доходит до середины бедра.

Голова представляет собой условный овал, на котором рисуется схематическое изображение лица. Второй отрезок от подбородка до лини груди делится на 3 части. Через верхнюю точку, на которой рисуется ярёмная выемка, проводится линия плечей. Ширина плечей мужчины равна двум высотам головы. Ширина линии талии немного больше высоты головы.

Колено находится на середине всей длины ноги.

Наметив все линии и точки, рисуем фигуру в фас. Эти точки, пункты, линии помогут в самых общих чертах, без лишних деталей, наметить фигуру.

Нарисовать пропорциональную схему человеческой фигуры в фас.

 

Работа 2. Рисование человека с натуры.

 

Цель работы – развитие навыков рисования человеческой фигуры в различных позах, наиболее часто употребляемых при рисовании моделей одежды.

 

В итоге общего решения рисунка фигура должна быть правильно поставлена и определены её пропорции. Посредством распределения основных масс тела, постепенно уточняя их, следует переходить к деталям, изучая в процессе этой работы строение всей фигуры человека.

Необходимо помнить, что при рисовании человека в одежде нужно предварительно наметить пропорции и схему движения человеческой фигуры, только затем «одевать» её в одежду.

1. Выполнить краткосрочные рисунки (наброски) с натуры человеческой фигуры в простых позах в облегающей одежде.

2. Выполнить краткосрочные рисунки с натуры человеческой в простых позах в различной одежде.

 

Работа 3. Рисование человеческой фигуры с использованием техники акварели.

 

За основу при рисовании фигуры в цвете необходимо принять набросок человеческой фигуры, выполненный предварительно чёткими линиями с соблюдением всех законов построения.

Начинать работу лучше с деталей, имеющих яркую окраску, так как в нахождении их цвета легче избежать ошибок. Эти детали сразу дадут общий тон изображаемому колориту и тогда определятся оттенки, менее конкретные по цвету.

Время от времени на натуру следует смотреть прищурившись. При этом свет и тень резко разграничиваются, определяется разница в цвете освещённых и затемнённых поверхностей формы. В тени цвет хотя и глуше, но сохраняется. Свет от тени отличается по светлоте, но и по цвету: на свету он может быть теплее или холоднее затенённой части, иметь тот или иной оттенок. Обычно в тени цвета приобретают оттенок дополнительного цвета по отношению к освещённой поверхности, за исключением рефлексов, цвет которых зависит от цвета предмета, от которого он отражается. Общий оттенок цветов зависит от того света, которым освещена натура: тёплым, сумеречным, солнечным, холодным, искусственным.

Для изображения бликов в акварели обычно оставляют не закрашенную бумагу.

Изображать фигуру в цвете надо, сравнивая её с фоном и окружающими предметами. Надо помнить, что необходимо соблюдать правильные отношения цветов и светлот. Верно подобрать цвет краской практически невозможно. Цветовые отношения в живописи играют большую роль, чем так называемый «верный», «точный» цвет предмета.

Изобразить фигуру человека в одежде в простой позе с помощью техники акварели.

 

Работа 4. Рисование человеческой фигуры в декоративном решении.

 

Цель работы – декоративная переработка рисунка с натуры с использованием различных техник.

Технику следует выбирать в соответствии с образным решением натуры.

Кроме акварели, можно использовать гуашь или темперу или акварель с добавлением плотно кроющих белил. Следует выявить основные отношения и планы и с помощью обобщения и умышленного изменения насыщенности и светлоты цвета, степени его «холодности»или «теплоты» достигнуть плоскостного восприятия изображаемого. Возможно также применение подчёркнутого контура, обобщающего и выявляющего характерные особенности предметов.

Данная работа является итоговой и завершающей раздел «Рисунок».

Она служит прямым переходом и подготовкой к работе над композицией костюма. Выработка определённых навыков в этом плане является весьма существенным фактором и залогом дальнейшей работы.

Выполнить краткосрочные рисунки с натуры человеческой фигуры в одежде в декоративном решении с помощью различных техник.

 

Требования к отчёту

Отчётом по данному заданию должны служить рисунки человеческих фигур в соответствии с требованиями отдельных работ, а также ответы на вопросы преподавателя по теме.

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Как изменяются наклоны плечевого и тазового поясов при опоре на правую ногу?

2. Как изменяются наклоны плечевого и тазового поясов при опоре на левую ногу?

3. Что надо сделать, чтобы изображаемая фигура с опорой на одну ногу стояла «не падая»?

4. Какую роль в изменении внешнего вида человеческой фигуры играют силуэт, членение и цвет одежды?

5. Назовите главные приёмы акварельной живописи?

6. Назовите главные приёмы декоративной живописи?

 

Задание 5. Рисование цветового круга, чистого ряда по светлоте, чистого ряда по насыщенности и равно ступенчатого ахроматического ряда.

 

Основная цель задания – получить практические навыки обращения с красками, закрепить теоретические знания по основам цветоведения.

 

Необходимые материалы и инструменты: бумага для рисования и акварели, карандаши простые от Т до 2М, кисти беличьи №№12-20 и колонковые №№ 10-12, краски акварельные медовые, бумага для палитры, резинка мягкая, кнопки, мольберт или планшет, гуашь или темпера (белила), баночка для воды.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: