Краткие сведения о светотени




 

Распределяя светотень на рисунке предмета можно придать изображению объёмность.

В однородной среде лучи света распространяются прямолинейно. От источника света лучи идут во все стороны равномерно и падают на предмет в виде конуса.

Стороны предмета, повёрнутые к свету освещены, а противоположные поверхности находятся в тени. Тени бывают собственные и падающие. Неосвещённая часть предмета покрыта собственной тенью. Тень, отбрасываемая одним предметом на другой, называется падающей. Граница света и тени называется линией собственной тени. Она, резкая на границах предмета и мягкая – на круглых, плавных переходах, как правило, темнее собственной тени, так как на неё падает меньше рефлексов. Кроме того, здесь действует закон контраста более светлого с более тёмным, поэтому граница кажется чётче.

Рефлекс – это свет, отражённый от других предметов и окружающей атмосферы. Рефлекс тем сильнее, чем ярче освещена, ближе и больше отбрасывающая его поверхность.

Освещённость зависит от силы источника света. Расстояния до него и угла, под которым свет падает на поверхность предмета.

Блик – это отражённый свет, блеск. Блик не имеет определённого места на поверхности предмета и зависит, кроме источника света и формы поверхности ещё от точки зрения. Это можно наблюдать, двигаясь в солнечный день около колонны. Блик можно видеть даже около линии тени.

На ровных поверхностях – тени ровные, рефлексы располагаются широкими пятнами. Теневая поверхность по контрасту немного темнее около освещённых мест. Рефлекс сильнее в нижней части. Падающая тень темнее около предмета, от которого она падает.

Мы рассматриваем закон светотени на примере белых матовых предметов. Если же мы рисуем цветные предметы, то необходимо уметь изобразить их разной светлоты и различными потону. Контрасты между тенью и светом сильнее на белых, светлых телах. Чем темнее окраска предметов, тем меньше разница по тону. На чёрном бархате, например, почти не заметна разница между светом и тенью.

На блестящих тёмных поверхностях очень контрастны блики. На светлых поверхностях – контрасты меньше, блики так сильно не выделяются.

 

Работа 1. Рисунок предмета прямоугольной формы.

 

На основании построения предмета (куб, коробка, книга и т.д.) в соответствии с законом линейной перспективы проанализировать основные светотеневые отношения и изобразить их.

 

Работа 2. Рисунок шара или цилиндрических форм.

 

Цель работы – изучение градации светотени на примере рисунка шара или цилиндрических форм.

Практически изобразить шар объёмно – линейным рисунком почти не возможно. Это можно сделать с помощью светотени.

Это классическая задача является одновременно и сложной, и простой.

С помощью светотеневого рисунка изобразить шар, лежащий на плоскости или цилиндр.

 

Работа 3. Рисунок драпировки.

 

Цель работы – показ характера драпировки с помощью светотеневого рисунка.

В курсе рисунка складки являются предметом специального изучения. Расположнения складок одежды должно выявлять строение и движение фигуры, что представляет для рисующего нелёгкую задачу. Поэтому настоящая работа является очень ответственной для подготовки к выполнению последующих заданий – рисованию человека в одежде.

Различные по структуре и фактуре материалы дают разные складки. Шёлковые ткани, тонкая шерсть и другие дают мелкую, короткую, частую складку с мягкими, плавными изгибами. Большие, пологие у толстых материалов, таких, как войлок, грубое сукно, кожа, порча, парусина и другие. Сильно накрахмаленная материя и бумага дают плоскую, пологую, большую складку до предела сгиба, за которым происходят слом и образование угловых, острых не восстанавливающихся складок.

Нарисовать свободно спадающие складки с одновременным применением в постановке двух-трёх различных по фактуре тканей. Выявить объём с помощью светотени. В постановке можно компоновать ткани с различными предметами как натюрморт с драпировкой.

 

Требования к отчёту

В качестве отчёта каждый студент должен представить указанное количество рисунков, грамотно построенных в соответствии с законом линейной перспективы, выявлением объёма с помощью светотени и ответить на вопросы преподавателя по теории и практике использования светотени в рисунке.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Назовите градации светотени.

2. Отчего зависит светотень?

3. Что темнее: собственная или падающая тень?

4. Отчего зависят рефлексы?

5. Отчего зависят блики?

6. В каком направлении следует класть штрихи при работе над светотеневым рисунком?

 

Задание 3. Рисование швейного манекена

 

Цель задания – изучение линейной перспективы на примере рисования швейного манекена.

Необходимые материалы и инструменты: бумага для рисования, карандаши простые от Т до 4М, резинка мягкая, планшеты или мольберты, кнопки.

При выполнении работы необходимо учитывать знания, полученные при рисовании куба и цилиндра.

Линии плеч, груди, талии, бёдер и низа манекена могут быть условно приняты за параллельные горизонтальные линии, а воображаемые срезы по этим линиям – за условные круги.

По сравнению с предыдущими заданиями задача, поставленная здесь, является гораздо более сложной, так как здесь студент впервые знакомится в с условным объёмным изображением части человеческой фигуры, а следовательно – с её пропорциями и симметрией в построении.

Нарисовать швейный манекен с учётом линии горизонта, условно его пересекающей.

 

Требования к отчёту

 

В виде отчёта каждый студент должен представить рисунок манекена, выполненный линейно с показом всех линий построения, а также уметь ответить на вопросы преподавателя.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Как изменяется вид окружности при удалении и приближении к линии горизонта?

2. Как изменяется положение средней линии манекена при постановке его под углом к картинной плоскости?

3. Какие линии в построении манекена можно назвать условно параллельными?

Задание 4. Рисование фигуры человека в простых позах.

 

Основная цель задания – изучение построения человеческой фигуры с помощью рисунка, выработка навыков изображения человека.

 

Данное задание является очень важным и вплотную подводящим студента к задачам, ставящимся в других дисциплинах художественного и конструкторского циклов.

Необходимые материалы и инструменты: бумага рисовальная и для акварели, простые карандаши от Т до 4М, фломастеры, цветные мелки или пастель, уголь, соус, сангина, акварель медовая, бумага для палитры. Баночка для воды, резинка, кнопки, планшет или мольберт, кисти беличьи и колонковые №№ 10-18.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: