КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Психология социального развития человека»
для магистрантов 2 года обучения, специальность «Психология»
1. Начало оформления научной школы А.В. Петровского относится: (Выберите правильный вариант ответа)
а) к началу XXI века;
б) к началу 80-х гг. XX века;
в) к середине 70-х гг. ХХ века;
г) к концу 90-х гг. ХХ века.
2. Два названия научной школы А.В. Петровского, а именно: 1) «стратометрическая концепция развития коллектива (или стратометрическая теория коллектива)»; 2) «теория деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах» являются: (Выберите правильный вариант ответа)
а) разными названиями одной и той же научной теории, т.е. идентичны по содержанию;
б) разными составными частями одной и той же теории развития коллектива, появившимися в разное время;
в) разными теориями развития коллектива, никак не связанными между собой;
г) содержательно связанными со структурно-параметрической (или структурно-функциональной) теорией коллектива Л.И. Уманского.
3. Теория развития коллектива А.В. Петровского появилась в то время, когда сложилась ситуация невозможности и неправомерности прямой экстраполяции в сферу советской психологической исследовательской практики закономерностей и зависимостей, характеризующих процесс группового развития, которые ранее были зафиксированы и описаны зарубежными исследователями: (Выберите правильный вариант ответа)
а) это суждение верно;
б) это суждение неверно.
4. Основной недостаток зарубежных социально-психологических исследований групповой динамики заключается в полном игнорировании категории «деятельность», которая является на сегодняшний день одной из основных категорий отечественной психологии: (Выберите правильный вариант ответа)
а) это суждение неверно;
б) это суждение верно.
5. Система отношений в реальных группах: (Выберите правильный вариант ответа)
а) в основном сводится к системе отношений симпатии-антипатии;
б) не сводится к системе отношений симпатии-антипатии.
6. Базовыми положениями теории коллектива А.В. Петровского явились отправной точкой создания концепции персонализации: (Выберите правильный вариант ответа).
а) это суждение верно;
б) это суждение неверно.
7. Дальнейшим научным продолжением теории деятельностного опосредствования межличностных отношений и концепции персонализации являются: а) социально-психологическая теория вхождения личности в референтную для нее группу; б) социально-психологическая теория восхождения личности к своей социальной зрелости; в) социально-психологическая трехфакторная модель «значимого другого». (Выберите правильный вариант ответа).
а) это суждение верно;
б) это суждение неверно.
8. Концепция персонализации является: (Выберите правильный вариант ответа)
а) концепцией социально-психологического развития личности, «дочерней» по отношению к теории деятельностного опосредствования межличностных отношений;
б) выступает самостоятельной, не зависящей от теории коллектива А.В. Петровского, моделью социально-психологического развития личности.
9. Вне зависимости от возраста индивида и социально-психологических особенностей группы его членства человек поставлен перед фатальной необходимостью пройти четко определенные, универсальные фазы вхождения в общность: адаптацию, индивидуализацию, интеграцию. (Выберите правильный вариант ответа)
а) это суждение верно;
б) это суждение неверно.
10. Эпоха детства, завершающаяся младшим школьным возрастом, проходит под «знаком»: (Выберите правильный вариант ответа)
а) преимущественной индивидуализации и связана с процессом активного усвоения и освоения норм и правил жизнедеятельности социума;
б) преимущественной адаптации, связанной с решением задачи «быть не таким как все»;
в) преимущественной адаптации, связанной с процессом усвоения и освоения норм и правил жизнедеятельности социума.
11. На этапе ранней юности человек начинает решать некоторые задачи фазы интеграции, которая определяет степень его успешности его восхождения к зрелости: (Выберите правильный вариант ответа)
а) это суждение верно;
б) это суждение неверно.
12. Выделяют три основных направления в исследовании проблемы «значимого другого»: аттракцию, референтность – авторитетность, идентичность: (Выберите правильный вариант ответа)
а) это суждение верно;
б) это суждение неверно.
13. Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, _____________________________________________________________________________________________________________________________________________с другой стороны, ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ в социальную среду. (Допишите предложение…)
14. Социализация как интернализация предполагает__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Допишите предложение….)
15. Социализация как адаптация означает____________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Допишите предложение….)
16. Социализация как конструирование социального мира – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Допишите предложение….)
17. Социализация как инкультурация предполагает____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Допишите предложение…)
18. Информационная социализация – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Напишите свое собственное определение)
19. В психологии существуют две различные теоретические позиции, которые по-разному интерпретируют процесс социального развития личности: 1) теория созревания, которая исходит из идеи
(Допишите предложение…)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) модель морального развития личности Л. Колберга.
20. Школа как институт социализации выполняет две социально-психологические задачи. Первая – усвоение нормативного поведения. Суть: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Допишите предложение, раскройте суть первой задачи)
Вторая задача – формирование собственной позиции, собственного отношения к социальной реальности. Суть: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-
(Допишите предложение, раскройте суть второй задачи).
21. Социализация взрослых отличается от социализации детей: (Напишите четыре отличительных признака)
1) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
22. Я-концепцией личности называются (называется)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Напишите определение…)