Тема 20. Предупреждение и пресечение органами внутренних дел (полицией) наркомании и проституции.




18. Функции подразделений полиции по предупреждению и пресечению наркомании.

В состав полиции также входят подразделения, на которые возлагается выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами.
«Предупреждение и пресечение», «выявление и раскрытие преступлений», а равно «розыск лиц» — это три основных направления деятельности полиции (п. 2—4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О полиции»).
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом, полиция обязана осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
На полицию к тому же возложена обязанность принимать в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [63] меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан (п. 16 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции»).
В целях предупреждения совершения преступлений лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, соответствующие подразделения полиции обязаны участвовать совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ, в наблюдении за таковыми (п. 35 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции»).
Соответствующие подразделения полиции, вправе объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию Федеральным законом «О полиции» (п. 10 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции»); в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений получать в соответствии с законодательством РФ сведения, составляющие налоговую тайну (п. 29 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции»); для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, и лиц, пропавших без вести, использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 35 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции»); задерживать лиц, находящихся в розыске, до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений (п. 4 ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О полиции»); проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи (п. 3 ч. 2 ст. 16 Федерального закона «О полиции»); реализовывать иные предусмотренные законодательством РФ полномочия.
Рассмотрим теперь собственно смысл тех основных направлений деятельности полиции, для реализации которых согласно подп. «б» п. 1 настоящего Указа создаются специальные подразделения. Начнем с «предупреждения и пресечения преступлений».
Предупреждение преступлений является одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью, является одной из основных задач полиции и представляет собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых структурными подразделениями и сотрудниками полиции в пределах установленной им компетенции с целью:

— выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, а также принятия мер по их устранению и нейтрализации;

— выявления лиц, склонных к совершению преступлений, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств;

— предотвращения (недопущения) готовящихся преступлений;
— пресечения покушений на преступления (то есть пресечения умышленных действий либо

бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления);

— создания обстоятельств, препятствующих совершению преступлений.
Следующее направление деятельности подразделений полиции, о которых
идет речь в подп. «б» п. 1 Указа об организации полиции, пресечение преступлений. Однако обязанностью полиции является пресечение не только преступлений. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» полиция обязана «пресекать противоправные деяния».
Пресечение полицией противоправных деяний представляет собой действие по реализации комплекса предоставленных ей организационных, оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных и административных полномочий, имеющее цель остановить умышленные действия (бездействие) лица (лиц), непосредственно направленные на совершение преступления и (или) административного правонарушения.

Элементами, составляющими содержание понятия «пресечение противоправных деяний» признаются:
— своевременное выявление признаков покушения на преступление, оконченного преступления и (или) административного правонарушения;
— принятие адекватных мер по недопущению доведения преступления и (или) административного правонарушения до конца и нанесения начатыми действиями уголовно (административно) значимого вреда (ущерба);
— привлечение виновных к законной ответственности за покушение на преступление, оконченное преступление и (или) административное правонарушение.
Разновидностью предотвращения и пресечения административных правонарушений, по мнению Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, является привлечение сотрудников полиции к ликвидации несанкционированной торговли [46].
Полиция должна пресекать не только преступления, отнесенные к подследственности органов дознания, а также административные проступки, за совершение которых она уполномочена привлекать лицо к ответственности. Полиция обязана принимать все предусмотренные законом меры к предотвращению и пресечению каждого противоправного деяния.
Причем под противоправным деянием в этом случае следует понимать не только собственно преступление и (или) административное правонарушение. Полиция обязана пресекать совершение любого общественно опасного (или как сказано в УПК РФ — запрещенного уголовным законом, а применительно к административному праву — запрещенного КоАП РФ) и (или) общественно вредного деяния.
Такое направление деятельности подразделений полиции, как предупреждение и пресечение преступлений, с одной стороны, подлежит расширительному толкованию, а с другой — должно быть ограничено подведомственностью преступлений собственно полиции. Предупреждению со стороны полиции, а тем более пресечению подлежат не только преступления в том смысле, который в это понятие закладывает законодатель.
Согласно ч. 1 ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Полиция же должна предупреждать и пресекать не только преступления, но и некоторые не являющиеся преступлениями общественно опасные деяния. К таковым следует относить, к примеру, действия невменяемых лиц или лиц, которые к моменту совершения деяния не достигли возраста, с наступлением которого возможно их привлечение к уголовной ответственности. Данные действия, как и преступления, предупреждать и пресекать полиция вправе и обязана лишь в пределах установленной законами (иными нормативными правовыми актами) своей компетенции.

 

Тема 21. Участие полиции по предупреждению правонарушений в области предпринимательской деятельности и не­законного оборота алкогольной продук­ции

19. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения полицией правонарушений в области предпринимательской деятельности.

 

Административная ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности предусмотрена главой 14 КоАП РФ. Объектами названных правонарушений в основном являются общественные отношения, регулируемые правилами осуществления предпринимательской деятельности, установленными нормативными правовыми актами. Без преувеличения можно сказать, что от уровня развития этой деятельности зависят многие сферы социальной и политической жизни страны. Причиняемый правонарушениями в области предпринимательства вред многогранен, он реально может угрожать экономической и национальной безопасности Российской Федерации в целом.

Законодателем к административным правонарушениям в области предпринимательской деятельности отнесены такие деяния, как:

- осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (ст. 14.1 КоАП РФ);

- незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст. 14.2);

- нарушение законодательства о рекламе (ст. 14.3 КоАП РФ);

- продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил (ст. 14.4);

- продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин (ст. 14.5);

- нарушение порядка ценообразования (ст. 14.6);

- обман потребителей (ст. 14.7);

- нарушение иных прав потребителей (ст. 14.8);

- ограничение свободы торговли (ст. 14.9);

- незаконное использование товарного знака (ст. 14.10);

- незаконное получение кредита (ст. 14.11);

- фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12);

- неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13);

- воспрепятствование должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации (ст. 14.14);

- нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15);

- нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ст. 14.16);

- незаконное производство, поставка или закупка этилового спирта (ст. 14.17);

- использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (ст. 14.18);

- нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.19);

- нарушение законодательства об экспортном контроле (ст. 14.20);

- ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21), совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (ст. 14.22) – обе статьи утратили силу (Федеральный закон от 27.07.2006 № 139-ФЗ);

- осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом (ст. 14.23);

- нарушение законодательства о товарных биржах и биржевой торговле (ст. 14.24);

- нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 14.25);

- нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения (ст. 14.26);

- нарушение законодательства о лотереях (ст. 14.27 КоАП РФ);

- нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (ст. 14.28);

- незаконное получение или предоставление кредитного отчета (ст. 14.29);

- нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю (ст. 14.30);

- злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31);

- заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий (ст. 14.32);

- недобросовестная конкуренция (ст. 14.33);

- нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках (ст. 14.34);

- нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности (ст. 14.35).

Статьей 23.3 КоАП РФ установлено, что органы внутренних дел (полиции) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 14.26, 14.5, частями 3 и 4 ст. 14.16 КоАП РФ. По сведениям об административной практике органов внутренних дел, в 2007 году ими выявлено 950,2 тыс. административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 14.1 – 14.25 КоАП РФ, из них по 942,0 тыс. составлены протоколы, из которых 849,1 тыс. переданы по подведомственности. Должностными лицами ОВД рассмотрено 106,3 тыс. дел об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности, отнесенных к их компетенции. По ним наложен административный штраф на 78,8 тыс. виновных лиц на сумму 188,8 млн рублей, из которых взыскано 132,4 млн. рублей, или 70 %.

Поводы к возбуждению дел об административных правонарушениях изложены в ст. 28.1 КоАП РФ. Следует иметь в виду, что поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях в сфере предпринимательства, предусмотренных ст.ст. 14.12, 14.13, 14.23 КоАП РФ, являются поводы, указанные в пп. 1 и 2 ст. 28.1 КоАП РФ, а также сообщения и

заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дел о банкротстве – собрания (комитета) кредиторов.

Частью 1 ст. 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности, в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

Кроме того, протоколы об административных правонарушениях, в том числе и в предпринимательской сфере, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, перечисленных в чч. 2, 3, 5 ст. 28.1 КоАП РФ, в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства РФ. Перечень их содержится в ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.

Протоколы об административных правонарушениях в предпринимательской сфере должностные лица органов внутренних дел (полиции) составляют по статьям 14.1 – 14.5, 14.7, 14.10 – 14.18, 14.23, ч. 1 ст. 14.27, частям 1 и 5 ст. 14.34;

Одна из подсистем мер административного принуждения представлена административно-предупредительными мерами. Юридическим основанием для их применения является не правонарушение, а наступление особых, предусмотренных в законодательстве условий, связанных с действиями конкретного лица. Эти меры осуществляются на строго законных основаниях и им присуща ярко выраженная направленность, которая находит закрепление в действующем законодательстве. Естественно, что цели их применения будут иметь сугубо профилактический характер. Основным видом административно-правовых мер предупреждения нарушений законодательства в указанной сфере является осуществление соответствующими представителями органов внутренних дел контроля за соблюдением особого порядка занятия указанной деятельностью.

Рассмотрим одно из направлений деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности – борьбу с правонарушениями в сфере потребительского рынка.

Министерством внутренних дел России постоянно совершенствуется нормативное регулирование деятельности органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка. Приказом МВД России от 05.12.2008 г. № 1065 «О мерах по совершенствованию деятельности полиции общественной безопасности по защите прав граждан в сфере экономики» утверждены Типовое положение о центре по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО и Типовое положение об отделе (отделении, группе) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства горрайлинорганов внутренних дел.

На Центры по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО возложено исполнение следующих задач и функций:

задачи:

- организационно-методическое обеспечение деятельности органов внутренних дел по предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности, расследование которых проводится в форме дознания, пресечению административных правонарушений;

- пресечение нелегального производства продовольственных и промышленных товаров;

- борьба с оборотом контрафактной и поддельной продукции, защита прав интеллектуальной собственности;

- защита граждан от различных форм мошенничества в сфере торговли и оказания услуг;

- противодействие незаконному производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- контроль за соблюдением органами внутренних дел законодательства Российской Федерации при производстве по делам об административных правонарушениях;

- координация административной практики органов внутренних дел в целях предотвращения административных правонарушений и предупреждения преступлений;

- разработка и реализация мер по исполнению постановлений должностных лиц органов внутренних дел и судей о назначении административных наказаний по делам об административных правонарушениях, относящихся к компетенции органов внутренних дел;

функции:

- обобщение и комплексный анализ результатов деятельности органов внутренних дел по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений экономической направленности, по которым предварительное расследование проводится в форме дознания, исполнению административного законодательства, выработка мер по совершенствованию этой деятельности;

- аналитическое и методическое обеспечение деятельности отделов (отделений, групп) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства горрайлинорганов внутренних дел, а также иных подразделений полиции общественной безопасности;

- внедрение в деятельность подразделений полиции общественной безопасности передовых форм и методов работы по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений экономической направленности, по которым предварительное расследование проводится в форме дознания, административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел, посягающих на права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономики, а также исполнению административного законодательства;

- обеспечение координации работы отделов (отделений, групп) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства, других подразделений полиции общественной безопасности органов внутренних дел по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений экономической направленности, расследование которых проводится в форме дознания, пресечению административных правонарушений, осуществлению в установленном порядке производства по делам об административных правонарушениях;

- подготовка предложений руководству МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО по совершенствованию законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России в целях повышения эффективности исполнения административного законодательства, предупреждения, выявления и пресечения преступлений экономической направленности, по которым предварительное расследование проводится в форме дознания, и административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел, посягающих на права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономики;

- выработка мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений экономической направленности, по которым предварительное расследование проводится в форме дознания, а также административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел, посягающих на права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономики;

- разработка организационно-методических материалов и организация служебных занятий по вопросам, относящимся к их компетенции;

- организация и проведение оперативно-профилактических мероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений экономической направленности, по которым предварительное расследование проводится в форме дознания, пресечению наиболее значимых административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел, посягающих на права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономики;

- обеспечение реализации положений Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»;

- обеспечение контроля за выполнением сотрудниками полиции общественной безопасности органов внутренних дел требований законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях и ведомственных нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

- организация и осуществление в установленном порядке проверок подразделений МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО и отделов (отделений, групп) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства горрайлинорганов внутренних дел по соблюдению требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

- подготовка предложений для внесения в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о мерах по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений экономической направленности по которым предварительное расследование проводится в форме дознания, и административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел;

- организация изготовления, учета, хранения, выдачи и отчета об использовании бланков протоколов об административных правонарушениях для осуществления подразделениями горрайлинорганов внутренних дел производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к подведомственности органов внутренних дел;

- рассмотрение обращений граждан, должностных лиц и организаций, связанных с осуществлением деятельности отделов (отделений, групп) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства органов внутренних дел;

- подготовка предложений руководству МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, УВДТ, ОВДР по совершенствованию правоприменительной деятельности органов внутренних дел в интересах предупреждения правонарушений в установленной сфере деятельности, устранению недостатков, выявленных в работе отделов (отделений, групп) по борьбе с правнарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства и других подразделений полиции общественной безопасности органов внутренних дел.

На отделы (отделения, группы) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства горрайлинорганов внутренних дел возложено исполнение следующих задач и функций:

задачи:

- предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений экономической направленности, по которым предварительное расследование проводится в форме дознания, пресечение административных правонарушений, отнесенных законодательством компетенции органов внутренних дел, посягающих на права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономики;

- организация и осуществление производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к подведомственности органов внутренних дел.

функции:

- проведение мероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений экономической направленности, по которым предварительное расследование проводится в форме дознания, в объеме, установленном нормативными правовыми актами МВД России для подразделений полиции общественной безопасности, пресечению административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел, посягающих на права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономики;

- контроль в соответствии с компетенцией за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении подразделениями горрайлинорганов внутренних дел производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к подведомственности органов внутренних дел;

- обобщение результатов работы по административной практике, анализ ее состояния и прогнозирование для выработки мер в интересах предупреждения преступлений;

- рассмотрение обращений граждан, должностных лиц и организаций по направлениям деятельности отдела (отделения, группы);

- взаимодействие с другими подразделениями горрайлинорганов внутренних дел, правоохранительными, контролирующими и налоговыми органами по вопросам предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений экономической направленности, по которым предварительное расследование проводится в форме дознания, пресечения административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел, посягающих на права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономики, а также исполнения административного законодательства;

- осуществление взаимодействия с органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации по направлениям оперативно-служебной деятельности.

Деятельность органов внутренних дел на стадии выявления, пресечения преступлений и административных правонарушений в сфере потребительского рынка остается по-прежнему одним из ключевых моментов в борьбе с данным видом правонарушений. Поэтому важно, чтобы сотрудники ОВД в этой деятельности использовали весь арсенал законных средств, позволяющий эффективно бороться с административными деликтами в сфере потребительского рынка. Знание законов, регулирующих правоотношения в данной сфере, а также всех приемов и методов, позволяющих установить и зафиксировать факт правонарушения, являются залогом в успешном выполнении задач, стоящих перед органами внутренних дел в сфере защиты потребительского рынка от противоправных посягательств.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: