Приветствуем участников I этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Ребята, перед вами задания, требующие глубоких знаний и вашей смекалки. Внимательно прочитайте их и приступайте к выполнению. Желаем удачи!
Задание №1. Выберите один правильный ответ.
1. Мужской гаметофит сосны представлен:
а) десятью клетками;
б) пятью клетками;
в) двумя клетками;
г) одной клеткой.
2, Верхний плод, образованный завязью пестика и другими частями цветка, встречается у:
а) яблони и груши;
б) шиповника и земляники;
в) шиповника и граната;
г) кактуса и крыжовника.
3. У арахиса плод:
а) орех;
б) боб;
в) многоорешек;
г) костянка.
4. Водопроводящими элементами сосны являются:
а) кольчатые и спиральные сосуды;
б) только кольчатые сосуды;
в) кольчатые, спиральные и пористые сосуды;
г) трахеиды.
5. Корневые шишки – это сильно утолщенные:
а) придаточные корни;
б) корневые волоски;
в) главные корни;
г) воздушные клубни.
6. Пропускные клетки в корне могут располагаться в:
а) ризодерме;
б) перицикле;
в) эндодерме;
г) мезодерме.
7. Складчатый мезофил имеется в листьях:
а) фикуса и ели;
б) сосны и лука;
в) ели и сосны;
г) ириса и камелии.
8. К корнеотпрысковым растениям относят:
а) облепиху;
б) осот полевой;
в) осину;
г) все перечисленные растения.
9. Соплодие характерно для:
а) груши;
б) ананаса;
в) банана;
г) айвы.
10. У банана плод ягода:
а) двухгнездная;
б) трехгнездная;
в) четырехгнездная;
г) пятигнездная.
11. Известно, что по строению цисты можно установить вид амебы. Циста дизентерийной амебы имеет:
а) 1 ядро;
б) 2 ядра;
в) 4 ядра;
г) 8 ядер.
12. У гидроидов имеется несколько типов стрекательных клеток. Из них едкую жидкость имеет:
а) глютинант;
б) пенетрант;
в) вольвент;
г) все перечисленные.
13. У Plathelminthes имеется мускулатура:
а) только продольная;
б) продольная и кольцевая;
в) только кольцевая;
г) продольная, кольцевая и диагональная.
14. Отделы сложного желудка жвачных млекопитающих расположены в следующей последовательности:
а) книжка – сетка – рубец – сычуг;
б) рубец – книжка – сычуг – сетка;
в) сетка – книжка – сычуг – рубец;
г) рубец – сетка - книжка – сычуг.
15. Древнейшей прародиной мозоленогих является:
а) Азия;
б) Африка;
в) Северная Америка;
г) Южная Америка.
16. Птицами, имеющими птенцовый тип развития, являются:
а) овсянка, горлица, зеленый дятел;
б) мухоловка-пеструшка, перепел, галка;
в) скворец, зимородок, куропатка;
г) бекас, жаворонок, садовая славка.
17. Пятилучевая симметрия характерна для типа:
а) губок;
б) кишечнополостных;
в) иглокожих;
г) гребневиков.
18. Из головоногих моллюсков способен изменять свой удельный вес:
а) наутилус;
б) осьминог;
в) каракатица;
г) кальмар.
19. Морские змеи способны много часов находиться под водой благодаря:
а) большому запасу воздуха в легких и замедленному обмену веществ;
б) кожному дыханию
в) дыханию с помощью наружных жабер;
г) дыханию через слизистую оболочку глотки.
20. Сердце у насекомых:
а) однокамерное;
б) двухкамерное;
в) пятикамерное;
г) трубчатое.
21. Из названных соединений в организме человека может синтезироваться:
а) витамин А;
б) триптофан;
в) линолевая кислота;
г) аденин.
22. Из названных рецепторов не относится к дистантным:
а) зрительный;
б) обонятельный;
в) вкусовой;
г) слуховой.
23. Шейка бедренной кости:
а) соединяет головку с телом под углом примерно 90 градусов;
б) соединяет головку с телом под углом 130 градусов;
в) отсутствует как структура в норме;
г) соединяет бедренную кость с тазовой костью.
24. Возникновение потенциала действия связано с таким видом переноса веществ через мембраны как:
а) простая диффузия;
б) облегченная диффузия;
в) первично-активный транспорт;
г) вторично-активный транспорт.
25. Лейцин кодируется в м РНК триплетами ЦУА, ЦУГ, ЦУУ, ЦУЦ УУА УУГ. Антикодоном лейциновой тРНК не может быть:
а) ЦАГ;
б) ЦАА;
в) УАА;
г) ГАА.
26. Большая часть РНК в клетке – это:
а) транспортная РНК;
б) матричная РНК;
в) рибосомная РНК;
г) малые ядерные РНК.
27. Из названных веществ не является дисахаридом:
а) манноза;
б) мальтоза;
в) лактоза;
г) сахароза.
28. Бактериальная мРНК длиною 360 нуклеотидов кодирует полипептид, содержащий:
а) 360 аминокислот;
б) 180 аминокислот;
в) 120 аминокислот;
г) менее 120 аминокислот.
29. При скрещивании двух растений, различающихся по двум признакам, во втором поколении получили 6 фенотипических классов в соотношении 6:3:3:2:1:1. Это вызвано:
а) комплементацией генов;
б) эпистазом;
в) неполным доминированием по одному из генов;
г) неполным доминированием по двум генам.
30. Существует линия желтых мышей, в потомстве которых всегда наблюдается расщепление 2:1. Желтая окраска обусловлена:
а) двумя генами, взаимодействующими по типу доминантного эпистаза;
б) двумя генами, взаимодействующими по типу комплементации;
в) рецессивным геном, летальным в гомозиготном состоянии;
г) доминантным геном, сцепленным с полом.
Задание 2. Сопоставьте болезни и их возбудителей.
А) палочковидные свободноживущие грамотрицательные бактерии;
Б) вирусы;
В) простейшие;
Г) спирохеты;
Д) риккетсии;
Е) грамположительные бактерии
1. малярия, сонная болезнь, лейшманиоз;
2. сибирская язва, дифтерия, туберкулез;
3. чума, туляремия, бруцеллез;
4. бешенство, гепатит, оспа
5. возвратный тиф, сифилис;
6. сыпной тиф, пятнистая лихорадка;
Задание 3. Соотнесите ученых с их вкладом в биологию.
А) Открыл группы крови у человека.
Б) Доказал влияние света на протекание процесса фотосинтеза.
В) Указал на выделение кислорода зелеными растениями, в отличие от животных.
Г) Впервые методом количественного учета доказал, что синтез органического вещества растения осуществляют за счет ассимиляции не только СО2, но и воды.
Д) Открыл функциональную организацию промежуточного мозга и его связь с деятельностью внутренних органов.
Е) Открыл расположение моторного центра речи в головном мозге – задние отделы нижней лобной извилины.
1. Ю.Сакс
2. К. Ландштейнер.
3. П. Брока
4. Дж. Пристли
5. Н.Сосюр
6. В. Гесс
Задание 4. Вставьте пропущенные термины
1. Аборигены, обитающие в данной местности со времени своего становления - …
2. Соединение небно-квадратного хряща с мозговым черепом у некоторых рыб и всех наземных позвоночных посредством специальных отростков, сочленяющихся или срастающихся с черепом - …
3. Нуцеллюс, выполняющий запасающую функцию в семени покрытосеменных растений - …
4. Раздел анатомии, изучающий строение тела человека и животных - …
5. Однолетние травянистые растения, завершающие полный цикл развития за очень короткий и обычно влажный период - …