Примерный объём навыков по движению.




§ Уметь координировать движения, расслабить мышцы (особенно рук, верхнего плечевого пояса) после напряжения.

§ Согласовывать движения со строением музыкального произведения (четко начинать и менять движения по частям, фразам, ощущая их окончание).

§ При ходьбе держать корпус прямо, не опускать головы, не шаркать ногами, соблюдать координацию движений (рук, ног).

§ Освоить виды ходьбы: обычный шаг с «подушечки», с носка, на носках, пружинный шаг, шаг с высоким подъемом ног. При беге корпус несколько наклонять вперед, движение рук свободно, без напряжения. Освоить виды бега: легкий, пружинный, широкий, с высоким подъемом ног.

§ Освоить подготовительные упражнения к прыжкам: «пружинки» (после подъема на носки мягкие полуприседания с расслаблением мышц коленного сустава), ходьбу и бег пружинным шагом.

§ Выполнять прыжки на месте, на двух ногах с продвижением вперед, подскоки на месте с ноги на ногу, с продвижением вперед, на кружении.

§ При любых видах движений и остановках соблюдать правильное положение тела.

§ Уметь владеть мячом при ударе им об пол, при броске вверх и перебросе друг другу. При броске и ловле мяча не нарушать непрерывности хода игры под музыку (не ронять мяч). Точно выполнять бросок на сильную долю и ловить на последнюю (в зависимости от размера – 2/4, 3/4) или на сильную долю следующего такта.

§ Уметь придать мячу определенное направление и скорость полета, которая зависит от темпа и размера произведения.

§ Освоить гимнастические упражнения и упражнения с предметами.

§ Добиваться полной связи движений с музыкой: ощущение характера музыки, темпа, динамики, строения музыкального произведения.

 

o Освоить построения и перепостроения. Уметь строиться в шеренгу и в колонну по росту, соблюдая интервалы, строить круг из положения стоя в шеренге, держась за руки, из рассыпного положения, строиться в звеньевые колонны для выполнения гимнастических упражнений. При рассыпном построении уметь использовать все имеющееся пространство, соблюдая определенные интервалы, чтобы не мешать друг другу при выполнении движений.

o Освоить несколько танцевальных движений: хороводный шаг, приставной шаг с полуприседанием, полуприседание с поочередным выставлением ноги на пятку, топающий шаг на месте, шаг с продвижением вперед и в кружении, притопы, различного рода подскоки. В хороводах идти по кругу, правильно держа голову и корпус, четко делать повороты, сужать и расширять круг, выполнять движения, согласуя их с музыкой, свободно держать друг друга за руки, не напрягая их.

o Уметь легко, пластично двигаться, согласуя движения с построением музыкального произведения, т.е. менять движения по фразам, частям, четко и вовремя переходить от одного движения к другому, ощущая конец части, фразы.

o Уметь в движениях передавать характер музыки (плавная, быстрая, задорная и т.д.), самостоятельно использовать запас плясовых движений в ритмических упражнениях, играх и свободных плясках, разнообразя их.

 

 

VI. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫПО РИТМИКЕ.

 

В основу планирования берутся программные требования. [2]

 

В перспективном плане определяются учебные задачи и намечается практический материал (музыкальный и двигательный).

 

Перед составлением перспективного плана на следующую учебную четверть следует проанализировать пройденное, продумать, что необходимо доработать, что закрепить на более сложном музыкальном и двигательном материале. На базе перспективного плана составляется поурочный план.

 

Примерное построение урока. Маршировка, чаще всего с определенными музыкально-ритмическими заданиями. Марш может перемежаться бегом, прыжками на обеих ногах, подскоками с ноги на ногу, спокойным шагом, ходьбой на носках, перепостроением на гимнастические упражнения. Затем начинается работа над музыкально-ритмическими упражнениями, требующими от детей особенного внимания, сообразительности. Почти на каждом уроке должны даваться музыкально-ритмические игры, с сюжетом и без. Упражнения с предметами, работа над элементами танцевальных движений, разучивание танцев производится обычно к концу урока.

 

 

ПРИМЕРНЫЕ УРОКИ ПО РИТМИКЕ.

 

I четверть (сентябрь)

 

Первый урок.

 

Музыкальные задачи. Выявление детских возможностей данной группы: умение реагировать словом и движением на характер музыки, динамические оттенки, длительности.

 

Двигательные задачи. Выявление двигательных возможностей детей.

 

Урок. Дети входят в зал и свободно группируются около педагога. Педагог здоровается с детьми, называет свое имя, коротко говорит о том, чем они будут заниматься на уроке ритмики, предлагает встать по росту в одну линию (шеренгу). Помогает детям найти свои места. Дети знакомятся со своими соседями в строю (называют своё имя). Игровое упражнение «Найти своё место». Под спокойную музыку русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я» (Хрестоматия, №16) дети «гуляют» в любом направлении, а с окончанием музыки идут на построение.

 

Слушают марш С. Прокофьева (см. сборник «Роль ритмики в эстетическом воспитании детей», №1), идут под марш. С помощью педагога строят круг. Прослушивается музыка «Дед и внучки» Е. Бекман-Щербины (Хрестоматия, №38). Проигрываются нечетные фразы – mf, четные – р. Предлагается на громкую музыку хлопать в ладоши, на менее громкую – ударять пальцем о палец. Далее педагог говорит, что звуки бывают короткие и длинные. Дети слушают вальс Ф. Шуберта (Хрестоматия, №36). Дети, вместе с педагогом, а потом самостоятельно отмечают (интуитивно) восьмые вращением кистей рук перед грудью, а четверти – хлопками в ладоши. Дети садятся, слушают «Песенку без слов» П. Чайковского (Хрестоматия, №101). Предлагается подвигаться под эту «спокойную, красивую» музыку. Дети самостоятельно отображают характер музыки в движении. Затем проигрывается плясовая мелодия «Игра» Т. Ломовой (Хрестоматия, №18, первая часть). Решают, что под эту веселую музыку можно поплясать.

 

После этого педагог предлагает сесть, отдохнуть и послушать тихую, ласковую музыку: «Маша спит» Г. Фрид (Сб. «Первые шаги в музыке», стр. 139). Урок окончен. Дети встают в шеренгу, прощаются с педагогом.

 

I четверть (сентябрь)

 

Музыкальные задачи. Определить количество частей, фраз, характер музыки, динамические оттенки, уметь ощущать сильную долю (интуитивно) в размерах 2/4 и 3/4. Менять движения в соответствии с характером и строением музыкального произведения.

 

Двигательные задачи. Ходьба разного вида в зависимости от характера и динамических оттенков пьесы, движения рук как подготовительные упражнения для дирижирования на 2/4, подскоки, работа над плясовыми движениями. Музыкально-ритмическая игра.

 

Урок. Построение в шеренгу. Прослушивание марша Марченко (сб. «С песенкой по лесенке»). Определение частей в марше. Показ педагогом пружинного шага с носка и прыжков на обеих ногах с продвижением вперед. Выполнение этого задания детьми. Перестроение в круг на последнюю часть марша.

 

Упражнения для рук. Например, упражнение «потянулись» (сб. «С песенкой по лесенке» Т. Бырченко)

 

Слушание музыки М. Глинки «Галлопада» (сб. «Ритмика» С. Руднева). Хлопками, а затем ударом правой ноги о пол отмечать акцент во второй части пьесы. Упражнение проводится по описанию, но первые два урока подскоки выполняются не врассыпную, а по кругу (следить за соблюдением интервала). Прослушиваются (по очереди) две –три пьесы с размером 2/4 и 3/4. Хлопками дети отмечают сильные доли и считают: «раз-два» или «раз-два-три» (в зависимости от размера).

 

Определить размер и прохлопать ритмический рисунок в пьесе. Определить в ней количество фраз. Каждый ребенок по очереди прохлопывает ритмический рисунок одной фразы. Поставив четырех детей в шеренгу, предложить каждому выполнить шагами ритмический рисунок одной фразы. Например: латышская народная мелодия «Петушок» (сб. «Первые шаги в музыке» М. Андреевой, Е. Коноровой).

 

Работа над плясовыми движениями. Учить детей разнообразить их, четко меняя движения по фразам или частям. Урок заканчивается игрой «Улица» (Г.Гендель «Пасскалия», сб. «С песенкой по лесенке» Т. Бырченко).

 

 

III четверть (март)

 

Музыкальные задачи. Научить детей определять вступление в пьесах и песнях, четко переходя от одного движения к другому в начале каждой части. Определять размеры 2/4 и 3/4, дирижировать в этих размерах, определять длительности по дирижерскому жесту. Анализировать фразы (длинные, короткие), определять повторность ритмического рисунка в ряде фраз. Слышать смену характера музыки в одном произведении и реагировать на это движением. В работе с мячом четко начинать броски на сильные доли.

 

Двигательные задачи. Четко под музыку выполнять упражнения с флажками. Уметь верно бросать и ловить мяч.

 

Урок. Прослушать марш (муз. Е. Тиличеевой, сб. «Роль ритмики в эстетическом воспитании детей» Г. Франио). Проанализировать характер каждой части. Дети сами предлагают удобные для каждой части движения. Хлопком отмечается первая сильная доля после вступления. Упражнения с флажками (муз. М. Жербина, пособие «Первые шаги в музыке»).

 

Дать ряд пьес для определения размера 2/4 и 3/4, дирижировать в этих размерах. Определять длительности по дирижерскому жесту и выполнять ритмический рисунок пьесы шагами. Прослушать пьесу В. Ребикова «Крошка танцует» (пособие «Первые шаги в музыке»). Определить размер, особенности характера музыки.

 

«Игра в мяч» (муз. Н. Александровой, сб. «С песенкой по лесенке» Т. Бырченко). Игра «Командиры»: определение динамики, умение четко соизмерять свои движения с определенным расстоянием (сб. «Роль ритмики в эстетическом воспитании детей» Г. Франио).

 

 

IV четверть (май)

 

Контрольный урок.

 

Построение в шеренгу. Приветствие. Вальс И. Козловского (Методическое пособие по ритмике, вып. I. Е. Конорова, №97).

 

Маршировка с заданием на ощущение динамических оттенков и строения произведения. «Праздничный марш» Л. Каякс (Хрестоматия, №5).

 

Гимнастические упражнения с флажками под музыку М. Жербина (Сб. «Первые шаги в музыке», стр. 147-149).

 

Пройти с дирижированием на 2/4 и 3/4 знакомые мелодии.

 

Ритмическое упражнение на двухчастную форму. Отмечать условными движениями руки длительности I части и пробегать вторую часть с поворотом в другую сторону на её повторение. Экосез Ф. Шуберта (сб. «С песенкой по лесенке», стр. 17).

 

Ритмические игровые упражнения под музыку «Гавота» Ф. Глоссека, №22 и латышской народной песни, №29 (Методическое пособие по ритмике Г. Франио и И. Лифиц).

 

Индивидуальный опрос по два-четыре человека.

 

Определять размеры 2/4 и 3/4.

 

Выполнять ритмические рисунки хлопками, шагами или условными движениями руки.

 

Проходить по памяти шагами (частичное исключение музыки) знакомые мелодии или упражнение «Эхо».

 

 

Со всей группой.

 

Упражнение с мячом (на выбор из пройденных упражнений). Исполнение танца и музыкально-ритмическая игра (из хорошо усвоенных детьми).

 

Рекомендуемая литература.

 

Раздел «Ритмика».

 

Андреева М. Дождик песенку поет. – М.: Музыка, 1981.

 

Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М.: Музыка, 1979.

 

Бекина С., Ломова Т., Соковинина Е. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1984.

 

Бекина С., Ломова Т. Хоровод веселый наш. – М.: Музыка, 1980.

 

Бекина С., Соболева Э., Комальков Ю. Играем и танцуем. – М.: Советский композитор, 1984.

 

Бондаренко Л. Ритмика и танец. – Киев: Музична Украина, 1976.

 

Бычаренко Т. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 1984.

 

Ветлугина Н.. Дзержинская Л., Комиссарова Л. Музыка в детском саду (подготовительная группа). – М.: Музыка, 1985.

 

Волкова Л. Музыкальная шкатулка. Вып. I-III. – М.: Музыка, 1980.

 

Дубянская Е. Нашим детям. – Л.: Музыка, 1971.

 

Дубянская Е. Подарок нашим малышам. – Л.: Музыка, 1975.

 

Зимина А. Музыкальные игры и этюды в детском саду. – М.: Просвещение, 1971.

 

Коза-Дереза: Народные сказки с музыкой. Под ред. Н. Метлова. – М.: Музыка, 1969.

 

Медведева М. А мы просо сеяли: Русские народные игры и хороводы для детей младшего возраста. Вып. 3, 4. – М.: Музыка, 1981.

 

Метлов Н., Михайлова Л. Мы играем и поем: Музыкальные игры для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста. – М.: Советский композитор, 1979.

 

Метлов Н. Музыка для утренней гимнастики в детском саду. – М.: Советский композитор, 1979.

 

Слонов Н. Аленушка и лиса: Русская народная сказка. – В сб.: Гори, гори ясно. – М.: Музыка, 1984.

 

Соковина Е., Орлова Ф. Наша армия родная. – М.: Музыка, 1978.

 

Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. – М.: Советский композитор, 1989.

 

Бырченко Т., Франио Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. – М.: Советский композитор, 1991.

 

Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. – М.: Советский композитор, 1991.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: