Рекомендуемое информационное обеспечение дисциплины




Перечень практических занятий (оставшихся)

 

1. Формирование глобального мирового сообщества.

2. Социальные группы и общности.

3. Социализация личности

Методические указания по выполнению заданий

На практических занятиях

 

 

Практическое занятие № 1.

Формирование глобального мирового сообщества.

 

Цель занятия: рассмотреть явления глобализации экономики, мировой финансовой системы, деградации институтов нравственности и права, сведение смысла существования к узкому потребительству, отчуждение человека от высот национальной и мировой культуры, навязывание ему через СМИ примитивных и неестественных форм жизнедеятельности.

Содержание задания: Мировое сообщество и процессы глобализации. Неомальтузиантство и социал-дарвинизм. Место России в мировом сообществе. Взаимосвязь экономического и политического неравенства, бедности, и современных социальных движений. Массовая культура: определение и основные характеристики. Причины появления массовой культуры.

Указания по порядку и методике выполнения задания:

Покажите, что с конца XX века глобализация стала силой, угрожающей человечеству, разрушающей его, как субъекта истории. Взрывное увеличение численности людей, проникновение их хозяйственной деятельности во все уголки земли, желание достичь высоких стандартов материального потребления вместе с ростом науки и техники привело к необходимости унификации экономики, снятию межнациональных, государственных барьеров для рынка, к резкой глобализации экономических и экологических проблем. Борьба за рынки сбыта и дешевую рабочую силу вызывает перманентные межгосударственные и межнациональные конфронтации, войны, несущие невиданные разрушения материальной инфраструктуры, огромным человечески потерям, вооруженному террору развитых стран по отношению к остальным. Конкуренцию с глобалистическим капитализмом не вынес социалистический проект стран Варшавского договора. Под ударами рыночной экономики пал СССР. Россия и страны СНГ попали в зависимость от мирового капитала и цивилизационно деградировали по многим параметрам. Обсудите роль идеологических войн и ангажированных СМИ в разрушении народной культуры.

 

Требования к отчетным материалам: устный ответ.

Литература:

Глобализация и социальные институты: социолог. подход / Ин-т социологии РАН; отв. ред. И. Ф. Девятко, В. Н. Фомина. – М.: Наука, 2010. – 335 с.

Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология. Учебник Издательство: Феникс. Серия: Высшее образование, 2009- 571 с.

Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. М.: РАН; Институт философии, 2001.

Кастельс Мануэль Сетевая экономика, процессы глобализации и Россия/ Alternatives, №4, 2001, c.18-33

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и мировой порядок. М., 2003

Кузьмичёва А.А. Человек и общество. Хрестоматия. Иркутск. 2004. Пакет 18.Глобализм и цивилизация. С.179-249.

McRae H. The World in 2020. Power, Culture and Prosperity: A Vision of the Future. L., 1995.

https://www.globalpolicy.org/globalization/defining-globalization.html

Практическое занятие № 2

Социальные группы и общности

 

Цель занятия: дать представление о социальной единице общества, знать групповые классификации, статусы и роли групп, групповую идентификацию личности. Иметь представление о социальной общности, её видах.

 

Содержание задания: Классификация социальных групп. Группы большие, средние, малые. Понятие социальной функции Значение группы для жизнедеятельности общества. Общество как групповой феномен. Общность и её виды. Исторические общности. Современные общности.

Указания по порядку и методике выполнения задания: необходимо остановится на неоднородности общества, вынуждающей его группировать и стратифицировать, показать, что человек всегда стремится идентифицировать себя по принадлежности к тем или иным группам (стратам, классам, общностям), в них происходит социализация и выживание индивида. Дать исторический очерк возникновения общностей и классов, подчеркнут большое значение малых групп (семья, род и т.д.)

 

Требования к отчетным материалам: устный ответ.

Литература:

Багдасарьян, Н.Г. Социология / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян. – М.: Юрайт, 2010. – 588 с.

Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология. М.: Гардарики, 2008.

Волков Ю.Г. Социология: учебник. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010.

Кравченко, А.И. Социология: учебник по дисц. «Социология» для студентов вузов, обуч. по несоц. спец. и напр. подготовки / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2009. – 432 с.

Практическое занятие № 3

Социализация личности

Цель занятия: раскрыть понятие социализации, рассмотреть социализацию как усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.

 

Содержание задания: Понятие социализации. Агенты и институты социализации. Социализация в течение жизненного цикла. Теории социализации. Социализация в условиях социальной трансформации.

Указания по порядку и методике выполнения задания:

Изучение темы начните с повтора понятий «личность», «социальный статус» и «социальная роль», с определения понятия «социализация». Проанализируйте различия в понятиях «воспитание», «образование» и «социализация». Рассмотрите этапы социализации.

Важным аспектом темы является рассмотрение агентов социализации. Дайте определение данному понятию. Обратите внимание, что агенты первичной и вторичной социализации оказывают на личность человека иногда совпадающее, однонаправленное воздействие, а иногда - противоречивое, разнонаправленное. В рамках темы важно обратиться к рассмотрению теорий социологии (Ч.Кули и Дж.Г.Мида, З.Фрейда, Ж.Пиаже, Э.Эриксона). При рассмотрении особенностей социализации в условиях социальной трансформации остановитесь на объяснении особенностей социализации различных поколений в современной России, раскройте сущность понятия «ресоциализация» и объясните особенности процесса нравственной ресоциализации личности в современной России.

 

Требования к отчетным материалам: устный ответ.

Литература:

Багдасарьян Н. Г. Социология: учебник / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян; под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт, 2010. – 590 с.: ил.

Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология. Учебник Издательство: Феникс. Серия: Высшее образование, 2009- 571 с.

Солодникова, И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни // СОЦИС – 2007 - № 2.

Социология молодежи: Учебник / Под ред. В.Н.Кузнецова. – М: Гардарики, 2005.

 

 

Рекомендуемое информационное обеспечение дисциплины

 

 

Основная учебная литература

Багдасарьян Н. Г. Социология: учебник / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян; под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт, 2010. – 590 с.

Кравченко А.И. Социология: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 544 с.

Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В.Р., Попов А.В. Социология. Учебник /под ред. Проф. Ю.Г. Волкова. – 3-у изд.- М.: Гардарики, 2007. – 512с.

Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология. Учебник Издательство: Феникс Серия: Высшее образование, 2009. — 571 с.

Кравченко, А.И. Краткий социологический словарь / А. И. Кравченко. – Москва: Проспект, 2009. – 352 с.

 

Дополнительная учебная и справочная литература.

Американская социологическая мысль: Тексты: хрестоматия: Перевод / Сост. Е. И. Кравченко; Под общ. ред. В. И. Добренькова. - М.: Междунар.Ун-т Бизнеса и Управления, 1996. - 557 с.

Глобализация и социальные институты: социолог. подход / Ин-т социологии РАН; отв. ред. И. Ф. Девятко, В. Н. Фомина. – М.: Наука, 2010. – 335 с.

Джери, Д. Большой толковый социологический словарь: Collins: русско-английский, англо-русский: [В 2т.: Перевод]. Т. 1. А-О / Дэвид Джери, Джулия Джери. - М.: Вече:АСТ,1999-, 1999. - 543 с.

Кравченко, А.И. Социология: учебник по дисциплине «Социология» для студентов вузов, обучающихся по несоциологическим спец. и напр. подготовки / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2009. – 432 с.

Кравченко, А. И. Социология: учеб. для вузов / А. И. Кравченко. - М.: Акад. проект, 2006. - 507 с.

Павленок П. Д., Савинов Л. И.. Социология. Учебное пособие.- М.: изд-во «Торговая организация «Дашков и Ко», 2007.-580 с

Рысь, Ю.И. Социология: Структур.-логич. схемы с коммент.: учеб. пособие для вузов / Ю. И. Рысь, В.Е. Степанов. - М.: Акад. проект, 1999. - 240 с.: схемы. - (Gaudeamus)

Смелзер, Н. Социология: Пер. с англ. / Нейл Смелзер; Науч. ред. изд. на рус. яз. В. А. Ядов. - М.: Феникс, 1994. - 687 с.

Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин; Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонова. - М.: Политиздат, 1992. - 542

Социология: [Учеб. для вузов / В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашова]; Под ред. В. Н. Лавриненко; [Всерос. заоч. финансово-экон. ин-т]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2002. - 407 с.

 

Электронные образовательные ресурсы:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: