Урукова Ирина Геннадьевна




МАУДО «Городской дворец творчества детей и молодежи №1»

города Набережные Челны

 

«Создание «ситуации успеха» на занятиях по адаптированной программе «Кладезь творчества»

 

Современное дополнительное образование дает всем детям благоприятные возможности успешному развитию, обучению, способствует формированию интереса к познавательной и творческой деятельности ребенка, создает среду, которая помогает адаптации, реабилитации и личностному росту ребенку в социальной среде, в обществе. Это особенно большое значение имеет для детей с ограниченными возможностями здоровья. И в этом может помочь занятия изобразительным искусством. Занятия по Изо для детей с ОВЗ могут стать не только видом деятельности, направленной на развитие и коррекцию его физических возможностей, но и на реабилитацию в детской среде через развитие у таких детей в выбранной сфере деятельности значимых качеств, наличие которых поможет компенсировать имеющиеся ограничения здоровья.

Мною разработана и успешно реализуется адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по изо «Кладезь творчества», направленная на введение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОНР) в совместное обучение в группах со здоровыми детьми. Программа формирует систему специальных знаний, умений и навыков, позволяющих активно обогащать и расширять опыт изобразительной творческой деятельности учащихся. Обеспечивает социализацию и адаптацию воспитанников к жизни, предоставляет дополнительные возможности для удовлетворения интересов и раскрытия творческого потенциала, расширяет круг общения детей и предоставляет им возможность реализовать себя в новой сфере. Но любой образовательный процесс, процесс формирования личности ребенка будет более успешным, когда одним из значимых принципов является- принцип создания «ситуации успеха». Это особенно важно для детей, которые имеют проблемы физического, психологического характера которым сопутствует нарушение координации движений, нарушение слуха, зрения и проблемы с речью. Такие дети боятся рисовать потому, что понимают, что получается не так, как хотелось бы. И часто возникает вопрос: чем смотивировать таких деток, как заставить поверить в свои силы? В работе с детьми с ОВЗ педагогический процесс должен строиться при целенаправленном и организованном сочетании условий, которые удовлетворяют потребность детей в достижении значительных результатов деятельности. Постоянный поиск, использование новых форм, методов, приемов обучения- это методическая составляющая часть эффективной реализации адаптированной программы «Кладезь творчества». Один из благоприятных и эффективных педагогических методов, который я использую в своей работе- это метод стимулирования и мотивации учебной деятельности, а именно создание ситуации успеха. Создание ситуации успеха всегда ведет к повышению личностной самооценки ребенка, стремлению к саморазвитию, самовоспитанию, самореализации в различных сферах деятельности, осознанной ориентированности личности на реализацию стремления найти дело своей жизни. Это дает переживание радости, удовлетворения от того, что результат совпал с ожидаемым или превзошел его. А все начинается с маленьких побед и ведет к значимым! Для детей с ОВЗ большие победы у меня в объединение «Кладезь идей» - это законченная работа, это похвала педагога, это чувство собственной удовлетворённости, это участие творческих работ на выставке и конечно призовые места в конкурсах.

На начальном этапе обучения детям с проблемами здоровья особенно важен эмоциональный контакт с педагогом, поэтому похвала за каждый малейший успех, поощрение, эмоциональное подбадривание необходимы. Эмоциональная поддержка детей, эмоциональный отклик окружающих на успех ребенка, толерантное отношение занимающихся бок о бок с таким ребенком, констатация любого, даже незначительного положительного результата деятельности, имеет огромное значение, внушает у ребенка веры в себя. Это помогает социализации деткам с ОВЗ в детском коллективе, обществе. Использование индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся с ОВЗ с учетом психофизических возможностей на занятиях по адаптированной программе «Кладезь творчества» позволяет добиться и высокой результативности выполнения творческих работ. Это также повышает у учащихся уверенность в успехе. Так же совместная, коллективная, групповая работа детей с разными возможностями, позволяет развивать в коллективе чувство общности, взаимопомощи, ответственности, чувство успеха, удовлетворенности, помогает ребенку с ОВЗ не чувствовать затруднения в работе, дает понимание оказываемой ему посильной помощи, не акцентируя на этом внимание других детей. Еще один аспект, позволяющий у детей, занимающихся по адаптированной программе «Кладезь творчества» повысить «ситуацию успеха» -это участие в конкурсах, которые позволяют учащимся реализовать свои способности, повысить уровень мотивации, творческую активность и самооценку.

Нужно отметить важную роль семьи в достижение творческих успехов, в реализации творческих возможностей детей с ОВЗ. Именно семья является опорой в минуты сомнения и отчаяния, в моменты радости и счастья, укрепляет чувство успеха, достижения поставленных целей. Создание с младшего школьного возраста ситуации успешной реализации ребёнком в полной мере своих способностей в художественном творчестве может стать определяющим в выборе жизненного пути, профессиональной деятельности.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться и творить. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

Литература.

 

· Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся. -М.: Знание, 1988.-80с.

· Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. -М.: Международная пед. Академия, 1994.-192с.

· Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. -М.: Просвещение, 1991.-176С.

· Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы. – М.: Гуманитарн. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013.- 239с.

· Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т1. НИИ школьных технологий, 2006. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)

· Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – К.: Рад. шк., 1988.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: