Специалисты нашего центра на консилиуме подбирают нужное направление для успешной коррекционной работы.
Содружество специалистов:
-дефектолог
-логопед
-речевой терапевт
-специалист по английскому языку
-Монтессори-педагог
-специалист по подготовке к школе
Курс по каждому направлению составляет 2-3 месяца.
Каждый ребенок с усложненным диагнозом занимается не менее, чем у двух специалистов (возможно поэтапно от 1 раза в неделю).
Комплексный подход необходимдля успешной и быстрой коррекции речи.
Приоритетным направлением является постановка звуков (все специалисты имеют логопедическое образование)
Наша авторская коррекционная программа
включает 3 направления:
1. «Априори» - помогаем детям с нарушениями в поведении и пространственном восприятии
- помогаем детям при заикании
· логопедия и дефектология с элементами арт-терапии, Монтессори-педагогики, сенсорной интеграции, игровой логотерапии, короткого дыхания по В.Багрунову
2. "Логонейрон "- помогаем детям с нарушением внимания, памяти,с гиперактивностью
-устраняем заикание по авторской методике
v логопедия и дефектология с нейропсихологическими методами коррекции по Бернштейну, игровая логокоррекция, элементы классической логопедии, короткое дыхание по В.Багрунову
3. "Логоdialogue "-помогаем детям с незначительными нарушениями речи
-устраняем заикание по убыстренной программе
· логопедия и дефектология в сочетании с подготовкой к школе и изучением английского языка
(элементы классической логопедии, обучение чтению, письму, РЭМП, профилактика и коррекция дисграфии и дислексии)
Решаемые проблемы:
-вызывание речи при моторной алалии за 2-3 месяца (возможно посещение 1 р. в неделю)
-постановка звуков в процессе деятельности, выбранной ребенком
-устранение заикания
-подготовка к школе – антистрессовая(чтение, письмо, математика)
-коррекция нарушений письменной речи(дисграфии, дислексии)
-обучение связной выразительной диалогической и монологической речи
-обучение английскому и немецкому языку в деятельности, избираемой ребенком (убыстренный вариант)
Логопедическая коррекции производится не сразу.
Вначале мы вводим ребенка в комфортное для него эмоциональное поле-для этого предлагаем самому ребенку выбрать тот или иной вид деятельности.
Как известно, любая речевая активность как у детей, так и у взрослых возникает по причине той или иной мотивации. Исходя из потребности в такой речевой мотивации вначале появляется диалогическая форма речи.
При общении с детьми крайне важно использовать общедидактический принцип наглядности. Нередко можно наблюдать, что ребенок показывает свой уровень, возможный речевой и интеллектуальный потенциал только при наличии ярких красочных пособий в виде игрушек, в первую очередь, а не стандартных тестовых картин.
Мы учитываем на наших занятиях ведущие виды деятельности ребенка в каждом возрастном периоде.
Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский выделил следующиевиды ведущей деятельности:
Непосредственное эмоциональное общение со ребенка со взрослым
(до 1 г.)
Предметно-манипулятивную деятельность(1-3г.)
Игровую деятельность(3-6 л.)
Учебную деятельность по усвоению теоретических форм мышления
(6-11л.)
Общение подростков в разных видах деятельности(10-15 л.)
Учебную деятельность в сочетании с производительным трудом(15-17л)
Исходя из вышесказанного, мы постоянно обновляем и расширяем свой инструментарий для создания так называемых лексических диалоговых окон. Такие окна помогают нам сочетать авторские подходы и классическую логопедию для успешной антистрессовой подготовки детей к школе. При этом на основе Монтессори- подхода ребенок иннициирует выбор той или иной деятельности, которая и является базой для коррекции различныхречевых нарушений.
В рамках "Логоdialogue" мы используем виды деятельности в соответствии с государственными образовательными стандартами (ФГОС ДО), при этом для их реализации используем как классические, так и авторские подходы:
1.Игровая деятельность по классификации С.Л.Новоселовой учитывает:
· направление игры
· форму организации и регламентацию взрослых
· характер требуемых умений
· предметы вокруг игры
Игры:
· самостоятельные
(сюжетно-отобразительные, сюжетно -ролевые, режиссерские)
· по инициативе взрослых
(обучающие-подвижные, дидактические,сюжетно-дидактические)
· досуговые-развлекательные, карнавальные, театрализованные
· интеллектуальные (как правило, у более взрослых детей)
· народные (традиционные)
2.Изобразительная деятельность ( аппликация, рисование, лепка, творческие проекты)
3. Двигательная деятельность ( подвижные игры,народные подвижные игры,двигательные паузы, игровые упражнения, поэтапные двигательные алгоритмы по Бернштейну)
4.Познавательно-исследовательская ( экспериментирование с материаламии веществами-вода,песок,тесто-коллекционирование,моделирование,наблюдения с использованием методики М. Монтессори )
5. Восприятие художественной литературы и фольклора ( рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра-теневой, пальчиковый, бибабо и др.)
6.Конструирование (изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование)
7.Музыкальная деятельность ( слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением,инсценировки, драматизации)
8.Коммуникативная деятельность (беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок,творческие пересказы, составление и отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы)
9. Элементарный бытовой труд в помещении. Самообслуживание (поручения, совместные действия, задания, реализация проекта)
Конечно, в нашей системе коррекционных занятий мы обязательно учитываем возраст ребенка применительно к тому или иному виду деятельности:
(1-3г.)
· предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками
· экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто)
· общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого
· самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями
· восприятие смысла музыки, сказок, стихов.
· рассматривание картинок
· двигательная активность
(3г-8л.)
· сюжетно-ролевая игра
· игра с правилами
· общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками
· исследования объектов окружающего мира, восприятие художественной литературы и фольклора
· самообслуживание и элементарный бытовой
· конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули
· природный и иной материал
· рисование, лепка, аппликация
· восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,
· музыкально- ритмические движения и игры
«Априори»
«Априори» -данное направление мы разработали для детей с ДЦП,РАС, ММД, СДВГ- такие дети в принципе не выходят на классические методы коррекции речевых нарушений, т.к. не чувствуют пространственных границ, заторможены, чрезмерно активны или пассивны,не могут или не хотят выполнять никаких инструкций даже в игровой форме, не отвечают на поставленные вопросы, отвечают невпопад(или не сразу). Они часто меняют виды деятельности или, наоборот, сосредоточены на чем-то одном чрезмерно долго и не переключаются на что-то иное, в игру не вступают или ведут себя слишком пассивно, не в соответствии с возрастом.
Все наши занятия начинаются с посещения "Полянки" или сказки, где ребенок - главное действующее лицо и сам выбирает тот или иной вид деятельнеости (Монтессори-подход) - все пространство специально организовано под запрос и мотивацию ребенка.
В программе "Априори" учитывается, что ребенок изначально уже владеет определенными навыками, которые мы совершенствуем и на основании которых осуществляем речевуюкоррекцию -отсюда и название данной программы.
Этапы коррекции
1. Вначале мы знакомим ребенка с пространством и пособиями-мы на "Полянке" или в"Песочной сказке", где ребенок-главное действующее лицо. Главную цель-создание мотивации для посещения нашей "Полянки"
На данном этапе мы активно используем Монтессори-материалы, элементы арт-терапии, игровуюлогокоррекцию и сенсорные стимулы для создания мотивации к занятиям.
2. Формирование или развитие диалогической формы речи (параллельно с п.1 или поэтапно, в зависимости от тяжести нарушения речевой функции ребенка).На базе изучения лексических тем мыактивизируем предметного, глагольного словаря и словарь-признаков-нередко используемимпрессивный вариант и режим молчания.
3. Развитие понимания речи через выполнение 1-3 ступенчатых игровых инструкций в процессе выбранной ребенком деятельности (параллельно с предыдущими этапами)
4. Уточнение произнесения гласных звуко в а о у и ыэ -(параллельно)
5. Уточнение произнесения простых согласных звуков(м п б т дн в ф к г х)-(параллельно)
6. Постановка основных звуков - сзцш ж ч щ л р- поэтапно или параллельно
7.Совместная деятельность родителя, ребенка, специалиста - в конце каждого занятия родителям показываются освоенные ребенком новые приемы для той или иной коррекции и даются особые рекомендации для их закрепления в домашних условиях.
Авторский подход заключается в том, что коррекционные приемы наращиваются от занятия к занятию и предварительно выбираются (и одобряются) самим ребенком.
Для избежания возникновения невротических реакций со стороны родителей и детей в процессе выполнения заданий приемы для закрепления из-за их большого количества выбираются родителями тоже по желанию, выполняются в процессе режимных моментов, носят характер игры и осуществляются исключительно пожеланию ребенка.
Все записывается в специальный альбом, создаваемый специалистом, ребенком и родителями совместно и содержащий не только рекомендации специалиста, но и элементы совместной изо-деятельности("Микс").
Такой подход приучает наших детей выполнять начатое дело до конца не по принуждению, а с большой мотивацией, что является нужным элементом в антистрессовой эмоционально-волевой подготовке к школе.
Создание непринужденности в выполнении домашних рекомендаций позволяет ежедневно автоматизировать закрепленные навыки и посещать логопеда-дефектолога, по желанию, даже 1 р в неделю.
Таким образом, особенности нашей методики заключаются в том, что, с учетом выбора ребенком любимой деятельности, создается высокая мотивация на посещения таких"полянок", где ребенок-главное действующее лицо.
Логопедическая коррекция происходит в процессе различных видовдеятельности, органично в нее вплетается,что ведет к более быстрому исправлению тех или иных речевых нарушений.
Сложные для постановки группызвуков могут вызываться и автоматизироваться сразу же, начиная с 1-го занятия, если они вплетены в созданный ребенком сюжет(зачастую, без применения артикуляционных упражнений, что нередко бывает возможным за счет использования компенсаторных функций лицевой мускулатуры, а также мышц языка и шеи)
Данная авторская методика функционирует уже около 10 лет (апробирована временем) - положительная динамика видна уже через 2-3 месяца, а иногда и раньше.