Анализ ситуаций «Как родители готовят ребенка к самостоятельной жизни»




Материал: две фотографии – на одной мама кормит ребенка с ложечки, на второй – ребенок весь чумазый сам ест, мама наблюдает со стороны; карточки с ситуациями.

Показываем участникам поочередно две фотографии и просим их ответить на вопрос «В чем разница между фотографиями?».

- Всем вам хорошо знакома эта ситуация. (Фотография, где мама кормит ребенка.) Мама кормит маленького ребенка кашей. Ей гораздо проще и удобнее взять самой ложку, набрать каши и поднести ее ко рту малыша, которому останется только проглотить пищу. При таком способе кормления и время экономишь, и нет риска, что все вокруг будет в каше.

(Показываем вторую фотографию) Здесь ребенок ест сам, перепачкал себя кашей. Мама находится рядом, присматривает за ним. Конечно, в этом случае и времени уходит больше, и хлопот тоже прибавляется. Оба способа приведут к желаемому результату – ребенок будет накормлен и сыт. Но первый малыш просто поел каши, а второй - приобрел неоценимый житейский опыт, хотя и создал столько неудобств маме. Пока первый ребенок ел, второй - учился! И не просто учился есть, а учился управлять своим телом, координировать движения, сохранять терпение. Ведь такое простое действие, как набрать в ложку каши, а потом поднести ее ко рту, не выронив содержимое, не говоря уже о том, чтобы попасть ложкой в рот – серьезный труд!

- Взрослые чаще создают первую ситуацию. Так удобнее. Сами застегивают пуговицы, завязывают шнурки, заправляют постель, собирают игрушки за детьми. А через несколько лет удивляются тому, почему ребенок несамостоятельный, безответственный, безынициативный. А все просто - он привык к тому, что за него все делают и все решают. В детях надо развивать самостоятельность, поощрять инициативность, замечать их успехи, помогать учиться новому, а не делать все за них.

Игра «Идеальный первоклассник»

Педагог-психолог: мне хотелось бы задать вам первый вопрос: “Какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, “идеальный” первоклассник?”.

Родители называют качества, психолог записывает их маркером на вывешенном альбомном листе.

На выполнение этого задания отводится 3–5 минут, после чего проводится обобщение и анализ ответов.

Обсуждение.

Теоретическая часть

Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность — это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе. Какие же компоненты включает в себя “психологическая готовность к школе”?

 

На доске появляется плакат, на котором указаны компоненты психологической готовности ребенка к обучению в школе:

 

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:

F интеллектуальную готовность;

F мотивационную готовность;

F волевую готовность;

F коммуникативную готовность.

Родителям раздаются распечатки с описаниями компонентов психологической готовности к обучению в школе.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6–7-и годам ребенок должен знать:

F свой адрес и название города, в котором он живет;

F название страны и ее столицы;

F имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

F времена года, их последовательность и основные признаки;

F названия месяцев, дней недели;

F основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью — учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать неудовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Ритуал прощания

Передавая клубок по кругу, предлагается закончить предложения «Чтобы помочь нашим детям стать хорошими учениками, я...»

Психолог: Уважаемые родители! Я подготовила для вас вот такие выписки из диагностики ваших детей и рекомендации, чтобы вы знали в каком направлении работать. Я думаю, к концу учебного года дети будут готовы к школе во всех смыслах.

Желаю удачи вам и вашим детям!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: