Тема Педагогические проблемы школьного образования и их истоки.
«Школа не только колыбель, но и зеркало общества. И удел ее таков, что в кризисные периоды школой недовольны все6 родители, производственники, деятели науки и культуры. Политики, сами учителя – общества!» «Каждый человек, принадлежащий к старшему поколению, является твоим учителем и наставником, если он имеет на это моральное право. Но общество создало специальное учреждение, в котором детей, подростков, юношей и девушек учат и воспитывают, - школу» Сухомлинский В.А.
Развитие современного общества характеризуется вниманием к миру личности, в частности, в образовании. Образование в силу специфики решаемых в обществе задач (передача социального опыта новым поколениям) и особо ценного объекта (живая человеческая душа) – один из консервативных социальных институтов. Вместе с тем это такая сфера человеческой деятельности, в которой непрестанно ведутся поиски нового содержания, разнообразных подходов к обучению, отвечающих духу времени и образовательным потребностям личности и общества. Ныне, претерпев впечатляющую эволюцию, образование значительно видоизменило свою роль, значение и функции в жизни общества и отдельного человека. Эти изменения стали следствием развития социально-экономических условий, технологии передачи информации, наук о человеке и образовании, о человечестве в целом.
Теперь школа не просто здание, куда дети ходят на уроки (прошу заметить не для получения знаний, а именно на уроки), а уже гораздо более сложное учреждение, практически второй дом, для своих воспитанников.
Современный социальный кризис ставит профессионала в ситуацию перестройки личностно-профессионального опыта: у непрерывной образовательной деятельности в сфере личностно-профессиональной переориентации появляется отчетливая социокультурная черта – инновационность. Это означает, что образование способно стать средством поддержки человека в кризисных социальных условиях. Одновременно оно выступает и как средство поддержки инновационных социокультурных проектов, в ходе которых создается принципиально новый продукт (например, программы).
Иными словами: ныне образование изменило свой статус в жизни общества и отдельной личности. Если ранее основной его целью была подготовка молодого человека к производственной жизни, то теперь – обеспечение многосторонней подготовки к жизни во всех ее проявлениях, в том числе развитие критического мышления. Ныне образование обеспокоено тем, как предоставить человеку возможность «быть самим собой», «самоопределиться». Именно в связи со столь высоко поставленными целями и возникает множество самых разных проблем.
Одной из самых распространенных классификаций школьных проблем является такое деление:
Педагогические проблемы школы;
Педагогические проблемы учителя;
Педагогические проблемы школьника.
И я вовсе не зря расставила проблемы именно в таком порядке. По-моему мнение в таком порядке и нужно решать их. На мой взгляд изучение проблем современной школы должно начинаться со школы, так как именно туда мы приходим в возрасте 6-7 лет; продолжаться проблемами учителей, так как во многом от них зависит уровень полученного учениками образования и, наконец, заканчиваться проблемами учеников, ведь именно они выходят в мир с этими знаниями
Педагогические проблемы школы.
Педагогический процесс всегда связан с освоением важнейших для растущего человека ценностей. Выработанные человечеством идеалы и ценности, по мнению В.А.Сухомлинского, в условиях школы становятся богатством личности воспитанников. «Я добиваюсь того - писал он, - чтобы нравственные ценности, созданные и завоеванные человечеством в прошлом и получившие расцвет в наши дни, стали духовным богатством каждого ребенка».
Стоит рассмотреть актуальные проблемы современного образования, а именно: торжество антикультуры над собственно культурой;
школа не приспосабливается к учащемуся, а приспосабливает учащегося к себе;
преемственность между дошкольными учреждениями и основной школой, между средней школой и профессиональными образовательными учреждениями не базируется на учете специфики целей обозначенных ступеней образования;
инновационность как непрерывная образовательная деятельность;
неприспособленность школы к учащимся;
ненацеленность большинства школ на новые технологии;
низкая материальная база; неоснащенность школы современными средствами обучения, в т.ч. качественными учебниками, наглядными пособиями, расходными материалами;
слабо подготовленные кадры; нежелание значительной части учителей перестраивать свою работу;
неразвитая школьная система внеклассной работы (кружки, секции, экскурсии);
авторитаризм в управлении образованием; деление школ на элитарные и общие;
слабое влияние школы на процессы приобщения детей ко взрослой жизни;
слабо развитая медицина не готовит к школе здоровых детей и др.
Решение обозначенных проблем позволит выявить четкие параметры будущих норм, эталонов, стандартов, определяющих перспективы дальнейшего развития образования.