При написании исследовательских работ нередко возникают трудности с выбором языковых структур.
Структуры, используемые для указания на основные проблемы и вопросы, анализируемые автором:
- Автор рассматривает вопросы, связанные (с чем?)_______________
- анализирует проблемы (чего?)_______
- раскрывает своё понимание (чего?) ________
- излагает основные положения (чего?) ________
- говорит (о чём?) __________
- уделяет особое внимание (чему?) ___________
- концентрирует особое внимание (на чём?) _______________
- заостряет внимание (на чём?) __________________
- касается (чего?) ________________________
- Кроме того, автор затрагивает (что?) _______________
- упоминает (о чём?) _______________________
- замечает (что?), что ________________________
- противопоставляет (что чему?)
- сопоставляет (что с чем?)
- аргументирует своё мнение (чем?)
- приводит примеры, цифры, которые свидетельствуют (о чём?)
- иллюстрирует свои выводы (чем?) ____________
- подтверждает (что? чем?) ___________________________
- опирается на классификацию, данную (кем? где?) _____________
- ссылается на данные статьи (кого?) _______________
- неоднократно обращает внимание (на что?) ________________
- особо акцентирует мысль о том, что ____________
- делает вывод о том, что ____________
- приходит к выводу о том, что ________________________
- Подводя итоги, автор подчёркивает важность (чего?)_________
- В заключении автор утверждает, что ____________
- Итак, основная мысль (идея) статьи заключается в том, что ___________
Можно предложить следующие оценочные слова
- Автор справедливо отмечает,
- убедительно показывает,
- необоснованно утверждает, что
- излишне категорично пишет,
- глубоко анализирует
- аргументировано обосновывает
- чётко определяет
- Автор упрощенно показывает (что?)
- детально анализирует
|
- доказательно интересует
- доказательно критикует
- тщательно рассматривает
- удачно решает вопрос (о чём?)…
- обоснованно опровергает тезис о том, что…
- некритически относится (к чему?)
Если вы хотите дать положительную оценку материалу, можно воспользоваться следующими языковыми структурами:
- Безусловным (очевидным, главным) достоинством работы является
- Работа ценна тем, что в ней представлены разные точки зрения по вопросу… по-новому осмысляется теория…
- Работа отличается высокой информативностью… богатым фактическим материалом … нестандартным подходом к анализу поднятых проблем.
- Большим достоинством работы следует считать богатый фактический материал, положенный в её основу.
- Обращение к этой проблеме (к этому материалу) представляется актуальным (плодотворным).
- В работе убедительно доказывается, что…
- Мысль автора (о чём?) представляется перспективной, плодотворной.
- Мысль (о чём?) формулируется автором чётко (ясно, доказательно, убедительно).
- Автор прав, утверждая, что…
- Трудно не согласиться с тем, что… (с автором в том, что…).
- Выводы автора достоверны и убедительны. Они базируются на анализе большого фактического материала.
- Анализируя…, автор приходит к интересным и, на наш взгляд, обоснованным выводам.
Для выражения отрицательной оценки можно пользоваться следующими языковыми структурами:
- Сомнение вызывает целесообразность, продуктивность такого подхода.
- К недостаткам работы следует отнести излишнюю (неоправданную) категоричность выводов автора.
- Слабой стороной (серьёзным недостатком) работы является неубедительность аргументации.
|
- Остались неосвещёнными некоторые вопросы, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме.
- Представляется упрощённым отношение автора к сложным проблемам современного литературоведения (языкознания).
- Говоря об этих сложных проблемах, автор допускает неточности (не даёт чёткой характеристики)…
- Автор упускает из виду, что…, не обращает внимания (на что?), … оставляет без ответа некоторые серьёзные вопросы.
- Автору не удалось показать, (что?)…, проанализировать (что?)…
Структуры, при помощи которых выражается значение неоднозначной оценки:
- Излагая аргументацию автора, необходимо отметить ряд спорных моментов.
- Такая постановка вопроса представляется небесспорной.
- Однако эта правильная (интересная) мысль не подкрепляется фактами, и это делает рассуждения автора декларативными, но, так или иначе, эта работа заслуживает положительной оценки.
- Излишне категоричными, на наш взгляд, выглядят утверждения автора о том, что…
- Автор считает, что… И здесь с ним можно не согласиться.
- Автор достаточно полно анализирует современное состояние этой проблемы. Вместе с тем, по нашему мнению, этот анализ мог бы быть углублен и расширен.