Организация продуктивного взаимодействия с классом.




Отчет педагогической практики

Студентки 4 курса.

 

Рыбиной Светланы Андреевны.

 

Педагогическую практику с целью формирования педагогического опыта взаимодействия с учащимися начальных классов, я проходила в поселке Ревда, Мурманской области в МОУ РСОШ №1им. В. С. Воронина.

Для достижения целей поставила перед собой следующие задачи:

1. Выбрать стратегию и тактику коммуникативного поведения.

2. Формировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом на уроке и вне его (установить личные контакты, умения самопрезентации, сотрудничества, диалогового общения, партнерства).

3. Проанализировать свои личностные и профессиональные способности и возможности.

За этот небольшой период практики я попробовала себя в роли учителя начальных классов и в роли классного руководителя. Меня закрепили за учителем Терехина Антонина Владимировна. Она- замечательный специалист. Наша совместная работа прошла плодотворно, поскольку были объединены профессиональный, жизненный, большой практический опыты, теоретические знания, а также мое желание перенять этот опыт.

Я провела 55 уроков, внеклассные мероприятия, а также вела работу непосредственно с классом.

Но, несмотря на такой небольшой период практики полностью почувствовала на себе тяжелую, но одновременно необычайно уникальную и интересную работу учителя.

Во время прохождения практики я регулярно консультировалась с методистом по возникающим вопросам. На все мои возникающие просьбы и вопросы о помощи учителя давали профессиональные рекомендации, делились своими наработками.

Знакомство с классом.

Началом моей педагогической практики стало знакомство с образовательным учреждением и с 1 «В»» классом, где мне предстояло апробировать опыт взаимодействия и сотрудничества известных педагогов – новаторов. Для получения более полной информации активно использовала: 1) наглядные методы: наблюдение (поведение ребят на перемене и уроках, своевременный приход в школу и уход из школы, межличностное взаимодействие обучающихся в классном коллективе); опрос обучающихся, педагогов и родителей; беседы (индивидуальные, групповые в классном коллективе) 2) диагностические методы (анкетирование, тестирование). С помощью диагностической методики «Человек будущего» выявила индивидуальные представления обучающихся о своей роли в обществе; совместно с ребятами составляли план работы, наблюдала за взаимодействием групп в коллективе, корректировала предложения ребят. Анкетирование «Кто я?» помогло познакомиться с ребятами, выявить объективные данные о семье, интересах, занятости обучающихся в свободное время, отношение к учебе и общественной деятельности, пожелания по проведению классных часов.

В классе 26 учеников: 11 девочек и 15 мальчиков. Все дети примерно одного возраста. Физическое развитие хорошее. Класс сплоченный, дружный, членам коллектива присуще чувство взаимовыручки и взаимопомощи. Большинство ребят учатся хорошо, старательно; они активно работают на уроке, добросовестно относятся к подготовке домашнего задания. В классе есть сильное ядро, на которое учитель может всегда опереться.

В любом новом деле сразу берут инициативу в свои руки и всегда справляются с поставленной задачей. Очень требовательны не только к себе, но и к окружающим.

Ребята участвуют во всех общешкольных мероприятиях, есть творческие, талантливые дети. Даже в силу своей занятости во внеурочное время готовы выступать за честь класса и школы.

Большинство ребят в классе имеют свои поручения, ответственно относятся к их выполнению. В классе сформировано самоуправление (есть староста, помощник старосты, в помощь классу и классному руководителю работает «комитет грамотности», «спортивно-оздоровительный комитет», «комитет труда, печати и информации»). Многие ребята во внеурочное время посещают спортивные секции, кружки, музыкальные школы.

Дети 1 класса - это поющие, танцующие, артистичные ребята. Опрос показал, что в классе есть лидеры: Герасимова Ангелина, Петрова Ксения, Мельников Иван. В первый день я представилась, рассказала немного о себе, вспомнила свои школьные годы.

Самопрезентация, прежде всего кропотливая работа над речью, мимикой, позой, я постаралась вспомнить свои годы обучения в школе и поставить себя на место учеников своего класса. В искреннем стремлении стать такой, какой ты сама хочешь и можешь быть в глазах ребят. Именно быть, а не казаться.

Положительных результатов добивалась проведением совместных психологических часов, посещением культурных заведений, проведением индивидуальных занятий на актуальные и интересные для данных возрастов темы.

Мои наблюдения показали, что ребята, стремились к контакту со мной. Моя инициатива в налаживании контакта состоит, прежде всего, в установлении психологически хорошего микроклимата.

В ходе работы с коллективом я возбуждала интерес в детях с помощью познавательной и любопытной информации (презентация, демонстрационный материал), привлекала внимания неожиданными фактами и подробностями.

В работе с современными детьми конечно необходимо либеральное или демократическое общение. Потому что демократический стиль общения с классом предполагает учет мнения учеников, их потребностей и интересов, совместные поиски решения возникающих задач и, в то же время, меры, принимаемые для поддержания дисциплины в классе. Становится возможным отказ от тех ролей, принятых школьниками (отличница, старательный ученик, шут, хулиган и т. п.), которые создают у детей привычные "маски", а у учителя – такие же "ярлыки". Демократичный учитель стремится понять ученика и не ограничивается его "маской", не ожидает и не подкрепляет соответствующего поведения, способен изменить стереотипные представления о школьнике.

При либеральном стиле общения со школьниками учитель полностью ориентирован на их потребности и проблемы, его требования и контроль недостаточны, в результате чего страдает дисциплина.

Мне ближе демократический стиль общения, где учитывается и мнение учащихся, но и сохраняется главная роль учителя с сопутствующими ему требованиями на уроке.

По итогам подготовительной педагогической деятельности с целью более продуктивного взаимодействия можно сделать вывод, что необходимо проводить совместные занятия с учащимися на интересующие их темы, где ученик будет занимать роль не пассивного слушателя, а активного творца.

Организация продуктивного взаимодействия с классом.

Для реализации своих творческих планов и достижения определённых результатов использовала в своей педпрактике разнообразные методы и приемы, формы проведения занятий.Так в первый день интересными были для всех детей игры на знакомство, психологические тренинги «Кто я?». В этот день совместно с ребятами запланировали предстоящее мероприятие через анкетирование. Работала по группам, давала задание каждой группе и оказывала поддержку и помощь (ребята оформляли, писали, выдвигали идеи.)Интересными стали свободные разговоры с мальчиками и девочками, где можно было побеседовать на интересные темы. Мне кажется, что я смогла завоевать доверие детей. Занимала позицию «Взрослого» при контакте с ребятами, что подтверждалось подготовкой к внеклассным мероприятиям, где я лишь оказывала помощь, давала идеи, но главная инициатива шла от самих обучающихся. Активности ребят добивалась через воспитывающие ситуации, перспективу, соревнование, этическую беседу. Хочется отметить, что на протяжении всей педагогической практики преобладало дружественное общение учителя с учениками на основе увлеченности в совместной деятельности, единое деловое и личностное общение и достижение единой цели и решения единых задач. Большую роль играла интонация - речь в большинстве случаев была спокойная, выразительная, четкая, так как в своем общении с учениками я старалась максимально устранить коммуникативные речевые барьеры в своем поведении. Избегая слов-паразитов (вот, ну, э-э, так сказать), лексической бедности, грубого жаргона, неуважительного обращения (типа эй). Старалась акцентировать более важные слова, фразы, подчиняя им менее важные. Менять тон голоса, то повышая, то понижая его, а также делаю паузу до и после важных мыслей. К сожалению, в классе есть отверженные и трудные ребята с ними тоже велась отдельная работа, но я не акцентировала внимание на том, что они хуже всех, а старалась дать им такое посильное задание, которое помогало им поверить в свои силы и считать себя на равных с другими сверстниками. Примеров плохого отношения не было, еще с начальных классов ребята воспитаны таким образом, что уважение к старшим является долгом каждого из них. Во взаимодействии преобладали побуждающие стимулы – постоянно внушала веру в силы и способности ребят, независимо от их успеваемости и, ставя конкретную цель перед ребятами - предугадывали долгожданный результат и полезность выполнения данного задания. В ходе практики я применяла такие приемы и методы, как – активизация познавательной деятельности учащихся с помощью дополнительных материалов: презентации, наглядно – иллюстративного материала. Применяла игровые приемы на уроках и при проведении воспитательного мероприятия.

Опыт взаимодействия удался, так как в своей работе я не настаивала только на своих идеях, а лишь направляла в нужную сторону и давала возможность проявить себя в деле каждому из ребят, общалась с ними «на равных», предлагала материал, ребята дополняли и мы приходили к определенному положительному результату. Такая ориентация позволяла ученикам понять и оценить все, что происходит на уроке, осознать свое место в коллективной деятельности. При организации деятельности совместно распределялись задания.

Выводы

 

В процессе выполнения определенных заданий практики я закрепила теоретические знания, полученные в процессе обучения, а также усовершенствовала профессиональные умения и навыки в построении конструктивного взаимодействия с подростками, в написании практических материалов и проведении учебных занятий.

При планировании уроков и внеклассных мероприятий учитывала особенности учащихся, уровень сплоченности коллектива, наглядным примером в работе стал сам классный руководитель, которые используют в своей деятельности новые современные подходы к детям, на равных приветствуется их самостоятельность и личное желание самосовершенствования и самовыражения. Речь педагога должна быть адаптирована к восприятию школьников. Нужно учитывать возраст и уровень развития обучаемых, потому что иначе между педагогом и классом просто возникнет барьер, и соответственно плодотворного взаимодействия не получится.

Старалась делать мероприятия и уроки интересными, богатыми и доступными.

Для реализации вышепоставленных целей создавала особую атмосферу общения, совместной деятельности, что и позволило достичь требуемого результата.

Своей практикой осталась довольно, все запланированное ранее реализовала.

Рекомендации:

- продолжить работу по использованию современных приемов и методов воспитательной работы с целью развития сотрудничества обучающихся внутри коллектива;

- продолжить применять другие формы и методов воспитательной деятельности, по возможности использовать информационно-коммуникативные технологии на каждом уроке и внеклассном мероприятии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: