Стратегии кратковременного контроля и пресечения нежелательного поведения учеников в классе




Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса (материалы для студентов по «Педагогическому модулю»)

Цель психолого-педагогического взаимодействия: содействие обучению, воспитанию, развитию и социализации школьников.

Специфика психолого-педагогического взаимодействия определяется решением профессиональных задач и использованием эмоционального компонента как содействующего общей цели.

Стили психолого-педагогического взаимодействия: авторитарный («твердая рука») – ориентация на жесткое управление и контроль, поэтапное выполнение работы под руководством педагога и в его темпе, отношение к инициативе как к своеволию, занижение успехов учеников; демократический («возьмемся за руки») поощрение инициативы и активности, создание позитивной мотивации, оценивание фактов, а не личности учеников; попустительский («руки прочь») самоустранение наставника от процесса и результата, снятие с себя ответственности.

Основа демократического стиля взаимодействия с классом – партнерство, которое строится на двух правилах, воспитывающих личность: 1) школьник всегда выбирает поведение, а взрослый помогает ему сделать выбор, 2) свобода выбора – это готовность взять на себя ответственность. Воспитание понимается как создание условий для развития личности.

Нормативная регуляция поведения школьников – использование во взаимодействии с учениками и школьными классами правил и процедур. Это помогает учителю эффективно учить, помогает ученику учиться, помогает классу эффективно функционировать.

Смысл правил: «Выполняй правила, так как ты сам получишь от этого выгоду».

• Правила указывают на ожидаемые и запрещаемые действия в классе (надо и не надо, можно и нельзя)

• Процедуры описывают, как выполнять определенные действия

• Правила и процедуры вводятся и объясняются ДО НАЧАЛА любой новой деятельности

• Правила и процедуры устанавливают предсказуемый сценарий взаимодействия учителя и учеников

Процесс установление правил: 1. Определение правила; 2. Обсуждение правила (завершается заключением соглашения); 3. Определение следствий (совместно с учениками обсуждается, что делать, если кто-то нарушает правило); 4. Соблюдение правил (поддерживать выполнение, использовать санкции за невыполнение)

«Уверенный учитель» - Своим поведением сообщает ученикам, что процесс обучения ему слишком небезразличен, чтобы позволить трать время просто так: настойчиво и последовательно приучает выполнять правила; спокойно и доброжелательно определяет «границы поведения»; напоминает о правилах; ясно говорит, какого поведения ожидает; имеет спокойный и уверенный голос; не вовлекается в споры о справедливости правил

Дисциплина – это порядок поведения, отвечающий правилам и процедурам, благодаря чему взаимодействие принимает упорядоченный характер. Учитель выполняет активную, руководящую роль, прививает позитивное отношение к правилам и процедурам, учит строить поведение в соответствии с ними. Дисциплинированность - позитивное отношение к правилам.

Выделяют три группы стратегий взаимодействия с классом: стратегии поддержки позитивного климата в классе; стратегии кратковременного контроля и пресечения нежелательного поведения учеников в классе; стратегии разрешения проблем

Стратегии поддержки позитивного климата в классе.

«Основы ученического счастья» - базовая потребность ученика -чувствовать свою сопричастность, важность, значимость:

1) ощущать состоятельность в учебной деятельности

2) ощущать состоятельность в общении

3) ощущать себя причастным и вовлеченным в жизнь группы.

Как помочь ученику почувствовать состоятельность в учебной деятельности?

1) Роль ошибки

2) Вера в успех

3) Концентрация внимания на успехе

4) «Ощутимый» процесс обучения

5) Признание достижений

Как помочь ученику почувствовать состоятельность в общении?

  1. Принятие
  2. Позитивное внимание
  3. Уважение (признание)
  4. Одобрение
  5. Теплые чувства

Как помочь ученику почувствовать, что он вносит вклад в групповые отношения?

  1. Поддержка личного вклада в улучшение жизни класса
  2. Совместное принятие правил
  3. Поддержка помощи другим

Стратегии кратковременного контроля и пресечения нежелательного поведения учеников в классе

Законы поведения учеников

1.Ученики сами выбирают определенное поведение в определенной ситуации

2.Любое поведение ученика подчинено общей цели - чувствовать сопричастность, важность, значимость

3. Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но не может осознавать, что за этим нарушением стоит одна из целей: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи

Цель нарушения поведения: привлечение внимания. Стратегии учителя: минимизация внимания, разрешающее поведение, неожиданный сценарий, переключение внимания, позитивное внимание примерным ученикам, пересаживание

Цель нарушения поведения: избегание неудачи. Стратегии учителя: изменение методов, дополнительные технологии, позитивное мышление, стратегии поддержки состоятельности в учебе

Цель нарушения поведения: власть или месть. На стадии «глухих раскатов» стратегии поведения учителя: внешнее согласие, изменение темы, юмор, записи.

Стратегии разрешения проблем. Установление санкций. Санкции – это логические последствия проступков «Когда ты делаешь (конкретное нарушение поведения), то потом (конкретное последствие)» Отличия санкций от наказаний:

1) Последствия связаны с нарушением

2) Санкции соразмерны проступку

3) Санкции созидательны

Цель санкций – побудить ученика вести себя хорошо, исправить ошибку

Формула хорошего урока: Ученик повысил свое самоуважение и ощутил себя более компетентным

Источники

Алтунина И.Р. Социальная психология (Электронный ресурс): учеб. для акад. бакалавриата. – М.: Юрайт, 2018. 1 on-line, 427 с.. - (Бакалавр). - Библиогр. в конце гл.. - Лицензия до 31.12.2018. - ISBN 978-5-534-01317-7: Б.ц.
Имеются экземпляры в отделах: ЭБС Юрайт(1

 

Панфилова, А. П. Взаимодействие участников образовательного процесса: учеб. для бакалавров/ А. П. Панфилова, А. В. Долматов; под ред. А. П. Панфиловой. - Москва: Юрайт, 2015. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM), 487 с.: ил., табл., рис.. - (Бакалавр. Базовый курс). - Библиогр.: с. 485-487 (44 назв.). - Лицензия до 27.10.2020 г.. - ISBN 978-5-9916-3314-7: 500 экз.. Имеются экземпляры в отделах:
всего 2: ч.з.N1(1), Сетевой ресурс(1)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: