Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса (материалы для студентов по «Педагогическому модулю»)
Цель психолого-педагогического взаимодействия: содействие обучению, воспитанию, развитию и социализации школьников.
Специфика психолого-педагогического взаимодействия определяется решением профессиональных задач и использованием эмоционального компонента как содействующего общей цели.
Стили психолого-педагогического взаимодействия: авторитарный («твердая рука») – ориентация на жесткое управление и контроль, поэтапное выполнение работы под руководством педагога и в его темпе, отношение к инициативе как к своеволию, занижение успехов учеников; демократический («возьмемся за руки») поощрение инициативы и активности, создание позитивной мотивации, оценивание фактов, а не личности учеников; попустительский («руки прочь») самоустранение наставника от процесса и результата, снятие с себя ответственности.
Основа демократического стиля взаимодействия с классом – партнерство, которое строится на двух правилах, воспитывающих личность: 1) школьник всегда выбирает поведение, а взрослый помогает ему сделать выбор, 2) свобода выбора – это готовность взять на себя ответственность. Воспитание понимается как создание условий для развития личности.
Нормативная регуляция поведения школьников – использование во взаимодействии с учениками и школьными классами правил и процедур. Это помогает учителю эффективно учить, помогает ученику учиться, помогает классу эффективно функционировать.
Смысл правил: «Выполняй правила, так как ты сам получишь от этого выгоду».
• Правила указывают на ожидаемые и запрещаемые действия в классе (надо и не надо, можно и нельзя)
• Процедуры описывают, как выполнять определенные действия
• Правила и процедуры вводятся и объясняются ДО НАЧАЛА любой новой деятельности
• Правила и процедуры устанавливают предсказуемый сценарий взаимодействия учителя и учеников
Процесс установление правил: 1. Определение правила; 2. Обсуждение правила (завершается заключением соглашения); 3. Определение следствий (совместно с учениками обсуждается, что делать, если кто-то нарушает правило); 4. Соблюдение правил (поддерживать выполнение, использовать санкции за невыполнение)
«Уверенный учитель» - Своим поведением сообщает ученикам, что процесс обучения ему слишком небезразличен, чтобы позволить трать время просто так: настойчиво и последовательно приучает выполнять правила; спокойно и доброжелательно определяет «границы поведения»; напоминает о правилах; ясно говорит, какого поведения ожидает; имеет спокойный и уверенный голос; не вовлекается в споры о справедливости правил
Дисциплина – это порядок поведения, отвечающий правилам и процедурам, благодаря чему взаимодействие принимает упорядоченный характер. Учитель выполняет активную, руководящую роль, прививает позитивное отношение к правилам и процедурам, учит строить поведение в соответствии с ними. Дисциплинированность - позитивное отношение к правилам.
Выделяют три группы стратегий взаимодействия с классом: стратегии поддержки позитивного климата в классе; стратегии кратковременного контроля и пресечения нежелательного поведения учеников в классе; стратегии разрешения проблем
Стратегии поддержки позитивного климата в классе.
«Основы ученического счастья» - базовая потребность ученика -чувствовать свою сопричастность, важность, значимость:
1) ощущать состоятельность в учебной деятельности
2) ощущать состоятельность в общении
3) ощущать себя причастным и вовлеченным в жизнь группы.
Как помочь ученику почувствовать состоятельность в учебной деятельности?
1) Роль ошибки
2) Вера в успех
3) Концентрация внимания на успехе
4) «Ощутимый» процесс обучения
5) Признание достижений
Как помочь ученику почувствовать состоятельность в общении?
- Принятие
- Позитивное внимание
- Уважение (признание)
- Одобрение
- Теплые чувства
Как помочь ученику почувствовать, что он вносит вклад в групповые отношения?
- Поддержка личного вклада в улучшение жизни класса
- Совместное принятие правил
- Поддержка помощи другим
Стратегии кратковременного контроля и пресечения нежелательного поведения учеников в классе
Законы поведения учеников
1.Ученики сами выбирают определенное поведение в определенной ситуации
2.Любое поведение ученика подчинено общей цели - чувствовать сопричастность, важность, значимость
3. Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но не может осознавать, что за этим нарушением стоит одна из целей: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи
Цель нарушения поведения: привлечение внимания. Стратегии учителя: минимизация внимания, разрешающее поведение, неожиданный сценарий, переключение внимания, позитивное внимание примерным ученикам, пересаживание
Цель нарушения поведения: избегание неудачи. Стратегии учителя: изменение методов, дополнительные технологии, позитивное мышление, стратегии поддержки состоятельности в учебе
Цель нарушения поведения: власть или месть. На стадии «глухих раскатов» стратегии поведения учителя: внешнее согласие, изменение темы, юмор, записи.
Стратегии разрешения проблем. Установление санкций. Санкции – это логические последствия проступков «Когда ты делаешь (конкретное нарушение поведения), то потом (конкретное последствие)» Отличия санкций от наказаний:
1) Последствия связаны с нарушением
2) Санкции соразмерны проступку
3) Санкции созидательны
Цель санкций – побудить ученика вести себя хорошо, исправить ошибку
Формула хорошего урока: Ученик повысил свое самоуважение и ощутил себя более компетентным
Источники
Алтунина И.Р. Социальная психология (Электронный ресурс): учеб. для акад. бакалавриата. – М.: Юрайт, 2018. 1 on-line, 427 с.. - (Бакалавр). - Библиогр. в конце гл.. - Лицензия до 31.12.2018. - ISBN 978-5-534-01317-7: Б.ц.
Имеются экземпляры в отделах: ЭБС Юрайт(1
Панфилова, А. П. Взаимодействие участников образовательного процесса: учеб. для бакалавров/ А. П. Панфилова, А. В. Долматов; под ред. А. П. Панфиловой. - Москва: Юрайт, 2015. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM), 487 с.: ил., табл., рис.. - (Бакалавр. Базовый курс). - Библиогр.: с. 485-487 (44 назв.). - Лицензия до 27.10.2020 г.. - ISBN 978-5-9916-3314-7: 500 экз.. Имеются экземпляры в отделах:
всего 2: ч.з.N1(1), Сетевой ресурс(1)