Другой приём существует для изображения не звуков природы, а движений людей, зверей, птиц.




ПРОГРАММНО- ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ МУЗЫКА.

Есть такое выражение «музыка рассказывает». Давайте вдумаемся в эти слова. Разве может музыка о чем-либо рассказать, описать конкретные события или описать образ конкретного человека? Да, когда мы слушаем музыку со словами - песни, романсы, в которых есть словесный текст, нам понятно их содержание. А когда звучит инструментальная музыка - фортепиано, скрипка, симфонический оркестр? О чем эта музыка? Что хотел выразить композитор в своем сочинении?

Язык музыки - особый язык. Музыка не рассказывает в прямом смысле слова. А все же выражать она может бесконечно многое. Она способна раскрыть мысли, чувства, переживания человека, но выражать по-своему, через свои неповторимые художественные приемы.

Так как же лучше понять её и исполнить? Об этом позаботились композиторы, давшие названия своим инструментальным сочинениям, особенно тем, в которых музыка что-то или кого-то изображает. «Удачно выбранное название произведения усиливает воздействие музыки и заставляет человека что-то вообразить» (Р. Шуман). А если к названию композитор дает эпиграф или литературную программу, то замысел композитора становится ясным.

Итак, речь сейчас пойдёт о программно-изобразительной музыке.

Все названия и словесные пояснения к музыкальным произведениям называются программой. А музыка, у которой есть программа, называется программной музыкой.

Выделяют 2 вида программности музыки: конкретную и обобщённую.

Пример конкретной программности – название произведения и уточнение – эпиграф в стихах или другая развёрнутая программа, как например в симфонической сказке «Петя и волк» Прокофьева.
Обобщённая программность выражена в названии произведения.

Содержание программной музыки очень разнообразно – это сцены жизни, картины природы, зверей (Сен – Санс – сюита «Карнавал животных»), впечатления от произведений искусства – например, живописи (фортепианный цикл Мусоргского «Картинки с выставки»), художественной литературы (симфоническая сюита Римского – Корсакова «Шехеразада»), исторические события (симфония Шостаковича «1905 год»).

Источником сюжета для музыки могут быть образы, навеянные изобразительным искусством, пейзажные зарисовки, исторические сказания,

и легенды, литературные произведения, сказочная фантазия. Сюжет иногда

даже принадлежит самому композитору.

...Какой океан звуков окружает нас! Пение птиц и шелест деревьев, шум ветра и шорох дождя, раскаты грома, рокот волн... Все эти звуковые явления природы музыка может изобразить, а мы, слушатели, представить. Каким образом музыка «изображает» звуки природы?

Изумительные картины природы нарисовал в своих произведениях Пётр Ильич Чайковский – например, в фортепианном цикле«Времена года» он изобразил все двенадцать месяцев, и, кроме того, сопроводил их не только названиями, но и эпиграфами из стихов русских поэтов.

Одна из самых ярких и величественных музыкальных картин создана Бетховеном. В четвёртой части своей «Пасторальной» симфонии (пасторальный -значит пастушеский) композитор звуками «нарисовал» картину летней грозы (эта часть так и называется - «Гроза»(слушаем!)). Слушая могучее crescendo усиливающегося ливня, частые раскаты грома, вой ветра, изображённые в музыке, мы представляем себе летнюю грозу.

 

В симфонической картине Римского -Корсакова «Три чуда» (слушаем) изображена морская буря (второе «чудо» - о тридцати трёх богатырях). Обратите внимание на авторское определение - «картинка». Оно заимствовано из изобразительного искусства - живописи. В музыке слышны грозный рокот волн, завывание и свист ветра.

Один из самых излюбленных приёмов изобразительности в музыке - подражание голосам птиц. Остроумное «трио» соловья, кукушки и перепела вы услышите в «Сцене у ручья» - второй части «Пасторальной симфонии»Бетховена. Птичьи голоса звучат в пьесах для клавесина «Перекликание птиц» и «Курица» Жана-Филиппа Рамо, «Кукушка» Луи-Клода Дакена, в фортепианной пьесе «Песня жаворонка» из цикла «Времена года» Чайковского, в прологе оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова и во многих других произведениях.

Итак, подражание звукам и голосам природы - самый распространённый приём изобразительности в музыке.

Другой приём существует для изображения не звуков природы, а движений людей, зверей, птиц.

Обратимся к симфонической сказке Прокофьева «Петя и Волк» (слушаем!). Рисуя в музыке Птичку, Кошку, Утку и других персонажей, композитор изобразил их характерные движения, повадки, да так искусно, что можно воочию представить себе каждого из них в движении: летящую Птичку, крадущуюся Кошку, прыгающего Волка и т. п.

Птичка

Птичка весело чирикает: «Все вокруг спокойно». Звучит лёгкая, как бы порхающая мелодия на высоких звуках, остроумно изображая птичий щебет, порханье Птички. Её исполняет деревянный духовой инструмент – флейта.

Утка

В мелодии Утки отражены её неповоротливость, переваливающаяся с боку на бок походка и даже как будто слышно её кряканье. Мелодия становится особенно выразительной в исполнении мягко звучащего, немного «гнусавого» гобоя.

Кошка

Отрывистые звуки мелодии в низком регистре передают мягкую, вкрадчивую поступь хитрой Кошки. Мелодию исполняет деревянный духовой инструмент – кларнет.

Здесь основными изобразительными средствами стали ритм и темп. Ведь движения любого живого существа происходят в определённом ритме и темпе, и они очень точно могут быть переданы музыкой.

Характер движений бывает различен: плавный, летящий, скользящий или, наоборот, резкий, неуклюжий... Музыка чутко откликается на это. Плавные движения отражаются в гибком мелодическом рисунке, штрихе legato, а резкие - в «колючем», угловатом рисунке мелодии, остром штрихе staccato.

Дедушка

Музыкальная тема Дедушки выразила его настроение и характер, особенности речи и даже походки. Дедушка говорит басом, неторопливо и как будто немного ворчливо – так звучит его мелодия в исполнении самого низкого деревянного духового инструмента – фагота.

Изображая движения, походку своих героев, композитор раскрывает и их характер. Так, музыкальные портреты мальчика Пети и Дедушки «нарисованы» Прокофьевым яркими, контрастными красками: оба героя сказки изображены в движении, поэтому их музыка связана с жанром марша. Но как не похожи эти два марша.

Петя

Бодро и задорно шагает Петя под музыку марша, как бы напевая лёгкую, озорную мелодию. Светлая, жизнерадостная тема воплощает неунывающий характер мальчика. Петю С. Прокофьев изобразил при помощи всех струнных инструментов - скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов.

Тема Пети, лёгкая, упругая по ритму и подвижная, похожа на задорную песню, а в теме Дедушки резче проступают черты марша: она «жёсткая», резкая по ритму, динамике, более сдержанная по темпу.

Яркие примеры изобразительности вы найдёте в пьесах Мусоргского «Гном», «Балет Невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках» из фортепианного цикла «Картинки с выставки».

А может ли музыка изобразить пространство? Можно ли, слушая её, мысленно видеть бескрайние равнины, просторы полей, безбрежные моря? Оказывается, можно. Например, первые части Первой симфонии П. Чайковского «Грёзы зимнею дорогой». Она начинается еле слышно - будто зашелестел сухой снег от ветра, зазвенел морозный воздух. Мгновение... и появилась печальная мелодия. Она создаёт впечатление широко раскинувшегося простора, пустыни, одиночества.

Сочиняя программную музыку, композиторы пользуются средствами музыкальной выразительности. К ним относятся мелодия, ритм, темп, регистр, динамика, штрихи. Большую изобразительную роль в музыке играют гармония и тембры музыкальных инструментов. В программной музыке выразительные средства особенно ярки.

Программных произведений в музыке существует огромное множество. Мы ещё не раз будем встречаться с ними на наших уроках.

 

Ответить на вопросы:

1. Что такое программная музыка?

2.Какие виды программкости вы знаете?

2. Какие приёмы звукоизобразительности вы знаете?

3.Какие выразительные средства наиболее важны для композиторов, использующих приёмы звукоизобразительности?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: