Понятие и сущность государственных финансов




Тема 1. Финансовая деятельность и необходимость ее правового регулирования

 

1. Понятие и сущность государственных финансов.

2. Понятие, принципы, правовые методы и формы финансовой деятельности государств

3. Финансово-правовые акты и финансовая политика

 

 

Понятие и сущность государственных финансов

Гражданское общество не может успешно функционировать и развиваться без государства. Государство, в свою очередь выполняя свои задачи и функции предусматривает наличие государственных финансов.

Государственные финансы это система общественных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения задач и функций государства.

То есть финансовая деятельность государства обусловлена ​​объективной необходимостью и является процессом сбора, распределения, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государством.

На разных этапах развития человеческой цивилизации содержание финансовой деятельности государства не был одинаковым. В рабовладельческом и феодальном обществах финансовые потребности государства удовлетворялись преимущественно путем установления различных натуральных повинностей и сборов. Основными расходами докапиталистических государств были расходы на содержание монарха и его окружения, государственного аппарата, строительство общественных сооружений дорог, портов, храмов, оросительных систем и т.п., а также расходы на ведение войн. Причем расходы на ведение войн, как правило, превышали по своему объему все остальные расходы государства, вместе взятые. Главными доходами государства в этих обществах были: поступления от доменов (государственного имущества) и регалий (монопольного права монарха на отдельные промыслы и торговлю определенными товарами солью, пряностями и т.д.), военные трофеи, дань с порабощенных народов, периодические натуральные и денежные сборы внутри страны, повинности, пошлины, займы.

С упадком феодализма и постепенным утверждением в его недрах капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать чисто денежные доходы и расходы государства, а удельный вес натуральных сборов и повинностей сокращалась. Также в исторических рамках феодализма на рубеже XVI-XVII веков полностью отделилась от собственности монарха и стала самостоятельной государственная казна. Именно тогда появились собственно кредит, а несколько позже государственный бюджет.

Государственные финансы сыграли роль мощного рычага первоначального накопления капитала, которое имело место главным образом в XVI-XVII веках. С их помощью из колониальных стран в метрополии перекачивались огромные богатства, которые потом превращались в капитал. Государственные налоги и займы все чаще стали применяться в производственных интересах для создания и развития первых капиталистических предприятий. Важная роль в наращивании первобытных капиталов принадлежала системе протекционизма, которая давала возможность первым отечественным капиталистам устанавливать на товары и услуги, они производили предоставляли, особенно высокие цены, получать сверхприбыли, направлять их преимущественно на расширенное воспроизводство.

В капиталистическом государстве, когда товарногрошови отношения приобрели всеобъемлющий характер, финансы стали выражать экономические отношения по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода. Основные средства капиталистических государств сосредоточены в государственном бюджете.

Для государственных финансов капиталистических стран XIX века было характерно очень быстрый рост расходов, постоянное превышение их над доходами казны, что объяснялось прежде всего милитаризацией экономики. Еще больше усилилась эта тенденция на рубеже ХIХ-ХХ веков, когда почти во всех капиталистических странах расходы государств на военные нужды значительно превысили половину их доходов. Крупные средства тратились также на содержание государственного аппарата парламента, министерств и ведомств, полиции, тюрем и т.д. Расходы на социальные нужды образование, здравоохранение, страхование были мизерными. Основным источником доходов государства были налоги, преимущественно косвенные.

В XX веке произошло полное сращивание капиталистического государства с монополиями, дальнейшее расширение функций государства. Государство стало обеспечивать не только обороноспособность страны, охрану частной собственности, свободу предпринимательства и правопорядок, но и непосредственно участвовала в процессе производства, распределения и использования общественного продукта. В условиях государственного монополистического капитализма, особенно после второй мировой войны, в структуре государственных расходов произошли новые глубокие изменения. Их сущность заключается в том, что, несмотря на дальнейшее быстрый рост расходов в абсолютных величинах на милитаризацию (особенно в США), удельный вес их по сравнению с аналогичными расходами в начале XX века значительно сократилась и одновременно существенно увеличился удельный вес и абсолютные размеры расходов на социальные цели образование, здравоохранение, социальное обеспечение.

Демократизация общественной жизни в условиях развитой рыночной экономики привела к тому, что в ряде стран Запада государственные расходы на социальные цели стали одним из главных. На этом основании даже появились понятия "шведский социализм", "канадский социализм" и т.п. Значительное распространение получили расходы по вмешательству государства в экономику, в частности в несколько раз увеличились государственные капитальные вложения в электроэнергетику, угольную, газовую и другие базовые отрасли промышленности, на поддержку сельского хозяйства одной из самых опекаемых отраслей экономики. В развитых капиталистических странах за счет государственных средств была создана атомная промышленность.

Сейчас на Западе существенно возрос удельный вес государственного сектора экономики. Стремясь увеличить занятость населения и сократить безработицу, правительства выдают предпринимателям, которые расширяют производство, субсидии для капиталовложений. Резко выросли государственные расходы на научно-технический прогресс и в развитых странах Запада достигают сейчас до пятидесяти-семидесяти процентов всех расходов на эти цели. Государство стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на мировом рынке, предоставляя фирмам, которые экспортируют продукцию, самые льготы. Расходы по регулированию процесса расширенного воспроизводства во многих странах достигли в наше время двадцати и более процентов общей суммы расходов государственного бюджета. Появились качественно новые государственные расходы на охрану окружающей среды, преодоление экономической отсталости отдельных районов, предоставление субсидий и кредитов развивающимся странам.

Вмешательство государства в процесс расширенного воспроизводства и сферу социальных отношений в новейшее время перешло государственные границы. Так, страны Европейского Сообщества создали межгосударственные фонды денежных средств, используемых для финансирования сельского хозяйства, преодоления структурной безработицы, переподготовки и передислокации рабочей силы, преодоления существенных диспропорций в развитии отдельных регионов этих стран.

Таким образом, в условиях социально ориентированной экономики резко расширилась сфера финансовых отношений, в которых участвует государство, поле финансовой деятельности государства в целом. Значительное развитие получили региональные и местные финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды, финансы государственных предприятий. Однако, несмотря на это, финансовых ресурсов, аккумулируемых с их помощью, не хватает на покрытие все возрастающих расходов государства. Бюджеты капиталистических стран характеризуются крупными хроническими дефицитами, ростом государственных займов, увеличением государственного долга.

Исключительно высокого развития приобрели в наше время финансы частных национальных и транснациональных корпораций. По их организационной структуре это чаще всего акционерные общества. Последнее обусловлено тем, что выпуск акций одна из самых эффективных форм мобилизации капитала. Она позволяет трансформировать денежные сбережения в производственные инвестиции. Без акций, облигаций, кредитов и других элементов финансового рынка корпорации должны были бы находиться на самофинансировании, что резко ограничивало их возможности развития. Финансовая сторона деятельности акционерных обществ и предприятий других форм собственности приобретает все большее значение.

При этом необходимо иметь в виду, что когда финансы предприятий общегосударственной и муниципальной форм собственности следует рассматривать в целом как децентрализованные денежные фонды государства, то финансы предпринимателей частников необходимо рассматривать с точки зрения государственного влияния на них совсем с других позиций. Целесообразно вспомнить замечание по этому поводу известного французского юриста финансиста Поля Мари Годме, который писал, "что ни в коем случае не следует забывать о фундаментальных различия между государственными и частными финансами. Главное отличие между ними обусловлена ​​тем фактом, что состояние частных финансов зависит от законов рыночной экономики.

Так, спрос и предложение на рынке обусловливают определения размера учетного процента. Состояние же и динамика государственных финансов определяются решениями государства и действиями публичной власти ". П. Годме кратко сформулировал отличительные черты частных финансов от государственных, которые можно свести к следующему:
1. Государство может в принудительном порядке обеспечить собственные доходы с помощью системы налогов и других обязательных платежей, в то время как принудительного исполнения в отношении самого государства никогда не бывает. Частные лица не могут в принудительном порядке обеспечить собственные доходы и, соответственно, могут оказаться не в состоянии выполнить свои обязательства;

2.государственные финансы связаны с денежной системой, которая в большей или меньшей степени управляется государством, тогда как эта денежная система не зависит от воли частного владельца, распоряжается только собственными финансами;

3.частные финансы ориентированы на получение прибыли. Государственные финансы, наоборот, это средство осуществления общего интереса;

4.размеры государственных финансов несравненно больше, чем размеры частных финансов, которыми распоряжаются отдельные лица.

"Этих отличий вполне достаточно, резюмирует П. Годме, чтобы рассматривать финансовое право как самостоятельную науку, которая, несмотря на свою связь с частными финансами, четко отмежевывается от последних и не оставляет места для того, чтобы создать единую науку о финансах, которая бы объединяла как государственные, так и частные финансы ".

Таким образом, государственные финансы это система денежных отношений, которая возникает вместе с государством и неразрывно связана с ее существованием. Однако любые денежные отношения являются финансовыми (например, отношения купли-продажи являются гражданско-правовыми, отношения по поводу уплаты административного штрафа административно-правовыми и т.п.).

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по функциям, которые они выполняют. Деньги это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда производителей, а финансы экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение финансов заключается в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием денежных ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между:

• предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации товаров и услуг;

• предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

• государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджет и финансировании расходов;

• государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

• предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении средств из них; отдельными звеньями бюджетной системы;

• органами страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая; наконец, денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.

Без участия финансов не может быть распределен национальный доход страны является по своей сути основным материальным источником денежных доходов и фондов. Финансы выступают связующим звеном между созданием и использованием национального дохода, помогают на основе учета потребностей общества определять в нем оптимальные пропорции между фондом потребления и фондом накопления.

Возникая на второй стадии воспроизводственного процесса при распределении и перераспределении стоимости общественного продукта финансы имеют объективный характер и относятся к числу базисных категорий. Нужно всегда помнить, что деятельность государства сама по себе, а объективные потребности общественного развития обусловливают существование финансов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: