Понятие, принципы, правовые методы и формы финансовой деятельности государства




 

 

Финансовая деятельность государства это деятельность государства и его органов в области мобилизации, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Централизованные государственные финансы отражают отношения, связанные с мобилизацией, распределением и использованием централизованных денежных фондов. Эти фонды поступают в распоряжение государства как субъекта публичной власти. За счет централизованных денежных фондов финансируются расходы государства на капитальное строительство, реконструкцию предприятий, структурную перестройку, конверсию, содержится вся непроизводственная сфера, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, оборонный сектор, управления, правоохранительные органы, социальное обеспечение граждан, осуществляется много других программ.

Децентрализованные государственные финансы их нередко называют еще децентрализованными фондами денежных средств есть во всех отраслях народного хозяйства. Сейчас предприятия и организации всех форм собственности образуют фонды за счет собственной прибыли. Исключение составляет лишь аграрный сектор, в стабильном развитии которого государство проявляет особый интерес. Именно поэтому децентрализованные фонды аграрного сектора пополняются регулярными, хотя пока и недостаточными ассигнованиями из государственного бюджета.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления базируется на соответствующих принципах отраслевых, а также принципах отдельных институтов данной отрасли права, межотраслевых и общеправовых принципах. Отраслевые принципы финансовой деятельности государства это основополагающие правила и требования, которые отражают ее существенные особенности и целенаправленность, а основное содержание их определяется Конституцией и нормами права, непосредственно регламентирующих эту деятельность.
К основным принципам относятся:

1. Публичность государственных финансов состоит в публичном характере финансовой деятельности государства.

2. Распределение функций между представительными и исполнительными органами власти на основе конституционного принципа разделения компетенций законодательной и исполнительной властей вообще. Представительные органы власти принимают необходимые решения, а исполнительные органы власти обязаны выполнять их.

3. Приоритет в области финансовой деятельности государства представительных органов власти перед исполнительными органами власти. По сути он как бы вытекает из принципа разделения функций законодательной и исполнительной властей в сфере финансов, является его обратной стороной. Оба эти принципы неразрывны друг с другом и всегда проявляются одновременно, только каждый в своей специфической роли.

4. Приоритетность публичных расходов по отношению к доходам казны. Это обусловлено тем, что объективно осуществления государством его функций не может ставиться в прямо пропорциональной зависимости от величины дохода государственного бюджета. Иначе в определенные периоды развития это грозило бы государству резким сокращением ее дееспособности или даже гибелью или глубокими катаклизмами в обществе.

В узком смысле этого понятия принцип приоритетности публичных расходов означает, что в бюджет в ходе его формирования необходимо включать только те расходы, которые необходимы для выполнения собственно функций государства, и никак не больше. Это достигается действительным обеспечением на практике свободной конкуренции прав субъектов финансовых правоотношений на имеющиеся в распоряжении публичной власти финансовые ресурсы, то есть "конкуренции заявленных потребностей". В соответствии с принципом приоритетности государственных расходов нецелесообразно любое уклонение от требований единства и полноты бюджета, как и целевая привязка конкретных доходов в определенных видов расходов, так как при этом невозможно проверить в достаточной мере расходы на их необходимость.

1. Принцип здоровых финансов.

2. Принцип финансовой безопасности государства.

3. Принцип единства финансовой деятельности и денежной системы государства.

4. Принцип межотраслевого характера финансовой деятельности государства.

5. Принцип самостоятельности в установленных действующим законодательством государства рамках финансовой деятельности органов местного самоуправления.

6. Принцип социальной направленности финансовой деятельности государства.
7. Принцип плановости.

8. Принцип гласности и некоторые другие.

Опираясь на указанные принципы, современное государство своей финансовой деятельности предоставляет соответствующих правовых форм, с помощью правовых норм наполняет ее правовым содержанием. Правовое регулирование финансовой деятельности в странах с развитыми рыночными отношениями является ведущей формой государственного руководства экономикой. Основы правовой регламентации финансовой деятельности государства даются в ее Конституции, прежде всего закрепляет за высшими органами законодательной и исполнительной власти руководство государственными финансами. Дальнейшее развитие и детализацию эти основы получают в специальном финансовом законодательстве государства.

В частности, в этом законодательстве четко разграничиваются финансовая деятельность, осуществляемая государством как орудием публичной власти непосредственно от финансовой деятельности, осуществляемой государством через посредство государственного управления предприятиями, учреждениями, организациями. В сфере общегосударственных финансов государство в лице уполномоченных финансовых и кредитных учреждений сама мобилизует, распределяет и использует фонды денежных средств, финансируя народное хозяйство, социально-культурную сферу, оборону, управление, создание материальных и финансовых резервов. Что же касается децентрализованных фондов денежных средств, то государство уполномочивает на их создание и использование предприятия, объединения и министерства. Эти фонды денежных средств является финансами отраслей народного хозяйства. С централизованными фондами они тесно связаны налоговыми и другими обязательными платежами, а при необходимости финансированием из них.

Перед любым государством в области финансовой деятельности всегда стоит две основные задачи:

во-первых в полном соответствии с утвержденным финансовым планом бюджетом собрать предусмотрены средства и распределить их в соответствии с общественными потребностями. Эта сторона финансовой деятельности государства по своей сути является распределительным;

во-вторых контрольная функция финансовой деятельности, то есть обеспечение законности сбора, распределения и использования фондов денежных средств.

Методы финансовой деятельности государства это средства и приемы, с помощью которых уполномоченный государством орган от ее имени мобилизует, распределяет и использует фонды денежных средств.
Методы финансовой деятельности государства делятся на следующие группы:

а) методы формирования денежных фондов;

б) методы распределения денежных фондов;

в) методы использования денежных фондов.

В первой группе методов финансовой деятельности государства методов формирования денежных фондов ведущая роль принадлежит обязательном метода мобилизации, который заключается в принудительном и безвозмездном изъятии части денежных средств у их владельцев в пользу государства. Этот метод предусматривает установление: 1) вида платежа; 2) точного его размера; 3) срока платежа; 4) обязательной угрозы за нарушение срока или размера платежа в виде пени, штрафов за сокрытие доходов или невнесение или неполное внесение платежей государству и ряд других обязательных элементов.

Весомый и самый распространенный из этого вида платежей налог. Он является самым действенным из всех способов мобилизации средств в доход государства, реализации ее экономической политики. Будучи по своей сути нарушением свободы и права собственности налогоплательщика, налог, по редким исключением, во всем мире вводится только решением органа законодательной власти.

Кроме налогов, обязательный метод мобилизации денежных средств государства включает в себя также различные государственные сборы таможенные, дорожные, за предоставление юридически значимых услуг и т.п., штрафы, плату за использование природных ресурсов и другие. Государство установило также обязательные платежи в централизованные специальные фонды средств пенсионный, социального страхования и ряд других.

Метод добровольной мобилизации денежных средств включает в себя проведение лотерей, выпуск государством облигаций, других ценных бумаг, добровольные взносы граждан и т.п.

Распределение мобилизованных государством денежных средств в ее финансовые фонды также обеспечивается только ему присущими методами. При этом отметим, что традиционный для финансовой практики "распределение" в данном случае означает не разделение денег между какими лицами, юридическими или физическими, а определение тех условий, на которых деньги покидают свой фонд и поступают в распоряжение субъекта, которому они выделило государство или ее уполномоченный финансовый орган.

Расходы всех бюджетов делятся на текущие расходы и расходы развития.

Текущие расходы это финансирование сети предприятий, учреждений, организаций и органов, которая действует на начало бюджетного года, а также на финансирование мероприятий по социальной защите населения и других мероприятий, не относящихся к расходам развития. В составе текущих расходов отдельно выделяются расходы бюджета, обусловленные ростом сети вышеперечисленных объектов с указанием всех факторов, которые повлияли на объем расходов.

Расходы развития это затраты бюджетов на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, в частности: финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения; финансирование структурной перестройки народного хозяйства; субвенции и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

В практике финансовой деятельности государства по распределению средств, собранных в ее централизованные фонды, прежде всего в Государственный бюджет, самым распространенным является метод финансирования безвозвратного, безвозмездного, целевого, планового отпуска денежных средств из централизованного фонда. Если финансовые ресурсы выделяются из Государственного бюджета, то это бюджетное финансирование. При выделении денежных средств из ведомственных фондов, например фондов министерств, финансирование приобретает характер ведомственного. При наличии в составе финансовой системы внебюджетных фондов, может иметь место финансирование из внебюджетных фондов. То есть вид финансирования определяется тем, из какого государственного фонда средств выделяются деньги.
Дотация это метод безвозмездного и безвозвратного выделения средств из вышестоящего бюджета нижестоящему или любым субъектам хозяйствования с целью восполнения дефицита собственных средств. Это очень распространенный метод финансовой деятельности государства.

В теории и на практике различают два вида дотаций:

1) помощь, оказываемая предприятиям, организациям, учреждениям на покрытие убытков, обусловленных независимыми от них причинам;

2) бюджетная дотация безвозмездная, безвозвратная помощь вышестоящего бюджета нижестоящему, которая не носит целевого характера и выдается в случае превышения расходов над доходами. Эта дотация по своему характеру является методом бюджетного регулирования.

Субвенция это бюджетная дотация, что носит целевой характер. Она применяется как метод бюджетного регулирования для сбалансирования нижестоящих бюджетов. Субвенции выдается нижестоящему бюджету с четко определенным назначением как частичное государственная финансовая помощь на программы и мероприятия, направленные на поддержку гарантированного законодательством минимума социальной обеспеченности населения регионов, где такой минимум не обеспечивается собственными бюджетными доходами по независимым от них причинам экономического развития.

Субвенции могут направляться на развитие социально-культурной, бытовой сферы, решение проблем занятости и др. В случае нарушения условий их использования субвенции подлежат возврату в вышестоящий бюджет.

Субсидия денежная помощь, оказываемая государством за счет средств бюджета, а также специальных фондов юридическим лицам, местным государственным органам, другим государствам. Как метод бюджетного регулирования субсидия применяется с целью сбалансирования региональных и местных бюджетов, укрепления их доходной базы и всегда передается безвозвратно и безвозмездно из вышестоящих звеньев бюджетной системы нижестоящим звеньям. Субсидии предоставляются для финансирования конкретных мероприятий и учреждений, то есть имеют целевой характер.

Третья группа методов это методы использования денежных ресурсов государственных фондов. Среди них прежде всего следует назвать метод установления целевого назначения государственных фондов денежных средств. Формируя финансовую систему, государство одновременно определяет, какие денежные фонды и для каких именно нужд ей необходимы. Создавая, например, государственный Пенсионный фонд, государство определяет цели и задачи этого фонда, то есть устанавливает его назначения. Тем самым она определяет время, каким именно образом будут тратиться средства этого фонда.

Средства Пенсионного фонда направляются на финансирование следующих мероприятий: выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, других пенсий, установленных законодательством; выплату социальных пенсий; выплату пособия по уходу за ребенком и ежемесячных пособий на детей; повышение пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы; обеспечение текущей деятельности и содержание органов управления Пенсионного фонда и тому подобное.

Таким же распространенным методом финансовой деятельности государства по использованию денежных фондов является метод использования средств, полученных из соответствующего денежного фонда. Средства, полученные из государственного фонда, всегда имеют точное назначение и могут расходоваться только на те цели, на которые они были выделены.

Как метод финансовой деятельности на завершающем этапе существования государственных финансов государство использует также установление порядка и нормативов распределения прибыли государственных хозяйствующих субъектов. Устанавливая эти нормативы, государство тем самым определяет характер использования данных доходов, опять же предоставляет государственным средствам целевое назначение.

Чрезвычайно важным методом финансовой деятельности государства на этом этапе является также установление компетентными государственными органами финансовых нормативов и лимитов использования денежных средств. Путем финансовых нормативов и лимитов государство устанавливает минимальные и максимальные пределы, а довольно часто конкретные однозначные размеры выделения и расходования денежных средств на ту или иную операцию или единицу (стоимость койко в больнице, стоимость обучения и воспитания одного ученика в средней общеобразовательной школе или в школе интернате, минимальная зарплата государственного служащего и т.д.).

К этой группе методов относятся также метод планирования, метод финансового контроля и ряд других.


3. Финансово-правовые акты и финансовая политика

Правовой формой отражения финансовой деятельности государства является финансово-правовые акты. Они делятся на две большие группы:

1) акты органов законодательной власти;

2) акты органов исполнительной власти, то есть на законы и подзаконные акты.

Можно утверждать, что финансово-правовые акты, в форме которых и осуществляется финансовая деятельность государства это должным образом приняты органами государственной власти и местного самоуправления соответствующие решения по вопросам финансовой деятельности, отнесенных к их компетенции и имеют юридические последствия.
Применение тех или иных правовых форм финансовой деятельности государства не носит произвольного характера, а вполне детерминируется содержанием и характером общественных отношений, регулируемых ими. Это обусловлено общефилософским методологическим принципом соответствия формы и содержания. Форма финансово-правового акта в первую очередь зависит от того, какую отрасль финансовой деятельности государства призван регулировать этот акт, какое значение для жизни государства и общества эта деятельность имеет. Такими формами могут выступать: Конституция; законы; указы; приказы, инструкции или положения Минфина или налоговых органов; методические указания, письма, телеграммы ЦРБ и тому подобное.

Финансово-правовые акты выдают и органы местного самоуправления в пределах финансовых полномочий, определенных им Конституцией и законами.

Круг актов, регламентирующих финансовые отношения, составляют ее финансовое законодательство, а совокупность правовых норм, включенных в эти акты для регулирования финансовых отношений, составляют финансовое право.

То есть финансовое право является системой правовых норм, регулирующих финансовое хозяйство государства. Финансовое право составная часть публичного права в целом. С помощью финансово-правовых норм государство мобилизует финансовые ресурсы совокупность всех целевых фондов денежных средств государства, необходимых для функционирования (законодательство о доходах государства), ведет учет движения собранных фондов денежных средств (казначейские предписания), использует их в соответствии с волей органов законодательной власти (акты о бюджете), то есть осуществляет финансовую политику.
Финансовая политика это система государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование государством его функций.

Главной задачей финансовой политики является обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития, внешнеполитической деятельности. Финансовая политика это в значительной степени самостоятельная сфера финансовой деятельности государства в области финансовых отношений. Она имеет самостоятельное значение и одновременно является главным условием реализации воли государства в любой сфере общественной жизни.

Для объективной оценки финансовой политики государства на определенный момент ее деятельности и выработки рекомендаций с целью внесения в нее корректив в первую очередь необходимо иметь четкую программу общественного развития с учетом в ней интересов всего общества, отдельных слоев и групп населения, характеристикой стратегических и тактических целей, определением методов и сроков их достижения.

Эффективность финансовой политики государства тем выше, чем полнее учитывает она объективные потребности общественного развития, интересы общества в целом и его составных частей, конкретно-условия места действия и особенности текущего момента. В огромной степени успех финансовой политики зависит от качества разработки механизма согласования и реализации интересов слоев общества и наличия у государства возможностей удовлетворить них. Главным направлением финансовой политики государства было во все времена и остается формирование по возможности наибольшего объема финансовых ресурсов государства единой материальной базы всех государственных преобразований. Финансовых ресурсов много не бывает, их всегда не хватает.

В периоды эволюционного развития общества, стабильности государственного финансовая политика государства преследует единственную коренную цель сохранить и укрепить господствующую в данном обществе систему общественных отношений. В период глубоких качественных изменений в обществе сейчас политические силы, заинтересованные в ликвидации старого общественного строя, осуществляют политику, направленную на разрушение существующей системы и утверждения новой системы общественных отношений. С помощью финансовой политики в такие критические моменты осуществляется радикальное перераспределение финансовых ресурсов. Это историческое явление всегда сопровождается глубоким системным кризисом общества, в том числе и финансовым кризисом.

В настоящее время наряду с главной задачей финансовой политики государства финансовым обеспечением осуществляемых преобразований в стране не менее остро встали задачи предотвратить социальный взрыв в обществе, максимально облегчить трудности перехода от одной системы общественных отношений к другой. Напряжение в обществе в решающей степени обусловлена ​​полярностью материального положения отдельных групп населения. Практика показывает, что чем больше та часть общества, которая теряет от социальных изменений, тем больше непредсказуемость как хода, так и последствий социально-экономических и политических преобразований. Поэтому, учитывая итоги финансовой деятельности государства, первоочередными задачами ее дальнейшей финансовой политики остаются, преодоление спада производства, повышение занятости и социальной защищенности населения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: