Заведующий МБДОУ
«Детский сад №404 г. Челябинска»
__________ И. А. Устьянцева
Перспективное планирование НОД
Образовательной области «Музыка»
В первой младшей группе
На 2019 - 2020 учебный год
Планирование разработано с учетом интеграции образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Слушание музыки
Месяц | Задачи | Репертуар | Музыкальная среда развития | ||
На занятиях | В группе | В семье | |||
Сентябрь | Учить детей слушать музыку и эмоционально на нее откликаться. | «На прогулке» Муз.В.Волкова «Колыбельная» Муз.Т.Назаровой Русские плясовые мелодии «Ах ты, береза» «Ах вы, сени». | Рассказ «На прогулке» Картинки с изображением танцующих, марширующих, поющих, гуляющих детей. Изображение колыбельки. Рассказ о колыбельных песнях. Чтение русских народных потешек: «Котя, котенька, коток» или «Пошел котик во лесок» «Кукла», картинки с изображением танцующих детей. | Музыкально-дидактическая игра «Погуляем» Аудиозапись «На прогулке». Музыкально-дидактическая игра «Уложим куклу спать» Пение колыбельных песен Самарского региона. Свободные плясовые импровизации под русские народные мелодии. | Прослушивание мелодий спокойного характера. Прослушивание в аудиозаписи колыбельных песен. |
Октябрь | Продолжать учить детей слушать музыку и эмоционально на нее откликаться. | На прогулке» Муз.В.Волкова «Колыбельная» Муз.Т.Назаровой Русские плясовые мелодии «Ах ты, береза» «Ах вы, сени». | Иллюстрации с изображением танцующих, поющих, марширующих, гуляющих детей. Пение колыбельной «Баю, баю, баиньки, все больши, да маленьки. Большие-то чужие, Маленькие-то наши. Они бегают, ревут, Боре спать не дают». | Игра «Кукла танцует, марширует, гуляет» Музыкально-дидактическая игра «Уложим куклу спать» Чтение колыбельных песен Уральского региона. «У котишки, у кота колыбелька золота, А у нашего Миши Лучше бы была…» («Словинка», с.9) | Самостоятельные игры и прослушивание в аудиозаписей колыбельных и плясовых песен Пение колыбельной (Самарский фольклор) «Ай люли, люли, Прилетели к нам гули. Сели гуленьки К нам на люленьку. Стали гули ворковать, Стал наш Вася засыпать. Не воркуйте, гуленьки, Не будите Васеньку. Наша люленька зыб, Очепок наш скрип, А наш Вася спит. |
Ноябрь | Продолжать учить детей слушать музыку и эмоционально на нее откликаться. | На прогулке» Муз.В.Волкова «Колыбельная» Муз.Т.Назаровой Русские плясовые мелодии «Ах ты, береза» «Ах вы, сени». | Действия с игрушками (убаюкать, погулять, поплясать). Чтение стихотворения «Я куклу Наташу катаю в коляске, Спать уложу – и закрою глазки». | Игра с куклой (кукла гуляет, пляшет, спит). Повторение знакомых потешек, стихов и колыбельных. Пение песни «Спи, мой Мишка» муз. В.Красева. | Самостоятельные игры с куклой. Повторение знакомых потешек и колыбельных. Свободные плясовые движения под русские народные мелодии |
Декабрь | Учить детей слышать и характеризовать звуки | «Колыбельная» Муз.С.Разоренова «Лошадка» Муз. М.Симанского Марш Ю.Чичкова | Иллюстрация с изображением женщины, укачивающей ребенка. Пение русской народной попевки «Баю-бай». Игрушка – «лошадка» Чтение стихотворения А.Барто «Я люблю свою лошадку» картинки с изображением марширующих детей. Цветные флажки. Чтение стихотворения: «Как солдаты наши, мы идем, Как солдаты наши, мы поем, Раз, два, три – мы идем, Раз, два, три – мы поем. | Заучивание попевки: «Люли, люли, люленьки, Прилетели гуленьки, Стали гули ворковать, Пора Кате засыпать». Музыкально-двигательное упражнение «Лошадка». Чтение стихотворения: «Но, лошадка, но, лошадка, Но лошадка поспеши. Едут, едут на лошадке, Едут наши малыши. Прослушивание в аудиозаписи маршевой музыки (на зарядке, физкультурных занятиях). | Пение ребенку перед сном знакомых колыбельных песен. Рассматривание иллюстраций с изображением лошадки. Подвижные игры, образные движения, изображающие лошадку. Прослушивание в аудиозаписи маршевой музыки, сопровождающееся движением. |
Январь | Знакомить детей с жанрами в музыке | «Колыбельная» Муз.С.Разоренова «Лошадка» Муз. М.Симанского Марш Ю.Чичкова Русские плясовые мелодии | Рассматривание иллюстраций, изображающих различные действия (лошадка скачет, киска ходит, дети спят, дети танцуют, солдаты идут). Повторение знакомых стихов. Музыкальные инструменты, помогающие отобразить характер мелодии. | Музыкально-дидактическая игра «Песня, танец, марш». Образные динамические паузы на занятиях по другим видам деятельности (лошадка скачет, киска ходит, дети спят, дети танцуют, солдаты идут). Свободные плясовые импровизации в сопровождении музыкальных инструментов. Чтение стихотворения: «Я притопну каблучком, я махну платочком, полечу я ветерком, закружусь листочком. | Рассматривание иллюстраций, просмотр видеоматериалов, изображающих различные действия (спит, танцует, марширует). Самостоятельное отображение характера музыки в движении с использованием различных музыкальных инструментов. |
Февраль | Продолжение знакомства детей с маршами, колыбельными песнями, плясовыми мелодиями. | «Колыбельная» Муз.С.Разоренова «Лошадка» Муз. М.Симанского Марш Ю.Чичкова Веселые плясовые мелодии | Игрушки Иллюстрации Повторение знакомых стихов, потешек колыбельных. | Просмотр фрагментов из мультфильмов, худ.фильмов «Гусарская баллада» («Колыбельная Светланы»), «Веселые ребята», («Марш») и т.д. | Просмотр фрагментов из мультфильмов, худож.фильмов. Прослушивание аудиозаписей с колыбельными песнями, маршами. |
Март | Развить у детей воображение, умение придумывать движения и действия, характерные для персонажей произведений. | «Воробей» Муз. А.Руббах «Курочка» Муз. Н.Любарского «Шалун» Муз. О.Бер «Резвушка» Муз. В.Волкова «Капризуля» | Картинки с изображением героев произведений. Чтение стихотворения: «- Воробей, что ты ждешь, крошек хлебных не клюешь? – Я давно заметил крошки, да боюсь сердитой кошки». Книга А.Барто «Ревушка-коровушка». | Экскурсия: наблюдение за повадками воробьев. Пение песни «Зима прошла» В.Красева. П/игры «Воробушки и кот». Мимические упражнения «Угадай, кто я». | Рассматривание иллюстраций с изображением героев музыкальных произведений. Игры на отображение в мимике и пантомимике различнвх эмоциональных состояний. («Шалун», «Капризуля»). |
Апрель | Развивать у детей воображение, умение придумывать движения и действия, характерные для персонажей произведений. | «Воробей» Муз. А.Руббах «Курочка» Муз. Н.Любарского «Шалун» Муз. О.Бер «Резвушка» Муз. В.Волкова «Капризуля» | Загадка: Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков, В теплый край я не летаю, Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый… (воробей). | Экскурсия: наблюдение за повадками курицы и цыплят. Пение песни «Цыплята» (с движением). П/игра «Воробушки и автомобиль». Под аудиозапись музыкальных произведений придумывание движений и действий, характерных для героев произведений. | Подбор песенок и мелодий, характеризующих персонажей музыкальных пьес, прослушанных на занятии. Создание фонотеки. |
Май | Повторение и закрепление пройденного материала. Научить детей слушать небольшие музыкальные произведения до конца, узнавать их, определять жанр музыкального произведения. | «Колыбельная» Муз.С.Разоренова «Лошадка» Муз. М.Симанского Марш Ю.Чичкова Веселые плясовые мелодии | Знакомые музыкальные произведения. Картинки, иллюстрации с изображением персонажей музыкальных произведений. Игрушки. Музыкальные инструменты. | Прослушивание музыкальных произведений по желанию детей. Сопровождать услышанные мелодии действиями с игрушками, предметами, музыкальными инструментами. Музыкально-дидактическая игра «Подумай и отгадай». | Самостоятельные игры под музыкальное сопровождение. |
Исполнительство (Пение)
|
|
|
Месяц | Задачи | Репертуар | Музыкальная среда развития | ||
На занятиях | В группе | В семье | |||
Сентябрь | Вызвать эмоциональный отклик, желание подпевать. Учить детей протягивать ударные слоги в словах «ладушки», «бабушка» и др. | «Петушок» русская народная песня. «Ладушки» русская народная песня | Загадать загадки: «Кто рано встает, громко песни поет?» «Хвост с узорами, сапоги со шпорами. Игрушки – настольные, мягкие, бибабо. Русская народная потешка: «Идет петушок, красный гребешок, хвост с узорами, сапоги со шпорами, двойная бородка, частая походка. Рано утром встает, красны песенки поет». | Театрализованная игра «Петушок». Инсценирование песни «Ладушки» (платочек). | Чтение сказок «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, Петух и Лиса» и др. игрушка «Петушок». Обыгрывание песни. |
Октябрь | Вызвать у детей эмоциональный отклик, желание подпевать. Учить детей звукоподражанию. Учить брать дыхание. | «Птичка» муз.Е.Тиличеевой «Собачка» муз.М.Раухверергера «Дует ветер» муз.И.Кишко | Игрушки: птичка, собачка. Загадка: «С хозяином дружит, дом сторожит. Живот под крылечком, А хвост колечком». Картинка с изображением осеннего пейзажа. Осенние листочки. Чтение стихотворения: «Красные и желтые ветер листья рвет. Кружит, кружит в воздухе Пестрый хоровод». | Наблюдение за птичкой. Музыкально-дидактическая игра «Птица и птенчики» (металлофон). Осенние листочки (свободная импровизация). Игра «Птички и собачка» (шапочки, маски). Динамическое упражнение «Птички летают» Весело на воле Пташечке летать. Над цветами в поле Песни распевать. | Наблюдение за осенними деревьями, листопадом. Игрушки: Птичка, собачка. |
Ноябрь | Вызвать у детей эмоциональный отклик, желание подпевать. Учить выполнять движения под пение в соответствии с характером песни. | «Зайка» русская народная мелодия. «Кошка» муз.А.Александрова. «Зарядка» муз.Т.Попатенко. | Игрушки – персонажи песен (бибабо, мягкие, плоскостные). Костюмы для обыгрывания песен детьми старших групп или взрослыми. Загадки: «Длинноухий озорник в огород ходить привык, он по грядкам прыгать стал, всю капусту потоптал. Мы за ним – он скок-поскок, С огорода наутек. Кто это?» «Я умею чисто мыться не водой, а язычком. Мяу! Как мне часто снится Блюдце с теплым молочком». | Образная зарядка (как зайчики, как котята). Инсценирование песен (маски, шапочки). Музыкально-дидактическая игра «Кошка и котята». Ширма, куклы бибабо – персонажи песен – импровизированный концерт. Игра «Серенькая кошечка». | Маски, шапочки, игрушки, обыгрывание песен. Слушание песен в аудиозаписи. Имитационные движения, характерные для персонажей песен. |
Декабрь | Доставить детям удовольствие от пения, давать пению детей положительную оценку. | «Андрей-воробей» русская народная песня. «Зима» муз. В.Карасевой. «Дед Мороз» муз.А.Филипенко. «Елочка» муз.Н.Бахутовой. «Кукла» муз.М.Старокадомского «Елка» муз.Т.Попатенко | Игровые приемы: Проговаривание текста песни шепотом, тихо, громко, медленно,с хитрецой, страшно, высоким голосом, низким и т.д. Внести игрушки, иллюстрации, прочесть стихотворения, загадать загадки. Ах, как весело зимой Мчаться с горки ледяной! Оля с Таней обнялись И несутся вихрем вниз. А за ними все ребята – Оттолкнулись – и вперед… Хоть немножко страшновато – Ни один не остает! Ах, как весело зимой Мчаться с горки ледяной! Впереди большой сугроб, Головою в снег – и стоп! Приехали! | Искусственная елочка, украшенная игрушками, изготовлены совместно с детьми и взрослыми. Повторение песен, прослушивание их в аудиозаписи. Придумывание движений к песням. Игрушки, соответствующие персонажам песен. | Беседа про елку, Новый год, Деда Мороза. Изготовление новогодних игрушек, открыток, подарков совместно с детьми. Повторение песен, выученных на занятии. Концерт для игрушек. |
Январь | Учить детей различать высоту звучания. Учить прищелкивать язычком, имитируя цокот копыт. Обратить внимание детей на ласковый, нежный характер песни, петь небольшие интервалы на «а-а-а». | «Самолет» муз.Е.Тиличеевой «Молодой солдат» муз.В.Карасевой. «Танечка, бай-бай» русская народная песня. «Топ-топ» муз.В.Журбинской «Машенька-Маша» муз. С.Невельштейн | Игрушка: самолет. Стихотворение А.Барто: Самолет построим сами, Понесемся над лесами, Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме. Внести кастаньеты, копытце, ложку с колокольчиками, палочки- «лошадки». Кукла. Чтение стихотворения: Ночь пришла, темноту привела, Задремал петушок, Запел сверчок. Баю-бай, засыпай. Санки с сидящей на них куклой. | Подвижная игра «Самолеты». Инсценирование песни (шапочки, ложки, колокольчики, палочки- «лошадки». Музыкально-дидактическая игра «Высоко-низко». Игры с куклой под пение песен. | Игрушки, соответствующие содержанию песен, музыкальные инструменты (ложки, колокольчики) – обыгрывание песен. |
Февраль | Учить детей передавать в интонациях характер песен: озорной, шутливый, ласковый, нежный, радостный, веселый и т.п. | «Маша и каша» муз.Т.Назаровой. «Маме песенку пою» муз.Т.Попатенко «Маме в день 8 Марта» муз. Е.Тиличеевой. «Игра с лошадкой» муз. И.Кишко «Барашеньки» русская народная потешка. | Чтение стихов о маме: «Мама, мама, мамочка, я тебя люблю! Я тебе весеннюю песенку спою». Попросить детей принести мамины фотографии. Беседа «Моя мама лучше всех». | Рисование на тему: «Цветы для мамы». Прослушивание песен в аудиозаписи. Сочинение совместно с детьми поздравления для мам. Инсценирование песни «Игра с лошадкой». Динамическое упражнение «Барашеньки» Оформление «Приглашения» для мам. | Прослушивание песен в аудиозаписи, подпевание. Игрушка-лошадка для обыгрывания песни «Игра с лошадкой» |
Март | Учить детей петь с фортепианным сопровождением, с аккомпанементом на любом другом инструменте, а капелла, подгруппами, индивидуально (по желанию), сидя, стоя, лежа и т.д. | «Я иду с цветами» муз.Е.Тиличеевой «Есть у солнышка друзья» муз.Е.Тиличеевой «Пирожки» муз.А.Филипенко. | Музыкальный инструмент: Аккордеон – для сопровождения пению. Игрушка-петушок. Иллюстрация «Петушок и солнышко». Спеть песенку: «Кто проснулся рано? - Петушок. Поднял кверху красный гребешок. Петушок пропел: -Ку-ка-ре-ку! Кто еще лежит Там на боку? Пение песни «Пирожки» - сопровождать имитационными движениями. | Металлофон – для сопровождения пению. Инсценирование песни «Есть у солнышка друзья». (костюмы петушка и солнышка). Лепка «Пирожки». Импровизированный концерт с солистами (по желанию). | Повторение песен, выученных на занятии. Игра «Угостим кукол пирожками» (с пением песни). |
Апрель | Учить детей внимательно слушать песню и узнавать ее по вступлению. | «Дождик» русская народная песня. «Летчик» муз.Е.Тиличеевой «Солнышко» русская народная попевка. «Солнышко» муз.Т.Попатенко | Шапочка – солнце для инсценирования песни. Чтение стихотворения: «Дождик капнул на ладошку, на цветы и на дорожку, льется, льется… Ой-ой-ой! Побежали мы домой. Дождь устанет, перестанет, Из-за тучи солнце глянет. Станет сухо, и опять Мы с тобой пойдем гулять». | Игра-забава «Дождик» Музыкально-дидактическая игра «Солнышко и тучка». Подвижная игра «Солнышко и дождик» Игра «Летчик». | Музыкальные инструменты, изображающие дождик (треугольник, металлофон, молоточек). Музыкально-дидактическая игра «Громко-тихо». |
Работа над чувством ритма. Музицирование
Месяц | Задачи | Репертуар | Музыкальная среда развития | ||
На занятиях | В группе | В семье | |||
Сентябрь | Учить детей ритмично хлопать в ладоши под веселую музыку. | «Веселые ладошки» (ритмичная веселая музыка). | Игрушки (кукла, зайчик и др.) Аудиозапись с веселой ритмичной музыкой. Фортепианное исполнение. | Игрушки (кукла, зайчик, мишка и др.) Аудиозапись с веселой ритмичной музыкой. | Повторение песен, выученных на занятии. Прослушивание русских народных песен в аудиозаписи. |
Октябрь | Вызвать у детей радость и желание играть. | «Игра с бубном» (любая веселая мелодия). | Бубен. Игрушки (кукла, зайчик и др.) Ударные инструменты: барабан, треугольник, румба. | Бубен, барабан, треугольник, румба. Игрушки (кукла, зайчик, мишка и др.). Импровизационный концерт под аудиозапись веселых мелодий. | Ударные инструменты. Игрушки. Аудиозапись веселых мелодий. |
Ноябрь | Учить различать громкое и тихое звучание. | Игра «Тихо-громко» (любая веселая мелодия, имеющая двухчастную форму). | Игрушки (кукла, зайчик, лисичка и т.д.) Фортепианное сопровождение или аудиозапись веселых мелодий, имеющих двухчастную форму | Аудиозапись веселых мелодий. Веселый персонаж (кукла, петрушка) – переодетый взрослый. Игрушки. Музыкально-дидактическая игра «Тихо-громко» | Аудиозапись веселых мелодий. Веселый персонаж (кукла, петрушка) – переодетый взрослый. Игрушки. |
Декабрь | Учить выделять сильную и слабую долю в ритмическом рисунке | Игра «Веселые ручки». (русская народная мелодия «Из-под дуба») «Игра с бубном» (русская народная мелодия «Полянка») | Игрушки или веселый персонаж (взрослый или ребенок старшей группы). Бубен. | Игрушки или веселый персонаж. Аудиозапись русских народных мелодий. Бубен или другой ударный инструмент. | Игрушки или веселый персонаж. Аудиозапись русских народных мелодий. Бубен или любой другой ударный инструмент. |
Январь | Учить отхлопывать в ладоши ритм, соответствующий именам детей. | Игра «Назови свое имя». «Кто на картинке» | Имена детей. Картинки с изображением каких-либо животных (кошка, собака и т.д.). Игрушки. | Имена детей. Картинки. Игрушки. | Имена детей. Картинки. Игрушки. |
Февраль | Учить соотносить название картинки или игрушки со звучанием музыкального инструмента. | Игра «Музыкальное имя». | Картинки. Игрушки. Музыкальные инструменты (барабан, бубен, треугольник, пианино и др.) | Картинки. Игрушки. Музыкальные инструменты (барабан, бубен, треугольник, пианино и др.) | Картинки. Игрушки. Окружающие предметы. Музыкальные инструменты. |
Март | Дать понятие о длинных и коротких звуках. | Игра с нитками. | Клубок ярких (лучше толстых шерстяных) ниток. Нитки разной длины. Выкладывание ритмического рисунка. Картинки. Игрушки. | Нитки разной длины. Полоски из бумаги разной длины. Картинки. Игрушки. | Нитки разной длины. Полоски из бумаги разной длины. Картинки. Игрушки. |
Апрель | Закрепить понятие о длинных и коротких звуках. | Игра с пуговицами. | Пуговицы разной величины (большие, одинаковые по диаметру и маленькие одного диаметра). Картинки. Игрушки. | Пуговицы разной величины. Игрушки. Картинки. | Пуговицы разной величины. Игрушки. Картинки. |
Май | Учить детей правильно извлекать звуки из простейших музыкальных инструментов, ритмично исполнять музыку на этих инструментах. Правильно отхлопывать ритм. | «Веселые ладошки» «Тихо-громко» «Игра с бубном» «Музыкальное имя». | Музыкальные инструменты (бубен, треугольник, трещотка, ксилофон, барабан и другие). Игрушки. Картинки. | Музыкальные инструменты (бубен, треугольник, трещотка, ксилофон, металлофон, барабан, пианино и другие). Аудиозапись веселых мелодий. Игрушки. Картинки. | Музыкальные инструменты. Аудиозапись. Игрушки. Картинки. |
Выразительные движения
Месяц | Задачи | Содержание | Музыкальная среда развития | ||
Оборудование и наглядный материал | Художественное слово | Музыкальный репертуар | |||
Сентябрь | Развивать образно-пространственную ориентировку. Знакомить с движениями, снимающим мышечное напряжение. Знакомить с простейшим способом передачи образа через характерное внешнее действие и при помощи имитирующих движений. Побуждать детей самостоятельно искать выразительные движения. | Игра «Рассыпались горошины». Игра «Машины». Упражнения «Шалтай-болтай». Упражнение «Скачем на лошадке». Игра «Ниточка-иголочка». Игра «На что похоже» Упражнение «Мяч подпрыгивает» Упражнение «Волчок» Игра «Утром просыпаемся» Упражнение «Потягиваемся», «Умываемся»», «Делаем зарядку», «Солнце разгорается, затухает». | Мяч Волчок (юла) «Шалтай-болтай» Петушок (кукла би-ба-бо») Магнитофон | С.Маршак «Мяч» Н.Саконская «Волчок» Русские народные потешки: «Потягунушки», «Водичка» | Сюита старинных танцев «Алемандо» «Шутка» «Вальс» «Контрданс». Обработка плясовых «Барыня и Полянка». |
Октябрь | Знакомить с приемами игрового взаимодействия (с куклой) при помощи жестов. Побуждать к поиску образных движений, передающих внешние действия, ориентировать на выразительное исполнение этих движений. Развивать способность понимать язык движений. Развивать умение использовать в игровом общении с куклой знакомые жесты (с проговариванием слов) Развивать умение регулировать степень напряжения мышц тела | Упражнение «Рассыпание горошины». Упражнение «Петушок ходит, машет крыльями». Игра «Птичка в гостях». Упражнение «Птичка летает» Игра «Ходим в гости к птичке». Игра «Машины» Пластическая загадка «Кто пришел в гости». Игра «Кошка в гостях» Упражнение «Мягкие лапки-острые коготки» Упражнение «Кошка улыбается-гуляет-царапается». | Петушок (кукла би-ба-бо), Магнитофон Птичка (кукла би-ба-бо). Кошка (кукла би-ба-бо). | Русская народная песенка «Петушок» Текст стихотворения «Кошка как тебя зовут». | Сюита старинных танцев «Алемандо» «Шутка» «Вальс» «Контрданс». Обработка плясовых «Барыня и Полянка». С.Прокофьев «Птичка» П.И.Чайковский «Белая кошечка» (фрагмент). |
Ноябрь | Побуждать детей к поиску образных движений, передающих внешние действия; ориентировать на выразительное воплощение образа. Знакомить с жестом «уходи», развивать выразительность его исполнения. Знакомить с простейшими способами воплощения игрового сюжета. Развивать умение двигаться всем телом. Знакомить его со способом исполнения сюжета по ролям. Развивать образно-пространственную ориентировку. | Игра «Рассыпались горошины». Сюжет «Прогоним кошку». Игра «Ниточка-иголочка» Упражнение «Мышки» Упражнение «Мишки ходят и бегают». Сюжет «Мишки и мышки» Упражнение «Оденемся потеплей». Упражнения «Спортивная тренировка», «Идем на лыжах», «Деревья качаются». «Ходим по глубокому снегу». | Магнитофон Медведь, мышка (куклы би-ба-бо) | Русская народная потешка «Большие ноги». Стихотворение А.Введенский «На лыжах» И.Токмакова «Как на горке снег». | А.Ш.Адан «Жизель» (фрагменты из № 5, 7). С.Прокофьев «Кошка» и «Птичка». В.Пашкевич Сюита из оперы «Февей» (фрагмент). |
Декабрь | Развивать действия с воображаемыми предметами. Развивать игровые взаимодействия в соответствии с контекстом воображаемой ситуации. Знакомить с положениями корпуса, передающими физические состояния персонажа («холодно-жарко»), ориентировать на выразительное исполнение, на движение «всем телом». Побуждать детей к поиску образных движений, передающих внешние действия, развивать образно-пространственную ориентировку. | Упражнение «Поймай снежинку». Игра «Снежинки и ветер». «Игра со снегом» Упражнение «Холодно-жарко». Упражнения «Зайка замерз» «Зайка греется» «Зайчик» Игра «Зайчики на лесной полянке». | Магнитофон Зайка (кукла би-ба-бо) | Русская народная песенка «Зайке холодно сидеть». В.Хорол «Зайчик». | П.Чайковский «Щелкунчик» Сцена и Танец гросе-фатер (№5). Вальс снежных хлопьев «Спящая красавица» вариация Феи Серебра «Лебединое озеро» вариации. |
Январь | Знакомить со способом передачи в движении настроений персонажа (грустного и веселого). Развивать способность понимать язык движений. Побуждать к самостоятельному поиску и варьированию выразительных движений, соответствующих заданному образному содержанию. Развивать действия с воображаемыми предметами. Знакомить с жестом вглядывания вдаль, повторять жесты клича, прислушивания. | Игра «Рассыпались горошины». Пластическая загадка «Грустно» Упражнение «Зайка плачет» «Зайка радуется». Упражнение «Медведь и петушок гуляют» Упражнение «Друзья собирают хворост» «Петушок печалится» «Медведь горюет» «Медведь радуется» «Друзья греются у костра». | Магнитофон | П.Чайковский «Щелкунчик» Марш Детский галоп Зажигание елок. Сцена с танцами. Фрагменты из сонат А.Вивальди, Г.Гендель, Дж.Россини и Квинтета Дж.Боккерини. «Словацкая пляска» | |
Февраль | Знакомить со способами движений, передающих злость, доброту, тоску, страх, боязливость. Продолжать развивать действия с воображаемыми предметами, умение свободно двигаться всем телом». Продолжать побуждать детей к самостоятельному использованию опыта игрового взаимодействия в новой воображаемой ситуации, в обращении к партнеру. Знакомить со способом выявления характера персонажа через «развитие образа». | Упражнения «Медведь сердится» «Звери боятся» «Медведь засыпает», «Медведь добреет». Упражнения: «Отдых» «Злой волк» «Волк дерется» «Звери боятся». «Волк тоскует и плачет» «Волк добреет». Упражнения: «Лиса дразнится» «Лиса притворяется» «Лиса выгоняет зайку» «Петушок прогоняет Лису» «Петух с зайчиком веселятся». | Магнитофон Заяц, лиса, «избушка лубяная» - плоскостной настольный театр. Небольшой столик. | Сюжет сказки «Заяц, лиса и петух». (вариант О.Капицы) | П.Чайковский «Щелкунчик» Марш Детский галоп Зажигание елки Сцена с танцами. Дж.Боттезини «Большой концертный дуэт» С.Прокофьев «Волк». Русская народная мелодия «Ах вы, сени». «Барыня», «Полянка» |
Март | Знакомить детей с простейшим способом ролевого исполнения сюжета. Побуждать детей к импровизации движений, выражающих веселье. Продолжать развивать умение регулировать степень напряжения мышц, умение двигаться свободно «всем телом». Побуждать детей к поиску вариантов выразительных движений. Знакомить со способами движений, передающих образ «просыпающегося солнца» и солнечного зайчика. | Упражнение «Отдых» Упражнение «Котята резвятся «Кошка ищет котят» «Кошка рада котятам». Упражнение «Солнце просыпается» Упражнение «Таяние льда» Упражнение «Солнечные зайчики». | Магнитофон | Фрагменты стихотворений: В.Лифшиц «Утро года» А.Бродский «Солнечные зайчики» | П.Чайковский «Лебединое озеро» Аллегро (№5) Мазурка (№ 23) Кода (№ 19) Э.Григ «Утро» М.Зив «Солнечные блики» |
Апрель | Знакомить со способом пластического воплощения образа расцветающего подснежника. Знакомить детей с движениями, изображающими капание дождя, игру с водой и др. Знакомить с приемами игрового взаимодействия. Продолжать развивать умение свободно двигаться, «всем телом». | Упражнения «Рассыпались горошины» «Таяние сосульки». «Ходим по сугробам» Этюд «Подснежник расцветает» Упражнения: «Весенний дождик» «Обходим лужи» Игра с водой» | Магнитофон | П.Чайковский «Апрель» А.Ш.Адан «Жизель» П.Чайковский Вариации из балета «Лебединое озеро». Шум журчащего ручья. | |
Май | Знакомить детей со способами движений, передающих образ птенчика. Продолжать развивать образно-пространственную ориентировку. Формировать зрительскую культуру. Учить детей простейшим способам парного взаимодействия: приглашению на. Продолжать развивать умение свободно двигаться «всем телом» | Упражнения: «Петушки важничают друг перед другом» «Петушки спорят» «Петушки утомились» Упражнения: «Познакомились» «Подружились | Магнитофон Петрушка (кукла с гибкими руками и ногами) | М.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» П.И. Чайковский «Щелкунчик»: Марш Детский галоп Зажигание Сцена елки Сцена с танцами Русская народная пляска «Пойду ль я, выйду ль я…» |
Пальчиковая гимнастика
Месяц | Текст игры | Движения |
Сентябрь | Прилетели гули, Гули-голубочки. Сели на головку, На головку дочке. | Махать руками, как крылышками. Положить руки на голову. Махать кистями рук, «прогоняя гулю». |
Октябрь | Бабушка очки надела И внучаток разглядела. - Тики-так, тики-так – Так ходики стучат. - Тики-так, тики-так – Так колеса стучат. - Тики-ток, тики-ток – Так стучит молоток. | Соединить большой и указательный пальцы каждой руки отдельно в «колесико», приложить к глазам и посмотреть в «очки». Все пальцы собраны в кулачок, указательные пальцы поднять вверх и покачивать ими вправо-влево. Пальцы обеих рук широко раздвинуть, ладони прижать друг к другу, выполнять скользящие движения ладонями от себя, к себе, не отрывая их друг от друга. Сжать пальцы в кулаки и стучать кулачками друг о друга. |
Ноябрь | Мы платочки постираем, Крепко-крепко их потрем. А потом повыжимаем, Очень крепко отожмем. А теперь мы все платочки Так встряхнем, так встряхнем. А теперь платки погладим, Мы погладим утюгом. А теперь платком помашем И с ним весело попляшем | Пальцы сжаты в кулаки, тереть кулак о кулак. Выполнять движение «выжимаем белье». Пальцы свободные, выполнять легкие движения кистями вверх-вниз. Выполнять движение «гладим белье» кулачком одной руки по ладони другой. Выполнять движение «фонарики». |
Декабрь | Наша бабушка идет И корзиночку несет. Села тих в уголочек, Вяжет деточкам чулочек. Вдруг котята прибежали И клубочки подобрали. - Где же, где ж мои клубочки, Как же мне вязать чулочки? | Хлопать ладонями по коленям поочередно левой, правой рукой Пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки. Положить руки на колени. Выполнять движение, имитирующее вязание на спицах. Мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка» Развести руки в стороны. Выполнять движение «вязание на спицах». |
Январь | Вот кот Мурлыка ходит, Он всё за мышкой бродит. Мышка, мышка, берегись, Смотри, коту не попадись. «А-а-м!» | Легкими, свободными кистями рук выполнять движение «кошечка». Погрозить пальчиком левой руки Сделать резкое движение пальцами обеих рук («кошечка») и сжать пальцы в кулаки. |
Февраль | Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – папочка, А этот пальчик – я. А это вся моя семья. | Указательным пальцем левой руки дотронуться до большого пальца правой руки. Указательным пальцем левой руки дотронуться до указательного пальца правой руки. Дотронуться до среднего пальца. Дотронуться до безымянного пальца. Дотронуться до мизинца. Выполнить движение «фонарики» или положить ладонь правой руки в ладонь левой и пожать ее. Выполнить это же упражнение, поменяв руки. |
Март | Как на нашем лугу Стоит чашка творогу. Прилетели две тетери, Поклевали, Улетели | Пальцы широко расставлены, легкие движения кистями, ладонями вниз. Пальцы прижать друг к другу и соединить руки так, чтобы получился большой круг, локти приподнять. Помахать кистями рук, как крыльями. Соединить большой и указательный пальцы на обеих руках («клюв»), покачать кистями. Помахать руками. |
Апрель | Идет коза рогатая, Идет коза бодатая Ножками топ-топ. Глазками хлоп-хлоп - Кто кашу не ест, Кто молоко не пьет – Того забодаю, забодаю. | Средние и безымянные пальцы согнуты, большие их придерживают, указательные и мизинцы выпрямлены. Покачивать руками. Пальцы сжаты в кулаки, стучать кулачком по кулачку. Большой палец снизу, остальные пальцы прижаты друг к другу. Резким движением соединять большой палец с остальными пальцами. Погрозить указательным пальцем правой руки. Выполнять первое движение – «коза». |
Май | Прилетели гули, Гули-голубочки. Сели на головку, На головку дочке. | Махать руками, как крылышками. Положить руки на голову. Махать кистями рук, «прогоняя гулю». |