ИСТОРИЯ КАК НАУКА. МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ.




ИСТОРИЯ КАК НАУКА.

1. История как наука. Методология истории.

2. Методы исторических исследований.

3. Этапы развития отечественной исторической мысли.

 

ИСТОРИЯ КАК НАУКА. МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ.

Слово «история» многозначно. В переводе с древнегреческого языка оно означает развертывание, расспрашивание, узнавание. В древности историей называли все виды познания окружающего мира.[1] В современном языке в это понятие вкладывается разный смысл. Чаще всего под историей понимают рассказ, повествование, событие или происшествие. Но для нас особенно важны два значения слова «история »: 1) прошлое и все, что происходило в нём, и 2) наука, изучающая прошлое. С разграничения понимания истории как движения во времени, то есть как реального процесса, и познания этого процесса начинает свой знаменитый «Курс русской истории» выдающийся историк В.О. Ключевский.[2]

Предметом исторической науки является изучение закономерностей развития человеческого общества. Под объектом изучения истории как науки принято понимать независимую от нашего сознания объективную реальность прошлого. Главной задачей ученого-историка является максимально точная и полная реконструкция этой реальности.[3] Историческая наука изучает прошлое человечества во всём его многообразии. Поэтому историю можно рассматривать как комплекс наук, изучающих различные стороны жизни общества, от политической и военной истории до истории науки и техники. Но в центре внимания историка всегда находится человек. Выдающийся французский историк-медиевист М. Блок писал: «За зримыми очертаниями пейзажа, орудий или машин, за самыми, казалось бы, сухими документами и институтами, совершенно отчужденными от тех, кто их учредил, история хочет увидеть людей. Кто этого не усвоил, тот, самое большее, может стать чернорабочим эрудиции. Настоящий же историк похож на сказочного людоеда. Где пахнет человечиной, там, он знает, его ждёт добыча».[4]

Прошлое человечества - очень сложный объект для научного исследования. Исторические факты обладают ярко выраженной индивидуальностью, их трудно систематизировать. В истории велика роль субъективного фактора, необходимость тесно переплетена со случайностью. Поэтому далеко не все исторические процессы и события можно объяснить с позиций «железной логики». Один из примеров того, как случайные события влияли на ход исторического развития России, относится к середине XIX века.

Первенец царя-освободителя Александра II Николай Александрович был образованным, либерально мыслившим молодым человеком. На него возлагали надежды сторонники продолжения великих реформ середины XIX века. Но в юности цесаревич упал с лошади, тяжело заболел и в 1865 г. умер, не достигнув 22-летнего возраста, после чего наследником престола был объявлен его брат прямолинейный, консервативно настроенный Александр Николаевич. Вступив на трон, Александр III, проводил политику контрреформ. Можно дискутировать о том насколько закономерным был отказ от политики реформ, проводимых правящим режимом в середине XIX века. Но нельзя отрицать того, что неожиданная смерть цесаревича Николая Александровича сыграла в этом определенную роль.

Ученый-историк не соприкасается непосредственно с прошлым. Ему доступны лишь сохранившиеся фрагменты исторических явлений, сведения о них. Объём и качество информации о событиях прошлого редко удовлетворяют исследователя. Поэтому реконструкция исторических событий является обязательной частью любого исторического исследования. Образ прошлого, воссоздаваемый историком, не является точной копией исторической реальности. Он всегда субъективен, частичен в своей полноте и относителен в своей истинности.[5] Неудивительно, что выводы исторической науки почти всегда могут быть оспорены. Но это естественно, если учесть сложность и неисчерпаемость истории человеческого общества. Главная опасность для истории как науки заключается не в многовариантности интерпретаций и не в периодической смене воззрений на важнейшие события прошлого, а в попытках навязать историкам и обществу раз и навсегда установленные истины.

Таким образом, научное изучение прошлого достаточно специфично. Историческая наука отличается от естественных наук и занимает особое место в системе гуманитарного знания. Природу исторического познания, основные принципы и категории исторической науки методы исторических исследований изучает методология истории. [6]

В исторической науке действует ряд основополагающих принципов.

¨ Принцип историзма. В его основе лежит неразрывная связь между прошлым, настоящим и будущим. Он требует рассмотрения событий и деятелей прошлого, исходя из того времени, когда оно происходило. Следовательно, историку необходимо «погружаться в прошлое». Но, учёный не может полностью «раствориться» в эпохе, которую он изучает. Исследователь прошлого должен использовать научный потенциал, накопленный современной наукой. Он ищет в истории ответы на вопросы, которые волнуют его поколение.

¨ Принцип научности. Историю часто сравнивают с искусством. Действительно, в историческом познании художественно-образное мышление играет значительную роль. Не удивительно, что древние греки считали историю музой. Они изображали музу истории Клио молодой красивой женщиной со свитком пергамента в руках. История чужда сухим формулам. Она оперирует литературным языком. В ней наряду с анализом присутствует описательность. Труды историков часто адресуются не только специалистам, но и широкому читателю. Однако подлинная образованность и интеллигентность нуждаются не в наборе увлекательных сюжетов и исторических анекдотов, а в системе научных доказательств, которая немыслима без научного подхода к изучению истории. Научные знания о прошлом являются необходимым компонентом исторического сознания образованной части общества. Интеллигентному человеку свойственно стремление не только узнать о событиях прошлого, но и понять его, изучить законы исторического развития.

¨ Принцип альтернативности. Понятие «альтернатива» происходит от латинского слова «alter» – «другой», «иной», что означает выбор из двух или нескольких вариантов развития. Стало аксиомой утверждение о том, что история не терпит сослагательного наклонения. Но подобные высказывания можно считать верными лишь отчасти. Рассуждая об альтернативности в истории, академик И.Д. Ковальченко писал, что историческая реальность в том виде, в котором она совершилась, является инвариантной, то есть однозначной. Но эта инвариантность часто была результатом реализации одной из поливариантных возможностей, заключенной в предшествующей этой реальности действительности.[7] Поэтому ученый-историк обязан анализировать гипотетические сценарии развития событий. Такой подход позволяет понять, почему реализовался именно данный вариант, каковы его плюсы и минусы. Теоретически в истории выбор существует всегда. Поэтому исторический процесс можно представить как движение по постоянно разветвляющемуся лабиринту. Но не все альтернативы являются объектом изучения исторической науки. Она изучает только те варианты, которые могли реализоваться, за которыми стояли определённые социальные силы, готовые бороться за свой путь развития.

¨ Принцип детерминизма (причинности, обусловленности исторических событий и процессов). Причинно-следственные связи являются своеобразным цементным раствором, скрепляющим конструкции исторических теорий. Учёных в большей степени волнуют вопросы: «Как?», «Почему?» «По какой причине?», чем «Кто?» и «Когда?». Известный русский историк и либеральный политический деятель начала ХХ века П.Н. Милюков подчеркивал, что историк в первую очередь ищет в прошлом причинную связь явлений.[8] Конечно, далеко не все исторические события поддаются рациональному объяснению. В истории, как отмечалось выше, велика роль случайности, субъективного фактора. Однако даже в своих рабочих гипотезах, которые не выходят за стены исследовательских лабораторий, историки стремятся обнаружить причинно-следственные связи, позволяющие выстроить логические умозаключения.

Категории исторической науки являются основными понятиями, отражающими наиболее существенные связи исторической реальности [9] .

¨ Исторический факт. Исторический факт всегда существует в двух измерениях: как фрагмент исторической реальности и как знание о ней (факт науки). Факт исторической науки представляет собой сложную познавательную конструкцию. В ней обязательно присутствует достоверное знание о событии прошлого, иначе это не был бы факт. Но может присутствовать и искажение исторической реальности. Исторический факт одновременно объективен и субъективен. Он не просто регистрирует событие прошлого, но обязательно содержит его интерпретацию. Данные характеристики относятся не только к фактам исторической науки, но в историческом факте они проявляются особенно ярко.

Многие факты, лежащие в основе исторических теорий, могут стать предметом дискуссий, что свидетельствует о сложности, противоречивости и бесконечности процесса познания прошлого. Возьмём для примера, казалось бы, общеизвестное утверждение: «Крещение Руси состоялось в 988 г.». Эта дата включена во все школьные учебники по отечественной истории. Но ведь современные историки приводят убедительные доказательства того, что князь Владимир не мог крестить жителей Киева ранее 990 г.[10] Конечно, можно привести и бесспорное утверждение, вроде: «А.С. Пушкин родился в 1799 году». Но если бы историки занимались «изучением» таких банальных фактов, то они ничем бы не отличались от обычных коллекционеров древностей.

¨ Исторический закон. Сбор фактов, проверка их достоверности и реконструкция событий прошлого – лишь первая стадия научного труда историка, вторая – выявление и осмысление законов исторического развития. В современной философско-исторической мысли существует направление, отрицающее законы истории. Мы исходим из признания законов исторического развития, которые действуют как тенденции и для реализации которых необходимы определённые условия. Исторические законы действуют как тенденции. Для того, чтобы эти тенденции реализовались, необходимо определенное сочетание конкретно-исторических условий. Поэтому историки не могут подобно астрологам предсказывать будущее. Они на основе исторических фактов устанавливают вектор развития общества, выявляют степень вероятности тех или иных событий. Научное изучение истории помогает избежать повторения прошлых ошибок. Но оно не дает готовых решений современных и будущих социальных и политических проблем.

Исторический закон является одним из видов социологических законов. От социологических законов законы истории отличаются тем, что последние всегда фиксированы во времени и пространстве. Историк изучает не происхождение государства вообще, а предпосылки формирования государства у восточных славян в IX веке. Он исследует не абстрактные революции, а причины революционного взрыва в России в 1917 году. Точно так же историка в первую очередь интересует не феномен тоталитаризма как таковой, а установление тоталитарного режима в СССР, его сущность и особенности.

¨ Историческое время. История не существует вне времени. Время – одна из самых сложных и интересных для осмысления научных понятий. Прекрасную книгу о времени с точки зрения современной физической науки написал талантливый ученый С. Хокинг.[11] Но историческое время отличается от физического времени. Историческое время социально. По словам современного российского историка, человек создает мир и свое понимание времени. Он наделяет время своими смыслами и значениями.[12] Историческое время имеет свойство ускоряться и замедляться. В периоды войн, революций, реформ события развиваются стремительно. В периоды социально-политической стабилизации ход времени как бы замедляется. Словом «безвременье» мы называем периоды «застоя», которые характеризуются отсутствием ярких личностей и крупных исторических событий. Историческое время может двигаться не только вперёд, но «повернуть вспять». В российской истории эта черта исторического времени находит выражение в чередовании реформ и контрреформ. Историческое время всегда окрашено нашим субъективным восприятием людей. Мы говорим: «Хорошие времена», «трудные годы». Про период Великой Отечественной войны поэт написал: «Сороковые - роковые». Наконец, в отличие от астрономического времени историческое время не бесконечно. Оно, с одной стороны, имеет начало, поскольку историческая наука изучает прошлое человеческого общества, которое существовало не всегда (отсюда термин «доисторический период»). С другой стороны, в философско-исторической мысли обсуждается проблема «конца истории», который понимается либо как вселенская катастрофа, либо как некое «новое измерение истории».

¨ Исторический источник. Под историческим источником понимается памятник прошлого, содержащий информацию о нём. Чтобы воссоздать объективную историческую картину прошлого ученые используют разнообразные типы источников: письменные, вещественные, изобразительные, звуковые. В настоящее время в научный оборот введён огромный объём письменных источников. Они и составляют основу большинства исторических трудов. Поиск и введение в научный оборот новых, не известных ранее источников - одна из основных задач ученых-историков. Однако еще более важным для настоящего исследователя является владение искусством источниковедческого анализа.

Прежде всего, исследователь должен произвести внешнюю критику исторического источника, которая заключается врасшифровке и освоении текста, установлении его происхождения, авторства, времени, места, цели составления и проверке подлинности. Затем историк приступает к установлению полноты, достоверности и точности информации, содержащейся в источнике. Этот этап работы называют внутренней критикой источника или герменевтикой. [13]Особенности исторических источников различных видов и приёмы работы с ними исследует специальная историческая дисциплина «источниковедение».

Таковы основные принципы и категории исторической науки. Однако изучение истории необходимо не только для формирования научного мировоззрения современного человека. Знание прошлого способствует воспитанию нравственности и патриотизма, то есть тех качеств, без которых невозможно становление гражданина. По словам Н.М. Карамзина, изучение истории «питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества». [14]

Только познавая историю своей семьи, родного города или села, своей страны и человечества, можно стать полноценной личностью. Прекрасно написал о первом прикосновении к истории в Смоленске своего детства писатель-фронтовик Б. Васильев: «Есть счастливые города, где дышит историей каждый камень и счастливые камни, сконцентрировавшие в себе историю. Камни Смоленской крепости, кривая Варяжская улица древнего города, старый дуб на Покровской горе, Гнездовские курганы и воздух Смоленска питали меня историей, и я чувствовал ее и любил, еще не ведая, что это – богиня, а не только наука».

Родина начинается с любви к ней. А любовь к Родине начинается с интереса к ее истории. Приобщаясь к святыням своих предков, человек обретает Родину. А.С. Пушкин писал

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу -

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

 

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва,

Как пустыня

И как алтарь без божества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: