ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА




 

В современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместо с тем нет задачи и сложнее. Но сложно не означает невозможно. Поэтому каждому воспитателю, “заболевшему” этой проблемой, целесообразно продумать собственную идеологию воспи­тания чувства любви к Родине. В ее основу можно поло­жить примерно следующие размышления.

Сам воспитатель должен быть искренним и убежден­ным патриотом и уметь не проповедовать любовь к Роди­не, а увлекательно исповедовать и доказывать ее своими делами, полными энергии и преданности. Преподаватель — первый патриот в учебном заведении. Офицер — первый патриот на корабле, в части. Если этого условия нет, то за воспитание патриотизма лучше не браться.

Любовь к Родине — чувство во многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий пат­риотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни по. любить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно.

Россия — страна, сотканная из противоречий. В ней много прекрасного и немало безобразного. Но Родину, как и родителей, не выбирают. Отсюда следует всегда помнить мысль: хороша ли, плоха, но это моя Родина. И другой у меня не будет.

Чувство любви к Родине не только горделивое, но и сострадательное, жалостливое. Поэтому нужно не только гордиться своим Отечеством, но и жалеть его. А в русском языке слова “любить” и “жалеть” очень близки по глу­бинному смыслу.

Необходимо учитывать, что люди приходят к понима­нию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой — через ее историю, третий — через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Наверное, сколько людей — столько путей. Труд­но, но воспитатель должен находить патриотическую тропиночку к каждому сердцу.

Академик Д. С. Лихачев писал: “Патриотизм — это бла­городнейшее чувство. Это даже не чувство — это важней­шая сторона и личной, и общественной культуры духа...”'. Иными словами, между культурой и патриотизмом есть диалектическая взаимосвязь: формируя патриота, мы фор­мируем культурного человека. Чем выше культурный уро­вень курсанта, матроса, офицера, тем богаче чувство пат­риотизма. '

Понятно, что эти размышления лишь общая нить, канва. Они могут быть развиты и дополнены каждым воспитате­лем. А теперь конкретные рекомендации.

Но прежде чем мы приступим к ним, необходимо сде­лать одну оговорку: каждый офицер — воспитатель дваж­ды: т. е. воспитатель своих детей и своих подчиненных.

Воспитание детей — глубоко личное и ответственное государственное дело. Именно в семье формируется граж­данин державы с качествами патриота. Философ И. А. Иль­ин (1883—1945) в книге “Путь духовного обновления” рекомендует молодым родителям следующие пути, как он говорил, “национального воспитания” своих детей.

Язык. “Язык вмещает в себе таинственным и сосредото­ченным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. В семье должен царить культ родного языка: все основные семейные события, праз­дники, большие обмены мнений должны протекать по-рус­ски; всякие следы “воляпюка” должны изгоняться;...суще­ственны семейные беседы о преимуществах родного языка — о его богатстве, благозвучии, выразительности, творческой неисчерпаемости, точности и т. д.

Песня -ребенок должен слышать русскую песню еще в колыбели. Пение принесет ему первый душевный вздох и пер­вый духовный стон: они должны быть русскими... Русская песня глубока как человеческое страдание; искренна, как молитва; сладостна, как любовь и утешение; в наши черные дни, как под игом татар, она даст детской душе исход из грозящего озлобления и окаменения. Надо завести русский пе­сенник и постоянно обогащать детскую душу русскими ме­лодиями — наигрывая, напевая, заставляя подпевать и петь хором.

Молитва -Молитва есть сосредоточенная и страстная обращенность души к богу... Молитва даст ему (ребенку) духовную гармонию; пусть он переживает ее по-русски. Мо­литва даст ему источник духовной силы — русской силы. Молитва научит его сосредоточивать чувство и волю на совершенном — по-русски... Ребенок, научившийся молиться, сам пойдет в церковь и станет ее опорой, русской опорой русской церкви. Он найдет пути — ив глубину русской ис­тории, и на простор русского возрождения.

Сказка - Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребен­ку первое чувство героического — чувство испытания, опас­ности, призвания, усилия и победы; она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, слож­ность мира, отличие “правды и кривды “... Национальное вос­питание неполно без национальной сказки. Ребенок, никогда не мечтавший в сказках своего народа, — легко отрывается от него и незаметно вступает на путь интернационализа­ции.

Жития святых и героев. Чем раньше и чем глубже вооб­ражение ребенка будет пленено живыми образами нацио­нальной святости и национальной доблести, тем лучше для него... Образы героизма пробудят в нем самом волю к доблестям, пробудят его великодушие, его правосознание, жажду подвига и служения, готовность терпеть и бороться; а русскость героя — даст ему непоколебимую веру в духовные силы своего народа. Все это вместе взятое, есть настоящая шко­ла русского национального характера.

Поэзия-...Как только ребенок начнет говорить и читать, так классические национальные поэты должны дать ему первую радость стиха и постепенно раскрыть ему все свои сокровища. Сначала пусть слушает; потом пусть читает сам, учит наизусть, пытается декламировать — искренно, прочувственно и осмысленно. Русский народ имеет единствен­ную в своем роде поэзию, где мудрость облекается в прекрас­ные образы, а образы становятся звучащей музыкой. Рус­ский поэт одновременно — национальный пророк и нацио­нальный музыкант. И русский человек, с детства влюбив­шийся в русский стих, — никогда не денационализируется.

История - Русский ребенок должен с самого начала почув­ствовать и понять, что он славянин, сын великого племени и в то же время сын великого русского народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю, перенесшего вели­кие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету... Мы должны прочувствовать окрылен­ные слова Пушкина: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыд­ное малодушие “. И еще: “Клянусь вам моею честью, что я ни за что на свете не согласился бы переменить Родину, ни иметь другую историю, чем история наших предков, какую нам послал Господь “.

Армия - Армия есть сосредоточенная волевая сила моего государства; оплот моей Родины; воплощенная храбрость моего народа; организация чести, самоотверженности и слу­жения — вот чувство, которое должно быть передано ре­бенку его национальным воспитателем. Ребенок должен на­учиться переживать успех своей национальной армии как свой личный успех; его сердце должно сжиматься от ее не­удачи; ее вожди должны быть его героями; ее знамена — его святынею. Сердце человека вообще принадлежит той стра­не и той нации, чью армию он считает своей... Без армии, стоящей духовно и профессионально на надлежащей высо­те, — родина остается без обороны, государство распада­ется и нация сойдет с лица земли. Преподавать ребенку иное понимание — значит содействовать этому распаду и исчез­новению.

Территория - Русский ребенок должен увидеть воображе­нием пространственный простор своей страны, это нацио­нально-государственное наследие России... Он должен почув­ствовать, что русская национальная территория добыта кровью и трудом, волею и духом, что она не только завоевана и заселена, но что она уже освоена и еще недостаточно освоена русским народом... Русский человек должен знать и любить просторы своей страны: ее жителей, ее богатства, ее климат, ее возможности, — так, как человек знает свое тело, так, как музыкант любит свой инструмент, так, как крестьянин знает и любит свою землю.

Хозяйство - Ребенок должен с раннего детства почувство­вать творческую радость и силу труда, его необходимость, его почетность, его смысл. Он должен внутренне испытать, что “труд “ не есть “болезнь “ и что работа не есть “раб­ство “; что, наоборот, труд есть источник здоровья и сво­боды”.

Патриотическое воспитание в армии и на флоте более чем необходимо. Каковы же пути работы с почти сложив­шимися людьми?

Широко использовать неисчерпаемые источники духов­ности русского народа: классическую литературу, музыку, живопись, скульптуру, фольклор. Вот в чем наша духов­ная ценность. Здесь наше национальное достояние. Как актуально сегодня “Слово о полку Игореве”, созданное более 800 лет назад.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: