От усобиц княжьих — гибель




Руси! Братья спорят: то мое и это! Зол раздор из малых слов заводят, На себя куют крамолу сами, А на Русь с победами приходят Отовсюду вороги лихие!

Нужно прислушаться к мнению кинорежиссера Сер­гея Бондарчука: “Назовите мне любое произведение Пуш­кина, Достоевского, Толстого, Чехова, Шолохова, в каж­дом из них есть ответ на вопросы: откуда, куда и зачем? В каждом”'.

Постоянно обращаться к образам великих предков и че­рез их деяния и нравственный пример постигать дух Рос­сии. Здесь речь идет о выдающихся государственных дея­телях, политиках, полководцах и флотоводцах, подвижниках, таких, как Сергий Радонежский и других. К при­меру, только один призыв Александра Суворова многого стоит: “мое, прошу брать мой пример.., до издыхания быть верным Отечеству”. А вот поэт Б. Пастер­нак говорит об адмиралах Нахимове и Ушакове:

 

 

Вся жизнь их — подвиг неустанный,

Они, не пожалев сердец,

Сверкают темой для романа

И дали чести образец.

 

 

В самую критическую минуту, когда отступать дальше было некуда (позади Москва), И. Сталин 7 ноября 1941 года обратился к воинам армии и флота: “Пусть вдохно­вит вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя Великого Ленина”.

“Заболеть” нашей великой историей, в том числе воен­ной. Открыть ее кладовые для себя и своих подчиненных. Это важнейшее направление работы. Жизненный опыт показывает, что очень легко запутать людей, если они не знают истории. И опять прислушаемся к авторитету. Н. К. Рерих: “Чтобы полюбить Россию, надо познать ее”. Офи­цер русской армии К. Кузьминский: “Русский по рожде­нию — без знания своей истории — не русский”.

Опираться на творчество великих русских историков:

Карамзин Н. М., 1776—1826, Соловьев С. М., 1820—1879, Ключевский В. О., 1841—1911, Покровский М. Н., 1863— 1932 и многих других. Сегодня их труды вполне доступны.

Использовать крупнейшие достижения отечественной культурной, научной и технической мысли. Каждая нация гордится своими успехами отечественного и планетарно­го масштаба. В любой энциклопедии мира можно найти имена наших соотечественников: Менделеева, Глинки и Чайковского, Пушкина и Достоевского, Королева и Ула­новой. Это русский сержант Егоров водрузил Знамя По­беды над рейхстагом, а его земляк Гагарин первым от­крыл путь в космос. Русский Чехов написал пьесы, кото­рые целый век не сходят со сцен всех театров мира. Со­временное человечество зачитывается Шолоховым и смот­рит на телеэкран, зажженный русским Зворыкиным. И это не тщеславие, не честолюбие, а естественное чув­ство достоинства народа, нации, страны, и его нужно всячески развивать.

Мощным средством пробуждения чувства патриотизма с “младых ногтей” является разработка генеалогического древа своей фамилии. Говорят, что знать своих предков до седьмого колена это богоугодное дело.

Формировать патриотизм через уважение к наградам, мундирам, через соблюдение воинских ритуалов, через ко­декс чести матроса, курсанта, мичмана, офицера. Все это было в царской армии и в Советской до недавнего време­ни. Сегодня эти направления ослаблены. Особенно удив­ляет неуважение кадровых офицеров к своему мундиру. Александр Кривицкий, знаток военной истории и воен­ных традиций в брошюре “Традиции русского офицер­ства” писал: “Форма одежды, которую носят командиры, знаки различия, награды — все это в совокупности является выражением чести и достоинства офицера.

Военным нужны красивые мундиры для того, чтобы каждый офицер питал к ним любовь. И если бы мы не дорожили и не гордились воинской одеждой, которую ', носили когда-то наши доблестные предки, то были бы дрянью, лишенной чести. Честь мундира — это храбрость, ' верность долгу. Честь мундира — это дисциплина.

Воинский мундир, не освященный самой суровой дисциплиной, перестает быть символом чести и становится безличной одеждой.

Поэтому тот, кто надел мундир офицера, перестает уже располагать собой по собственному усмотрению и под­чиняет жизнь точно регламентированному порядку. Культ г чести мундира священ для офицера. Понятие о чести мун­дира включает в себя верность знамени, служит на войне путеводной нитью, указывающей дорогу среди всех пре­град. Честь мундира — это не только прошлое и настоящее офицера, а и его будущее, ибо вознесенная подвигом, она переживет века”.

Комментировать эти прекрасные мысли нет нужды. Им нужно только соответствовать.

 

Формировать уважение и любовь к военно-морскому фла­гу.

В отличие от других видов Вооруженных Сил военные моряки всегда “при флаге”: утром торжественный кора­бельный ритуал — подъем флага; при съемке с якоря или швартопоп флаг переносится с кормы на гафель. В начале боя, кроме основного корабельного флага, поднимаются дополнительные стеньговые, что символизирует решимость не спускать своего флага ни при каких обстоятельствах.

Нет такого моряка, который бы не стремился приоб­рести миниатюрный военно-морской флажок или хотя бы значок с его изображением. Фотография на фоне боевого флага корабля является одним из наиболее престижных видов морального поощрения военных моряков.

Решением Государственной Думы установлены Дни Воинской славы России. Это наши военные праздники. В 1996 году они отмечались в первый раз. Здесь открывается большое поле деятельности для военно-патриотического воспитания военной молодежи.

Учить любить Россию какой бы она ни была. Поясним это направление мыслью философа “серебряного века” Василия Розанова, 1856—1919: “Счастливую великую Ро­дину любить не велика честь. Мы ее должны любить имен­но когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, на­конец даже порочна”. Сегодня наша страна переживает нелегкие времена. На кого же ей рассчитывать, как не на нас?!

Не отдавать на поругание героев войн. У Н. Гоголя есть такие слова: “Чтобы победить народ, нужно лишить его героев, его памяти, его святынь. А потом с этим народом можно делать все, что угодно. Им легко тогда управлять, погонять, грабить — он будет безмолвствовать”. Припом­ним, были и есть нападки на О. Кошевого, А. Матросова, 3. Космодемьянскую, на разведчика Н. Кузнецова, на мар­шала Г. Жукова. Находятся люди, наводящие тень на нашу великую Победу 9 мая 1945 года. И здесь каждый курсант, каждый матрос, каждый офицер должны стоять несокру­шимой стеной.

Еще один путь: личное активное участие матроса, кур­санта, мичмана, офицера в делах страны. В. А. Сухомлинский писал: “Ум воспитывается умом, совесть — совес­тью, преданность Родине — служением Родине”. Сегодня патриот тот, кто строит новую армию и флот, заботится об обороне России. Главная забота курсантов — учеба и подготовка себя к тяжелой офицерской службе.

Большое значение имеет умение воздействовать на эмо­циональную сферу человека. Самое простое и доступное оружие здесь — слово. Но не просто слово, а слово, ото­бранное мастером, который выстраивает из него тот или иной художественный образ. Поэтому нужно активно ис­пользовать творчество писателей и поэтов: В. Маяковско­го, С. Есенина, Л. Леонова, К. Симонова, А. Твардовско­го, Б. Васильева, В. Пикуля, В. Распутина, Карема Раша и Других.

Сегодня много говорят о духовном вакууме, который образовался в гражданской и воинской среде, о путях его преодоления, о необходимости выдвижения новых идеа­лов для русских людей. Думается, что такими идеалами вполне могут быть: идеал крепкого и сильного государ­ства, тем более, что Россия всегда спасалась им, и уже выдвинута идея государственного патриотизма; идеал сво­его, специфически российского пути в мировую цивили­зацию. Г. П. Федотов, русский философ начала XX века, сказал: “У всякого народа есть Родина, но только у нас — Россия”; идеал величайшей духовности России и даль­нейшего возвышения ее.

Для достижения идеалов нужны усилия и, часто, сверх усилия, то есть героизм. Причем не героизм одиночек, он всегда есть, а массовый героизм, чем Россия славилась от века. Поддержим эту патриотическую традицию!

Я считаю, что для воспитания патриотизма у война не как не обойтись без патриотического воспитания молодежи, это вопрос мы рассмотрим в следующем параграфе.

ЧУДО РОССИИ

Не понять, что берется, откуда...

Но, когда налетит воронье, Вдруг в России случается чудо,

Как примета бессмертья ее.

Вот и видится снова и снова,

Как, на княжий взирая раздор,

Вдруг над будущим автором

Ангел белые крылья простер.

Русь рубили, и жгли, и топтали,

Как подняться ей было такой?

Только повесть уже прочитали Дед и внук.

Кадета и Донской.

Пировал самозванец по-царски,

И не где-то; а в самом Кремле.

Эка невидаль — Минин с Пожарским!

А Россия — уже на коне!

И когда у России вопросов На века накопилось вперед,

Грянул гром. И восстал Ломоносов На ее иноземный оплот.

Много было в стране потрясений,

И Отечества слышали зов Циолковский, Шаляпин,

Есенин, Лев Толстой и Сергей Королев.

Донесем ли мы детям и внукам Сквозь обиды, и боль, ивину,

Что фамилия русская Жуков

Как с небес прозвучала в войну.

Что и нынче, в развале, в насилье,

Видя рвущий Отечество сброд,

Кто-то встал и во имя

России До поры безымянным идет.

ИГОРЬ ЛЯПИН.

 

 

Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения программными методами

 

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

Чтобы объединить усилия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, скоординировать и направить их работу на все социальные и возрастные группы, семью как главную ячейку общества, нужна единая государственная политика в области патриотического воспитания граждан России и соответствующая этой политике государственная система патриотического воспитания граждан, способная консолидировать и координировать эту многоплановую работу.

Эта система должна включать в себя соответствующие государственные структуры, нормативную правовую базу воспитательной деятельности на всех уровнях, начиная с первичного коллектива и заканчивая высшими органами государственной власти, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма, переносом основных усилий по патриотическому воспитанию в регионы, общественность которых демонстрирует негативное отношение к сепаратизму и указывает на необходимость более активного участия центра в проводимых на местах мероприятиях патриотической направленности.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, является государство.

Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: