II. Подведение итогов урока




Тема: Твардовский А. Т. Слово о поэте. Тема Родины, природы, военная тема в лирике поэта.

I. Работа по теме урока

 

Чтение текста о жизни и творчестве (см. прил. 1).

Творчество А. Твардовского очень многогранно, поэтому и тематика его произведений различна: это и тема природы, и тема войны, и размышления о предназначении поэта. Обратимся к ранним стихотворениям А. Твардовского.

2. Выразительное чтение и обсуждение стихотворений А.Т. Твар­довского «Весенние строчки».

Аналитическая беседа.

- Какой теме посвящено стихотворение «Весенние строчки»? (тема природы)

- Как изображена природа в стихотворении «Весенние строчки»?

- Каково настроение поэта? Что его радует?

- Мотивы и образы каких поэтов развивает Твардовский в этом стихотворении?

- Назовите художественно-изобразительные средства, которые использует Твардовский для создания картины весны.

Чтение стихотворения «Урожай»

Аналитическая беседа

- Каким чувством окрашено стихотворение «Урожай»?

- С чем связано ощущение счастья? Как передаст его поэт?

- В чем особенность описания природы вэтом стихотворении?

Прочитаем первое предложение-метафору: «Дышат грудью запотелой / Желтогривые овсы». Найдем оценочные эпитеты, удивительное сравнение хлеба с «златой метелью», специальную лексику, связанную с крестьянским трудом.

- Что описывает поэт? Как? Чьими глазами мы видим карти­ну сбора урожая?

- Какие эмоции вызывает у вас это стихотворение?

Много произведений Твардовского посвящено теме войны.

Выразительное чтение и анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом...»

Написано стихотворение сразу после воины, в 1945-1946го­дах, и первоначально имело другое название- «Завещание вои­на». Однако первая строка стихотворения стала «крылатой»,стала символом так трагически и простооборвавшихся жизней. Твар­довский в статье «О стихотворении убит подо Ржевом"» пи­шет, в частности, о двух запомнившихся ему эпизодах: о поездке под Ржев, где шли тяжелые бои, осенью 1942 года, и о встрече с офицером-фронтовиком, приехавшим на сутки в Москву, что­бы похоронить жену, после чего вернуться на фронт. Впечатле­ния поездки под Ржев «были за всю войну изсамых удручающих и горьких до физической боли в сердце». Такие впечатления, та­кие встречи легли в основу этого стихотворения.

Аналитическая беседа по стихотворению

- Кто лирический герой стихотворения?

- Почему такой странный выбор героя?

- Чем близок герой автору?

(Повествование ведется от имени погибшего воина, этим подчеркивается связь, единство павших и живущих воинов. Герой близок автору преданностью Родине, верой в побе­ду, самоотверженностью).

- В чем сила этого стихотворения? Что подтверждает реальность описываемого в произведении?

(Автор с документальной точностью в первой же строфе указывает конкретное место гибели героя - подо Рже­вом, в безымянном болоте,в расположении пятой роты, на левом фланге. Произошедшее описывается без лишнего пафоса, просто и страшно.

Я не слышал разрыва, Я не видел той вспышки, Точно в пропасть с обрыва — И ни дна, ни покрышки).

- От человека не осталось ничего. Найдите подтверждение в тексте. Но разве он совсем исчез?

(«Ни петлички, ни лычки / С гимнастерки моей»), нет и могилы («на поминки / Даже мать не придет»). Но человек не исчез - он растворен в природе,

Я - где корни слепые Ищут корма во тьме, Я - где с облачком пыли Ходит рожь на холме; Я - где крик петушиный На заре по росе; Я - где ваши машины Воздух рвут на шоссе...

- Что волнует героя по ту сторону жизни?

(Он по ту сторону земной жизни, но и там его волнует: «Наш ли Ржев, наконец?» Он призывает живых: Вы должны были, братьи, Устоять, как стена, Ибо мертвых проклятье — Эта кара страшна.)

- В чем обобщенность образа убитого солдата в стихотворении?

(Он из тех, кто, «Все отдав, не оставили / Ничего при себе». И нет укора тем, кто остался цел: «Я вам жизнь завещаю, — / Что я больше могу?»

Так конкретное становится общим; лирическое и эпическое, смерть и бессмертие, подвиг и утрата соединяются).

· На какие размышления навело вас это стихотворение?

- В каких стихотворениях Твардовский говорит о предназна­чении поэта, о чувстве ответственности за все, что проис­ходит на земле? («О сущем»)

- Чем особенно дорожит поэт, в чем проявляется его патрио­тизм, его гражданская позиция?

II. Подведение итогов урока

Память войны всю жизнь не оставляла Твардовского. В 1966 году написаны следующие строки.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они - кто старше, кто моложе —

Остались там,и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же, все же. все же...

В этом трижды повторенном все же - незатихающая боль утраты, и чувство вины, и ответственность за то, за что отданы жизни солдат.

- Какие стихотворения Твардовского произвели на вас наи­большее впечатление?

III. Домашнее задание

1. Выразительное чтение стихотворений «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом», «Когда кремлевскими стенами...», «Кому другому...», «Я убит подо Ржевом...», «Я знаю, никакой моей вины...», «О сущем».

Приложение 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: