Шумилова Екатерина Анатольевна
Контрольная работа на тему:
«Образовательные стандарты и программы дошкольного образования»
По дисциплине: Основы педагогического мастерства
Челябинск, 2017
Оглавление
1. Основные подходы к стандартизации дошкольного образования
2. Современные программы воспитания детей дошкольного возраста
3. Диагностика развития ребенка дошкольного возраста. Правовые и этические аспекты применения психологической диагностики в образовательном процессе
4.Список литературы
Основные подходы к стандартизации дошкольного образования
Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании» представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования». Новый закон «Об образовании в РФ» определяет и новый статус дошкольного образования. Теперь это – полноценный уровень образовательной системы.
Что является отличительной особенностью Стандарта?
Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта — поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. В настоящее время дошкольное образование населению Российской Федерации предоставляется в различных моделях и формах, значительно различающихся и по условиям осуществления образовательного процесса, и по содержанию дошкольного образования.
Что является основными целями ФГОС ДО?
Стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.
Каковы основные принципы устанавливает ФГОС ДО?
* поддержки разнообразия детства;
* сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
* полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
* создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Современные программы воспитания детей дошкольного возраста.
В настоящее время существует немало программ, как целостных, вариативных, альтернативных, так и парциальных.
Образовательные программы наряду с государственными образовательными стандартами, образовательными учреждениями и органами управления образованием входят в систему образования РФ. В соответствии со статьей 9 Закона РФ «Об образовании» эти программы определяют содержание образования определенных уровня и направленности. Они подразделяются на образовательные и профессиональные. К образовательным относятся программы дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общего образования. Все перечисленные программы являются преемственными, т.е. каждая базируется на предыдущей.
Программы непрерывного образования,охватывающие преемственное содержание двух и более ступеней общей системы образования | ||
«Из детства в отрочество» Т.Н. Дороновой | решение комплексных задач эмоционального благополучия, здоровья, полноценного личностного и интеллектуального развития ребенка в условиях семьи и детского сада | |
«Золотой ключик» Г.Г. и Е.Е. Кравцовы | модель-программа начального образования детей от 3 до 10 лет (дети живут и воспитываются вместе); построение отношений по образцу большой семьи | |
«Преемственность» Н.А. Федосова, Т.С. Комарова | создание условий единого старта обучения детей, поступающих в школу из детского сада и семьи; программа НШ составлена для четырехгодичного курса | |
«Сообщество» Хансен, Кауфман, Уолш | основой создания послужила программа “Stepbystep” («Шаг за шагом»); | |
«Школа 2100» А.А. Леонтьев | создание взаимосогласованных авторских курсов для дошкольников, начальной и средней школы в рамках единой концепции | |
Комплексные программы дошкольного образования | ||
Типовая программа воспитания и обучения в д/с Р.А. Курбатовой, Н.Н. Поддьякова | 3 раздела: характеристика детей и задача воспитания, обучение на занятиях, праздники и развлечения | |
Программа … М.А.Васильевой | охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее воспитание, обучение и подготовка к школе | |
«Радуга» Дорова, Гербова, Гризик | формирование знаний рассматривается как одно из средств развития ребенка (7 разделов) | |
«Детство» Логинова, Бабаева | содержание программы объединено вокруг 4 блоков; особый акцент сделан на приобщении детей к природе | |
«Развитие» Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко | в основе программы 2 теоретических положения: теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития; концепция Л.А. Венгера о развитии способностей | |
«Одаренный ребенок» Венгер, Дьяченко | вариант программы «Развитие» для работы с одаренными детьми 6-7 лет | |
«Кроха» Г.Г. Григорьева, Д.В.Кочетова | комплексное развитие, воспитание и обучение детей до 3 лет; своеобразие –период развития ребенка – от внутриутробного до поступления в дошкольное учреждение | |
«Истоки» Л.А.Парамонова, А.Н. Давидчук | содержание ориентирована на 3 возраста: ранний – от 0 до 3, мл. дошк. – от 3 до 5 и ст. дошк. – от 5 до 7 лет; программа направлена на обогащение – амплификацию, а не на искусственное ускорение – акселерацию развития. | |
«Детский сад – дом радости» Н.М. Крылова и В.Т. Иванова | форма организации труда – план-сценарий; особое внимание в каждой возрастной группе придается программе развития тех видов деятельности, которые могут выполняться самостоятельно; ведущая форма - игра | |
Парциальные программы дошкольного образования | ||
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Стеркина, Князева, Авдеева | система работы по ОБЖ детей дошкольного возраста; 6 разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города» | |
Программы экологического воспитания | ||
«Юный эколог» С.Н.Николаева | воспитание экологической культуры дошкольника | |
«Паутинка» Ж.Л. Васякина-Новикова | развитие у детей планетарного мышления на основе формирования социально-экологического идеала (рассчитана на младших дошкольников) | |
«Наш дом природа» Н.А. Рыжова | программа для старшего дошкольного и младшего школьного возраста; воспитание гуманной, социальной активности. творческой личности, способной понимать и любить природу | |
«Мы земляне» Н. Вересов | создание условий для становления основ экологических знаний ст. дошк. | |
Программа по эстетико-экологическому воспитанию | И.Г. Белавина, Н.Г. Найденова | материал для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста |
Программы художественно-эстетического цикла: «Природа и художник» Копцевой, «Семицветик» Ашиковых, «Интеграция» Казаковой, «Красота - радость – творчество» Комаровой, «Конструирование и ручной труд в детском саду» Куцаковой, «Гармония» Воробьевой, «Умка» - ТРИЗ Курбатовой и др., «Гармония», «Синтез» К.Тарасовой, Нестеренко, Рубан, «Малыш» Петровой (развитие музыкальных способностей детей 3 года жизни) и др. | ||
Программы социально-нравственного развития: «Я, ты, мы» Князевой, Стеркиной, «Я человек» Козловой, «Открой себя» Рылеевой, «Дружные ребята» коллектив Буре, «Наследие» Новицкой, Соловьевой (русская культура) и др. | ||
Программы физического развития и здоровья дошкольников: физкультура от 3 до 17» Щербакова, «Искорка» Симошиной, «Старт» Яковлевой, «Здоровье» Алямовской, «Расту здоровым» Зимониной и др. | ||
Программы познавательного развития дошкольников: «Дошкольник и …экономика» Шатовой, Обучение дошкольника грамоте Журовой, Варенцовой, Дуровой, Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду Ушаковой и др. |