Диагностика развития ребёнка дошкольного возраста. Правовые и этические аспекты применения психологической диагностики в образовательном процессе.




Изучение социального пространства отношений ребенка в дошкольном учреждении происходит в ходе проведения психолого-педагогического обследования, которое включает в себя три основных этапа:

  • сбор данных в соответствии с задачей исследования;
  • переработку и интерпретацию полученных данных;
  • разработку практических рекомендаций или программы по коррекции и развитию межличностных отношений ребенка с субъектами социального пространства дошкольного учреждения.

Для сбора данных об особенностях межличностных, неформальных отношений ребенка с окружающими применяются исследовательские и диагностические методы, используемые как в психологии, так и в педагогике. Это тесты, наблюдения, разнообразные виды опроса, естественный эксперимент, проективные методики.

Особое внимание хотелось бы обратить на грамотное, эффективное использование психодиагностических методик. Многие из них может использовать и профессиональный психолог, и пользователь - не психолог (социальный педагог, воспитатель, старший воспитатель), но каждый из них и при интерпретации полученных результатов, и при вынесении диагноза должен строго соблюдать как общий профессионально-этический кодекс, так и специально разработанные профессионально-этические стандарты в области тестирования и психодиагностики.

Организационные нормативы и правила проведения психодиагностики отражены, в частности, в «Положении о службе практической психологии образования в Российской Федерации» (Вестник образования. – 1995. – №7). Перечислим основные профессионально-этические принципы, которые распространяются на всех пользователей психодиагностических методик:

  • принцип личной ответственности и специальной подготовки лиц, использующих психодигностические методики;
  • принцип ограниченного распространения психодиагностических методик;
  • принцип обеспечения суверенных прав личности;
  • принцип объективности;
  • принцип конфиденциальности;
  • принцип психопрофилактического изложения результатов.

О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования

В последнее время в системе дошкольного образования Российской Федерации все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста. Само по себе использование диагностики является позитивным моментом образовательного процесса. Однако сегодняшнее состояние этой практики характеризуется рядом негативных тенденций.

Во-первых, все более массовый характер приобретает неправомерное применение тестирования детей в процессе аттестации дошкольных образовательных учреждений, при аттестации педагогических и руководящих работников, при переходе детей из дошкольного учреждения в первый класс общеобразовательной школы. Во-вторых, зачастую используются технологически не проработанные, не апробированные, имеющие сомнительную научную и практическую ценность методы диагностики. Результаты такой диагностики не отражают реальной картины развития ребенка и, следовательно, не могут повысить эффективность образовательного процесса. В-третьих, в процесс диагностирования вовлекаются специалисты, не имеющие соответствующей квалификации. Это приводит к некомпетентной интерпретации диагностических данных, к ошибкам в определении уровня развития ребенка, что может дезориентировать педагогов и родителей при взаимодействии с детьми.

Эта специфика не позволяет считать результаты диагностики (даже в том случае, если они достоверны) устойчивыми и определяющими судьбу ребенка. Любое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы. Нельзя допустить, чтобы данные тестирования были основанием для навешивания на ребенка «ярлыка». Особенно тяжелые последствия могут иметь недостоверные результаты тестирования. Они могут оказать негативное влияние как на развитие личности, так и на дальнейшую образовательную траекторию ребенка.

Проведение диагностики всегда связано с этапом интерпретации, то есть объяснения полученных данных с точки зрения развития ребенка. Известно, что наиболее информативные диагностические методики допускают наибольшую свободу в интерпретации их результатов. В руках квалифицированного психолога эти методики являются инструментом получения глубокой и точной информации об уровне развития и склонностях ребенка. В то же время именно эти методики представляют наибольшую опасность, если они попадают в руки неквалифицированного или недобросовестного исследователя.

Рассмотрим этико-правовой аспект применения диагностики в дошкольном образовании. Этот круг проблем обостряется в связи с использованием результатов диагностики, например, в целях отбора и даже «отсева» детей при наборе в школу и при прохождении так называемых «курсов» подготовки к школе. В этом же контексте встает проблема информированности детей и их родителей о цели, результатах и процедурах диагностики, а также об их правах (в частности, о праве на отказ от обследования). Правомерно ли предоставление информации, полученной в результате обследования, родителям, педагогам и администрации дошкольного учреждения, или она должна считаться анонимной и конфиденциальной? Если да, то в какой степени и какова этически приемлемая форма такого информирования? Является ли практика нарушения прав детей и их родителей следствием недостаточной профессиональной подготовленности практических психологов и других специалистов, занимающихся диагностикой, либо нормативно-правовая ситуация с диагностикой в образовании в принципе недостаточно определена?

Диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.

Необходимо, чтобы диагностика была направлена на личность ребенка, мы должны стремиться помогать, а не корректировать его развитие.

 

Список использованных электронных источников и литературы:

Ø https://veselajashkola.ru/roditelyam-sovety/diagnostika-razvitiya-detej-doshkolnogo-vozrasta/

Ø https://www.orenipk.ru/kp/distant/do/metod/3_1_2.htm

Ø https://www.rusmedserver.ru/med/psdiag/78.html

Ø https://goroddetstva.ru/parents/prog/sovremennye-programmy-dlya-dosh.html

Ø https://clpdo-kr.edusite.ru/DswMedia/osnovnyiepodxodyi.pdf

Ø https://www.orenipk.ru/kp/distant/do/metod/3_1_2.htm

Ø Обруч. – 1999. – №3. – Рубрика «Под скрепкой». – С. 1-3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: