12. Корев Ю. «Медный всадник» Глиэра. – М., 1951.– 2.
13. Красавина Л. Проколл и музыкальная жизнь 20-х годов. // Из прошлого и настоящего современной отечественной музыки. – Москва, Изд-во Московской консерватории, 1991. – 3.
14. Красовская В. Русский балетный театр начала XX века. – Л., 1971–1972. – Ч. I–II. – 2.
15. Кремлёв Ю. Эстетические взгляды Прокофьева. – М. – Л., 1966. – 3.
16. Кусов Т. «Сюжет» Третьей фортепианной сонаты С. Прокофьева в аспекте диалога с романтизмом // Актуальные вопросы искусствознания: человек – текст – культура: Сборник статей по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. – Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2009. – С. 54. – 5.
17. Ламм О.П. Страницы творческой биографии Мясковского. – М.: Советский композитор, 1989. – 4.
18. Лебединский Л. Седьмая и Одиннадцатая симфонии Шостаковича. – М., 1960. – 2.
19. Лебединский Л. Хоровые поэмы Шостаковича. – М., 1957. – 3.
20. Левая Т. Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи. – М., 1991. – 3.
21. Леонова М. Симфонические произведения Глиэра. Симфонии. Одночастные сочинения. Концерты: Справочник-путеводитель. – М.: Советский композитор, 1962. – 3.
22. Ливанова Т.Н. Н.Я. Мясковский: Творческий путь. – М., 1953. – 2.
23. Лобанова М. Концертные принципы Д. Шостаковича в свете проблем современной диалогистики // Проблемы музыкальной науки. – М., Советский композитор, 1985. – Вып. 6. – С. 110. – 3.
24. Мазель Л. Симфонии Д.Д. Шостаковича: путеводитель. – М.: Советский композитор, 1960. – 6.
25. Мазель Л. Этюды о Шостаковиче: статьи и заметки и творчестве / Ред. колл. А. Бренинг. – М.: Советский композитор, 1986. – 1.
26. Мартынов И. Арам Хачатурян. – М., 1956. – 4.
27. Мартынов И. А.А.Давиденко: Творческий путь. Черты стиля. – Л.: Сов. композитор, 1977. – 2.
28. Мартынов И. Дмитрий Шостакович. – М. – Л., 1946. – 4.
29. Мартынов И. Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество. – М.: Музыка 1974. – 6.
30. Мартынов И. Ю. Шапорин. – М., 1966. – 2.
31. Мейер К. Шостакович: жизнь, творчество, время. – СПб., 1998. – 1.
32. Мосолов А.В. Статьи и воспоминания. – М., 1986. – 1.
33. Музыка ХХ века. Очерки в двух частях. 1890–1945. – М.: Музыка, 1977. – Ч. I, Кн. 2 / Ред. Д.В. Житомирский; 1984. – Ч. II, Кн. 4 / Ред. Д.В. Житомирский и Л.Н. Раабен; 1987. – Кн. 5А / Ред. М.Г. Арановский и Д.В. Житомирский. – 10.
34.
35. Музыка ХХ века. Московский форум: Материалы международных научных конференций / Отв. Ред. Ценова В.С. – М., 1999. – 1.
36. Мясковский Н.Я. Собрание материалов: в 2 тт., 2-е изд. / Ред., сост. и примеч. С. Шлифтштейн. – М.: Музыка, 1964. – 4.
37. Нестьев И. Второе рождение оперы Шостаковича // Век нынешний и век минувший. Статьи о музыке. – М.: Советский композитор, 1986. – С. 248. – 6.
38. Нестьев И. Жизнь Прокофьева. – М., 1973. – 6.
39. Нестьев И. О Шостаковиче (творческая сверхзадача и эстетический идеал). // Век нынешний и век минувший. Статьи о музыке. – М.: Советский композитор, 1986. – С. 11. – 6.
40. Никитина Л. Советская музыка: История и современность. – М., 1991. – 4.
41. Овчинников Е. Вторая фортепианная соната Шостаковича (трактовка сонатно-циклической формы) // Вопросы теории музыки: Сборник статей. – М., Музыка, 1968. – С. 239. – 6.
42. Орджоникидзе Г. «Казнь Степана Разина» Д.Д. Шостаковича // Музыка и современность. – М.: Музыка, 1966. – Вып. 4. – С. 186. – 4.
43. Орлов Г. Симфонизм Шостаковича на переломе // Вопросы теории и эстетики музыки. – Л.: Музыка, 1971. – Вып. 10. – С. 3. – 5.
44. Орлов Г. Русский советский симфонизм. Пути. Проблемы. Достижения. – М.–Л.: Музыка, 1966. – 4.
45. Орлов Г. Симфонии Шостаковича. – Л., 1961. – 2.
46. Орлов Г. Советский фортепианный концерт. – Л., 1954. – 2.
47. Орлова Е. Лекции по истории русской музыки. – М., 1977. – 24.
48. Пайман А. История русского символизма / Авторизованный пер.; Пер. с англ. В. В. Исакович. – М.: Республика, 2000. – 1.
49. Петров В.О. Творчество Шостаковича на фоне исторических реалий XX века. – Астрахань: ОГОУ ДПО АИПКП, 2007. – 2.
50. Петров В.О. Творчество Дм. Шостаковича 30-х годов на фоне исторических реалий времени // Проблемы музыкальной науки. – 2008. – № 1. – 2.
51. Подшивалова О. Парадоксы ритуального действа в балете И. Стравинского «Весна священная» // Актуальные вопросы искусствознания: человек – текст – культура: Сборник статей по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. – Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2009. – С. 67. – 5.
52. Раабен Л. Камерная инструментальная музыка первой половины ХХ века. Исследование. – Л.: Советский композитор, 1986. –1.
53. Раабен Л. История русского и советского скрипичного искусства. – Л.. 1978. – 11.
54. Рогожина Н. Вокально-симфонические произведения Прокофьева. – М. – Л., 1964. – 3.
55. Ромащук И. Гавриил Попов: истоки творчества // Культура, искусство и образование провинциальной России в контексте истории: материалы Российской научно-практической конференции (25–27 апреля 2007 г.). – М.: ГОУ ВПО "ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей", 2007. – С. 49. – 2.
56. Рубцова В. Заметки об оркестре в операх С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», «Дуэнья» и Д. Шостаковича «Нос» // Вопросы теории и эстетики музыки. – Л.: Музыка, 1977. – Вып. 15. – С. 120. – 9.
57. Русская музыка и ХХ век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры ХХ века / Ред-сост. М. Арановский. – М.: Гос. Ин-т искусствознания, 1997.
58. С.С. Прокофьев: Статьи и исследования. – М.: Музыка, 1972.
59. Сабинина М. Шостакович-симфонист: Драматургия, эстетика, стиль. – М.: Музыка, 1976. – 7.
60. Саввина Л.В. Музыкально-живописные идеи звукового мира Николая Рославца // Проблемы музыкальной науки. – 2009. – № 2. – 12.
61. Сафонова Т. Авторское начало и социальный контекст в творчестве Сергея Прокофьева // Альфред Шнитке: художник и эпоха: к 75-летию композитора: Сборник статей по материалам научных чтений 12 декабря 2009 года1912–2012 100-летию Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова посвящается... – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2010. – С. 103. – 2.
62. Скворцова И. Бинарная структура как проблема поэтики Второй симфонии С.С. Прокофьева // Исследования о русской и зарубежной музыкальной культуре: статьи, аналитические этюды / Ред. сост. Генебарт О. – Тамбов: Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова, 2007. – Вып. 3. – С. 60. – 1
63. Слонимский С. Симфонии С. Прокофьева: Опыт исследования. – М. – Л.: Музыка, 1964. – 6.
64. Слонимский С. Черты симфонизма С. Прокофьева // Музыка и современность. – М., 1962. – 5.
65. Смирнов В. Возникновение неоклассицизма и неоклассицизм Стравинского // Кризис буржуазной культуры и музыка. – Вып. 2. – М., 1973. – 4.
66. Соколов А. Какова же она – «форма» музыкального ХХ века? // Музыкальная академия. – 1998. – № 3–4. – Кн. 1. – С. 2–8. – 1.
67. Соколов О.В. Статьи о русской музыке. – Нижний Новгород: Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2004. – 1.
68. Соллертинский И. Музыкально-исторические этюды. Изд. 2-е. – Л., 1963. – 3.
69. Стравинский И. Статьи и материалы / Сост. Л. Дьячкова. Под общей ред. Б. Ярустовского. – М., 1973. – 6.
70. Тараканов М. Стиль симфоний Прокофьева. – М., 1968. – 2.
71. Харлашкина В. «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева: трактовка форм (8 картина) // Авангард, современная и новая музыка: творчество, исполнительство, педагогика: Сборник статей по материалам Международной научно- практической конференции / Ред.-сост. Н. А. Петрусева. – Пермь: [б. и.], 2010. – С. 97. – 1.
72. Хентова С. Д. Шостакович. Жизнь и творчество: в 2-х тт. – Л.: Сов. композитор, 1985. – 1.
73. Холопова В. О ритмической технике и динамических свойствах ритма Стравинского // Музыка и современность. – М., 1966. – Вып. 4. – 4.
74. Этингер М. Гармония в полифонических циклах Хиндемита и Шостаковича // Теоретические проблемы музыки ХХ века. – М.: Музыка, 1967. – Вып. 1. – С. 441. – 11.
75. Шостаковичу посвящается...: сборник статей / Ред.-сост. Е.Б. Долинская. – М.: Композитор, 2007. – 6.
Дополнительная литература
1. Берлин И. История свободы. Россия / Предисловие А. Эткинда. – М.: Новое литературное обозрение, 2001. – 1.
2. Громыхова А. Артур Лурье: музыкально-живописный футуризм // Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и образования: Сборник научных трудов ОГИИ / Гл. ред. Б.П. Хавторин, сост. и науч. ред. В.А. Логинова. – Оренбург: ГОУ ВПО ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей, 2008. – Вып. 4. – С. 57. – 2.
3. Демченко А. И. Статьи о музыке. – М.: Композитор, 2008. – (К 100-летию Саратовской консерватории). – 50.
4. Демченко А. Космогония авангарда // Венок Яворскому: сборник научных статей по материалам Всероссийских Научных Чтений, посвященных Б.Л. Яворскому 1–2 декабря 2005 г. – Саратов: Саратовская государственная консерватория, 2006. – C. 60. – 1.
5. Демченко А. Взлёты и падения оперного гения Прокофьева // Демченко А. Статьи о музыке – М.: Композитор, 2008. – С. 231. – 50.
6. Демченко А. Смысловая парадигма поздних инструментальных концертов Шостаковича // Демченко А. Статьи о музыке – М.: Композитор, 2008. – С. 246. – 50.
7. Денисов Э. Сонатная форма в творчестве С. Прокофьева // Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. – М.: Советский композитор, 1986. – С. 31–46.
8. Долинская Е. Литературный текст в художественном мире Прокофьева: Слово и Музыка (рассказы) // Актуальные проблемы современного музыкознания: композиторское творчество, исполнительство, образование: Сборник научных статей / Редактор-составитель Е.Р. Скурко. – Уфимская государственная академия искусств; Уфа: Издательство «VIA-print», 2008. – С.35. – 1.
9. Долинская Е. Рахманинов и Прокофьев: страсти по фортепианному концерту // Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и образования: Сборник научных трудов ОГИИ / Гл. ред. Б.П. Хавторин, сост. и науч. ред. В.А. Логинова. – Оренбург: ГОУ ВПО ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей, 2008. – Вып. 4 – С. 13. – 2.
10. Кунин А. Мясковский. – М., 1981. – 3.
11. Малевич. Классический авангард. Витебск. № 10 / Редактор альманаха, автор проекта – Татьяна Котович. – Минск: Издательский центр «Экономпресс», 2008. – 1.
12. Мясковский Н.Я. Статьи, письма, воспоминания. – М.: СК, 1959. – Т. 1. – 2.
13. Орлова Е. Очерки о русских композиторах XIX – начала XX века. – М., 1982. – 4.
14. Письма Дмитрия Дмитриевича Шостаковича Борису Тищенко: С комментариями и воспоминаниями адресата. – СПб., 1997. – 1.
15. Письма к другу: Дмитрий Шостакович – Исааку Гликману. – М., 1993. – 1.
16. Паисов Ю. Политональность в творчестве советских и зарубежных композиторов XX века. – М.: Советский композитор, 1977. – 1.
17. Полозова И.В. Симфонии № 2 С. Прокофьева и Д. Шостаковича: путь к «Новым берегам» // IV Всероссийская научно-практическая конференция «Традиции и новаторство в культуре и искусстве: связь времен». – Астрахань, 21-22 марта 2016. С. 16-22. – 1.
18. Прилепская Е. Имитационная полифония в фортепианных сонатах С. Прокофьева // Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и художественного образования: Сборник научных трудов ОГИИ / Гл. ред. Б.П. Хавторин, сост. и науч. ред. В.А. Логинова. – Оренбург: ГОУ ВПО ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей, 2008. – Вып. 5. – С. 259. – 2.
19. Прокофьев С. Автобиография. – М., 1973. – 2007. – 9.
20. Прокофьев С.: 1899–1991. Дневник. Письма. Беседы. Воспоминания / Сост. М.Е. Тараканов. – М., 1991. – 1.
21. Прокофьев С. Дневник: 1907 –1933 (в 2-х ч.). – Paris: sprkfv, 2002. – Ч. 1: 1907 – 1918 / Авт. предисл. Святослав Прокофьев; Ч. 2: 1919 –1933. – Вып. 1. – 1, Вып. 2. – 1.
22. Прокофьев. Материалы, документы, воспоминания. – М.: Музгз, 1961. – 1.
23. Прокофьев С. Статьи и материалы. – М., 1966; Изд. 2-е. – М., 1965. – 2.
24. Прокофьев: С.С. Статьи и исследования. – М.: Музыка, 1972. – 1.
25. Прокофьев С.С. Мясковский Н.Я. Переписка: в 2 тт.. – М.: Сов. композитор, 1977. – 1.
26. Страницы истории отечественного кино. Детское кино. Анимация. Документальное кино. Кинематограф русского зарубежья. – М.: Материк, 2006. – 1.
27. Смирнова Т. Жанровое инвенторство в «Байке» И. Стравинского // Актуальные проблемы искусствознания: Музыка–Личность–Культура: Сборник по материалам IX Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. 23–24 апреля 2010 г. – Саратов: ФГОУ ВПО Саратовская государственная консерватория (академия) им. Л.В. Собинова, 2010. – С. 89. – 2.
28. Стравинский И. Диалоги. – Л., 1971. – 2.
29. Чередниченко Т. Кризис общества – кризис искусства. – М., 1985. – 6.
Литература по разделам цикла
Раздел 1. Творчество Стравинского.
1. Асафьев Б. Книга о Стравинском. – Л., 1977.
2. Вершинина И. Ранние балеты Стравинского. – М., 1967.
3. Демченко А. Балет И. Стравинского «Весна священная»: Опыт концепционного анализа. – М., 2000.
4. Демченко А. Творчество Стравинского. – Саратов, 2011.
5. Друскин М. И. Стравинский. – Л., 1982.; СПб., 2009.
6. Задерацкий В. Полифоническое мышление Стравинского. – М., 1980, 2007.
7. Ковшарь И. Стравинский: Раннее творчество. – Баку, 1969.
8. Савенко С. Мир Стравинского. – М., 2001.
9. Смирнов В. Стравинский: учебное пособие. – СПб., 2008.
10. Смирнов В. Творческое формирование Стравинского. – Л., 1970.
11. Стравинская К. О Стравинском и его близких. – Л., 1978.
12. Стравинский И. Диалоги: Воспоминания. Размышления. Комментарии. – Л., 1971.
13. Стравинский И.: Сборник статей. – М., 1997.
14. Стравинский И. Статьи, письма, воспоминания. – Л., 1972.
15. Стравинский И. Статьи, воспоминания. – М., 1985.
16. Стравинский И. Статьи и материалы. – М., 1973.
17. Стравинский И. Хроника моей жизни. – М., 2005.
18. Ярустовский Б. И. Стравинский. – М., 1969.
Раздел 2. Музыкальная культура первой половины XX в.
1. Барсова И. Александр Мосолов: двадцатые годы // Советская музыка. – 1976. – № 12. – С. 77–87.
2. Богданова A.B. Музыка и власть. – М., 1995.
3. Власова Е. 1948 год в советской музыке. – М.: Классика-XXI, 2010.
4. Власова Е. Фракция красной профессуры // Музыковедение. – 2009. – № 11.
5. Воробьев И. Русский авангард и творчество А. Мосолова 1920–1930-х годов. – СПб., 2006.
6. Воробьев И. Социалистический «большой стиль» в советской музыке (1930–1950-е годы). – СПб., 2013.
7. Воробьев И., Синайская А. Композиторы русского авангарда. – СПб., 2007.
8. Вульфиус П. Гавриил Попов. Вторая симфония «Родина» // 55 советских симфоний. – Л., 1961.
9. Вульфиус П. Гавриил Попов. Пятая симфония «Пасторальная» // Советская симфония за 50 лет. – Л., 1967. – С. 261–269.
10. Вышнеградский И.А. Пирамида жизни: Дневник, статьи, письма, воспоминания // Русское музыкальное зарубежье в материалах и документах / Сост. и ред. А.Л. Бретаницкая, публ. Е.Г. Польдяевой. – М., 2001. – Кн. 2.
11. Гойови Д. Новая советская музыка 20-х годов. – М., 2006.
12. Голомштомк И. Тоталитарное искусство. – М., 1995.
13. Долинская Е.Б. Фортепианный концерт в русской музыке XX столетия: Исследовательские очерки. – М.: Композитор, 2006.
14. Журавлева А. Владимир Дешевов: десятилетие поиска // Советская музыка. – 1991. – № 2. – С. 64–75.
15. Левая Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. – М., 1991.
16. Лобанова М. Николай Рославец. Творчество и судьба // Советская музыка. – 1989. – № 5. – С. 96–103.
17. Лурье А.С. Скрябин и русская музыка // Музыкальная академия. – 1997. – № 2. – С. 141–145.
18. Мезерин Ю. В. Михаил Матюшин. 1861–1934. – СПб.: ГМИСПб, 2005.
19. Неизвестный русский авангард / Авт.-сост. Сарабьянов А.Д. – М., 1992.
20. Нестьев И. Из истории русского музыкального авангарда // Советская музыка. – 1991. – № 3. – С. 66–73.
21. Никитина Л. Владимир Дешевов: 20-е годы // Советская музыка. – 1980. – № 1. – С. 85–90.
22. Обсуждение Постановления ЦК ВКП(б) московскими композиторами и музыковедами// Советская музыка. – 1948. – № 1. – С. 54–102.
23. Польдяева Е. Г. Русский музыкальный авангард 1910-х годов: Автореф.... канд. иск. – М., 1993.
24. Попов Гавриил. Из литературного наследия / Сост., ред., коммент. и указатели З.А. Апетян. – М., 1986.
25. Посвящается Ивану Александровичу Вышнеградскому // Музыкальная академия. – 1992. – № 2. – С. 142–150.
26. Против формализма и фальши. Творческая дискуссия в Ленинградском союзе композиторов // Советская музыка. – 1936. – № 5. – С. 29–43.
27. Ромащук И.М. Гавриил Николаевич Попов: Автореф.... докт. иск. – М., 2000.
28. Ромащук И. Гавриил Попов: симфонические идеи камерного жанра // Музыкальная академия. – 1998. – № 3–4. – Кн. 1. – С. 64–69.
29. Холопов Ю.Н. Техники композиции Н. Рославца и Н. Обухова в их отношении к развитию 12-тоновой музыки // Музыка XX века. Московский форум. – М., 1999.
30. Шен Д. Владимир Михайлович Дешевов: Очерк жизни и творчества. – Л., 1961.
31. Щербачев В.В. Статьи. Материалы. Письма / Сост. Р. Слонимская. – JI., 1985.
Раздел 3. Творчество Н. Мясковского
1. Долинская Е. Стиль инструментальных сочинений Н.Я. Мясковского и современность. – М., 1985.
2. Иконников А.И. Художник наших дней. – М., 1982.
3. Ливанова Т. Н.Я. Мясковский. Квартеты. – М., 1953.
4. Филатова М. Драматургия симфоний Мясковского // Вопросы теории музыки. – М., 1968. – Вып. 1. – С. 167–207.
Раздел 4. Творчество С. Прокофьева
1. Анисимов С. Прокофьев: тропою оперной драматургии. – М., 1994.
2. Арановский М. Речевая ситуация в драматургии оперы «Семен Котко» // Прокофьев. Статьи и исследования. – М., 1976.
3. Асланьян М.Г. Принципы вокального интонирования и структурной организации прозаического текста в опере Прокофьева «Игрок»: Автореф. – М., 1988.
4. Блок В. Метод творческой работы Прокофьева. – М., 1979.
5. Варунец В. Прокофьев о Прокофьеве. – М., 1991.
6. Волков А. «Война и мир» Прокофьева. – М., 1978.
7. Гаврилова В.С. Опера Прокофьева «Огненный ангел»: драматургические и стилевые особенности: Автореф. дисс. канд. иск. – М., 1995.
8. Денисов Э. Заметки об оркестровке Шостаковича // Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. – М.: Советский композитор, 1986. – С. 46–90.
9. Долинская Е. Театр Прокофьева. – М., 2012.
10. Курдюмова М.В. Первая редакция оперы С.С. Прокофьева «Война и мир» // Научные чтения памяти А.И. Кандинского. – М., 2007. – С. 257–271.
11. Лобачева Н.А. «Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева: соревнование со временем // Научные чтения памяти А.И. Кандинского. – М., 2007. – С. 272–284.
12. Нестьев И. Классик XX столетия // С. Прокофьев 1953–1963. Статьи материалы. – М., 1961. – С. 11–52.
13. Прокофьев С. Автобиография // С.С. Прокофьев. Материалы. Документы. Воспоминания / Сост., ред., примеч. и вст. статья С.И. Шлифштейна. – М., 1956.
14. Сабинина М. Об оперном стиле Прокофьева // С. Прокофьев 1953–1963. Статьи материалы. – М., 1961. – С. 53–90.
15. Сабинина М. «Семен Котко» к проблеме оперной драматургии Прокофьева. – М., 1963.
16. Савкина Н.П. Становление оперного творчества Прокофьева: Автореф. – М., 1987.
17. Слонимский С. Симфонии Прокофьева. – М., 1964.
18. Степанов О. театр масок в опере С.Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». – М., 1972.
19. Тараканов М. С. Прокофьев: многообразие художественного сознания // Русская музыка и XX век.: Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века / Ред.-сост. М. Арановский. – М.: Государственный институт искусствознания, 1997. – С. 185–212.
20. Тараканов М. Прокофьев // История русской музыки: В 10 тт. – М., 1997. –Т. 10 А: 1890–1917-е гг. Конец Х1Х – начало ХХ вв. / Редколл.: Ю. Келдыш, О. Левашёва, А. Кандинский, Л. Корабельникова, М. Рахманова.
21. Тараканов М. Ранние оперы Прокофьева. – Магнитогорск, 2006.
22. Чемберджи В. Век Лины Прокофьевой. – М., 2008.
23. Шнитке А. Слово о Прокофьеве // Беседы с Альфредом Шнитке / Сост., автор вступительной статьи А.В. Ивашкин. – М., 1994. – С. 210–215.
Раздел 5. Творчество Д. Шостаковича до середины 1950 годов
1. Акопян Л. Западные авторы о Шостаковиче: обзор и комментарии //Шостаковичу посвящается: Сб. статей к 90-летию композитора (1906–1996) / Сост. Долинская Е.Б. – М., 1997. – С. 17–26.
2. Акопян Л. «Художественные открытия» Четырнадцатой симфонии // Музыкальная академия. – 1997. – № 4. – С. 185–192.
3. Александрова Н. Вторая симфония Шостаковича: параллели, пересечения, ассоциации // Музыка XX века в ряду искусств. – Астрахань, 2008.
4. Арановский М. Инакомыслящий // Музыкальная академия. – 1997. – № 4.
5. Арановский М.Г. Музыкальные «антиутопии» Шостаковича // Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века. – М., 1997. – С. 213–249.
6. Барсова И. Между «социальным заказом» и «музыкой больших страстей». 1934–1937 годы в жизни Дмитрия Шостаковича // Барсова И. А. Контуры столетия. Из истории русской музыки XX века. – Санкт-Петербург: Композитор, 2007. – С.137–157.
7. Бобровский В. Эволюция тематизма Шостаковича // Бобровский В. Статьи. Исследования. – М., 1990.
8. Бобровский В. Симфоническая опера Шостаковича (О «Катерине Измайловой») // Бобровский В. Статьи. Исследования. – М., 1990.
9. Богданова А. Оперы и балеты Шостаковича. – М., 1978.
10. Валькова В. «Рыдать над смешным»: традиции русского юродства в творчестве Шостаковича // Искусство 20 века: парадоксы смеховой культуры. – Н. Новгород, 2001.
11. Валькова В. Трагический балаган: к вопросу о концепции Четвертой симфонии Ш. // Искусство XX века: уходящая эпоха? – Н. Новгород, 1997. – Т. 1. – С. 212–234.
12. Волков С. Шостакович и Сталин: художник и царь. – М., 2004.
13. Гаспаров Б. Свидетельство: 4 симфония Шостаковича и конец романтического повествования // Гаспаров Б. 5 опер и симфония. – М., 2009.
14. Денисов Э. Заметки об оркестровке Шостаковича // Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. – М.: Советский композитор, 1986. – С. 46–90.
15. Левая Т.Н. Д.Д. Шостакович: тип творческой личности // Современная музыка и проблемы воспитания музыковеда. – Новосибирск, 1988. – С. 33–43.
16. Лейе Т. О константности // Музыкальная академия. – 1997. – № 4.
17. Мазель Л. О 8 симфонии Шостаковича // Л. Мазель Вопросы анализа музыки. – М., 1977.
18. Мазель Л. Этюды о Шостаковиче. – М., 1986.
19. Мартынова С. 1948 год: Письма к Т.Н. Хренникову // Шостакович – Urtext. – М., 2006. – С. 125–143.
20. Мейер К. Шостакович: Жизнь, творчество, время. – СПб., 1998.
21. Петров В.О. Творчество Ш. на фоне исторических реалий XX века. – Астрахань, 2007.
22. Сабинина М. Было ли два Шостаковича? // Музыкальная академия. – 1997. – № 4.
23. Сабинина М. Шостакович – симфонист. Драматургия, эстетика, стиль. – М., 1976.
24. Тараканов М. Русская опера в поисках новых форм // Русская музыка и XX век.: Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века / Ред.-сост. М. Арановский. – М.: Государственный институт искусствознания, 1997.
25. Тараканов М. Симфония и инструментальный концерт в творчестве Шостаковича // Тараканов М. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке. – М., 1988.
26. Тарускин Р. Факсимильное издание Седьмой // Музыкальная академия. – 1997. – № 4.
27. Творчество Шостаковича в контексте мирового художественного пространства. – Астрахань, 2007.
28. Шнитке А. Заметки об оркестровой полифонии в 4 симфонии Шостаковича // Шнитке. Статьи и музыке. – М., 2004.
29. Шостакович: между мгновением и вечностью. – СПб., 2000.
30. Шостакович и музыкальные новации 20 века // Мартынов И. О мобильном искусстве. – М., 1989.
31. Шостаковичу посвящается... М., 1997.
32. Шостаковичу посвящается... М., 2007.
Литература электронно-библиотечной системы «Лань»
1. Воробьев И.С. Русский авангард. Манифесты, декларации, программные статьи (1908–1917). – СПб.: Композитор, 2008.
2. Ручьевская Е.А. Война и мир. Роман Л. Н. Толстого и опера С.С. Прокофьева. – СПб.: Композитор, 2010.