Введение.
Современный мир предъявляет к человеку высокие требования. Возрастающая интенсивность профессиональной и учебной деятельности, непрерывный информационный прессинг, нестабильность социальной жизни с одновременным сокращением физической активности, уравновешивающей психические нагрузки, вызывают состояния хронического перенапряжения нервной системы. Имеют место отрицательные эмоциональные стрессы - тревога, депрессия, страх, гнев, агрессия.
Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в социальной сфере. Преимущества использования информационных компьютерных технологий открывают широкие возможности в практической деятельности специалистов. Использование информационных компьютерных технологий органично дополняет традиционные формы работы любого специалиста.
Идею и технологию БОС придумал Александр Сметанкин - ученый-физиолог из Петербурга, президент Российской ассоциации "БОС". Александр Афанасьевич более тридцати лет занимается здоровьем человека и считает, что человек может без таблеток поправлять свой организм, используя скрытый биологический резерв. Технология БОС – это поразительная возможность, открывающая человеку способность не только укрепления здоровья, но и стремление к самосовершенствованию, духовному росту. Сегодня это необходимо нашим детям. Особенно детям с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас это признанная технология, которая успешно применяется во многих областях.
БОС терапия, как современный метод реабилитации.
В основе современного здоровьесберегающего метода функционального биоуправления лежат открытия выдающихся отечественных ученых-физиологов И.П.Павлова и П.К.Анохина. Современные компьютерные технологии позволяют широко и успешно применять метод на практике.
БОС – это комплекс современных высокоэффективных методов и технологий, принципиальной основой которых является обратная связь. Работа по методу БОС направленна на активизацию внутренних резервов организма, способствует развитию самоконтроля и саморегуляции через формирование программы физиологически адекватного управления функциями организма [4]. Применение технологии БОС позволяет одновременно осуществлять массовую коррекцию и повышать эффективность образовательного процесса.
Работа по методу БОС помогает легко и быстро овладеть навыками саморегуляции, управления физиологическими функциями и эмоциональным состоянием, что повышает устойчивость к стрессу, улучшаются внимание и память, способствует нормализации темпов биологического созревания и показателей физического развития.
Основная цель работы по методу БОС – повысить уровень осознания и произвольного контроля физиологических процессов у детей с ОВЗ. Немедикаментозная коррекция и лечение по методу БОС проводится в виде специальных тренировок. Во время тренировок специальные приборы через компьютерные комплексы БОС регистрируют физиологические параметры состояния какой-либо функциональной системы организма или органа и фиксируют информацию в доступной форме, в виде зрительных и слуховых сигналов обратной связи, что позволяет ребенку видеть и слышать, как работает его организм.
Немаловажную роль в проведении методики БОС имеют родители ребенка с ОВЗ. Специалист БОС проводит обязательную консультацию с родителями и предлагает им пройти тренировку по методу БОС для овладения навыками диафрагмального релаксационного дыхания, освоения контроля выраженности и управляемости мышечной реакцией, управления биоритмами функциональной активности головного мозга.
Эффективность проведения метода БОС зависит от уровня мотивации ребенка. Высокий уровень мотивации достигается психологической установкой ребенка на положительные результаты и внешними факторами, повышающими заинтересованность ребенка в процессе занятия и достигнутых результатах. Для чего широко используется технология мотивационного подкрепления, когда каждое правильно выполненное задание награждается игрой, показом мультфильмов.
Аппаратно-техническое обеспечение
Комплекс состоит из аппаратной части и программной (компьютерной) части:
· Преобразователь измерительный биоэлектрических и биомеханических сигналов организма человека для работы с ПК по методу биологической обратной связи.
· Датчик ЧСС (частоты сердечных сокращений) – предназначен для регистрации сигнала ЭКГ с поверхности грудной клетки.
· Датчик ЧД (частоты дыхания) – предназначен для регистрации дыхательных движений брюшной стенки.
· Датчики ЭМГ (электромиографические) – датчики, регистрирующие биоэлектрическую активность работающих мышц.
· Датчик ЭЭГ (электроэнцефалографический) – датчик, регистрирующий биоэлектрическую активность головного мозга.
· микрофон – регистрирует и усиливает звуковой сигнал (речь пациента).
Этапы технологии БОС
Основной этап обучения метода БОС делится на несколько этапов. Перед каждым этапом проводится диагностический сеанс. Первый этап основного периода начинается с диагностического сеанса, где регистрируются первоначальные параметры биологической активности головного мозга, мышечного тонуса, состояния сердечно-сосудистой системы.
С целью нормализации деятельности сердечно-дыхательной системы и баланса симпатической и парасимпатической вегетативной нервной системы проводят обучение ребенка навыку диафрагмально-релаксационного дыхания (ДАС-БОС тренинг). Контроль освоения проводят с помощью методики биоуправления по дыхательной аритмии сердца. Проводится 10 сеансов продолжительностью 15-20 минут.
На втором этапе основного периода ребенок уже использует навык диафрагмально-релаксационного дыхания (ДРД). После регистрации физиологических параметров и контроля навыка ДРД приступают к обучению навыку мышечного контроля и произвольному снижению повышенного мышечного тонуса с использованием обратной связи по электромиограмме. Применение ЭМГ-БОС обеспечивая глубокую мышечную релаксацию, позволяет снизить активность симпатоадреналовой системы и симптомы стресса. Всего проводится 6 сеансов длительностью 20 минут.
На третьем этапе основного периода ребенок успешно использует навыки ДРД и прямой мышечной релаксации. Предварительно регистрируются физиологические параметры и контроль навыков ДРД и нервно-мышечной релаксации. Проведение третьего этапа включает аппаратный метод обучения саморегуляции. Он позволяет регистрировать электрические сигналы коры больших полушарий головного мозга, ЭЭГ-БОС.
Технологии БОС позволяют определить изменения ритмов энцефалограммы (ЭЭГ) в зависимости от текущего функционального состояния пациента, а также обучить его самостоятельному управлению ритмами головного мозга. Определяя изменения сигнала обратной связи, ребенок самостоятельно регулирует функциональное состояние ЦНС и организма в целом.
Сюжетная часть обратной связи зависит от возраста и мотивации ребенка. Количество сеансов варьируется от медицинского диагноза, в основном до 30 сеансов продолжительностью от 25-40 минут. ЭЭГ-БОС тренинг обучает ребенка общим навыкам самоконтроля и саморегуляции, способствует повышению уровня активного внимания и формирование навыков планирования деятельности. Методика Джекобсона через контроль выраженности и управляемости мышечной реакцией обучает самоконтролю. Сочетание контроля сюжета и своевременное выполнение определенных действий способствует развитию навыка воздержания от импульсивных моторных реакций. На тренингах ЭЭГ-БОС ребенок обучается изменять биоритмы функциональной активности головного мозга, ориентируясь на изменения параметров энцефалограммы (ЭЭГ)
На заключительном четвертом периоде ребенок использует навыки ДРД, прямой мышечной релаксации и альфа-релаксации. Проводится регистрация физиологических параметров ребенка, контроль навыков ДРД, нервно-мышечной релаксации и управления альфа-ритмом.
На поддерживающем этап предполагается консультации родителей, предоставление результатов и выводов по проделанной работе применения технологии БОС. Родителям рекомендуется провести повторный курс ЭЭГ-БОС тренинга через 4-6 месяцев [4].
Использование технологии БОС дает высокий положительный эффект в коррекции синдрома нарушения активности и внимания, тревожности при нарушениях психоэмоциональной сферы у детей с ОВЗ, который проявляется в формировании навыка саморегуляции и использовании его в жизненных ситуациях. Оптимизация психофизического статуса ребенка с ОВЗ используя технологии БОС формирует основу успешной социализации.
Как и всякий способ лечения, метод БОС имеет определенные показания, противопоказания и условия, ограничивающие область его применения.
Показания к применению метода БОС:
-психосоматические заболевания;
-коррекция зрения;
-коррекция речи;
-быстрая утомляемость;
-нарушение способности контролировать свое поведение;
-отсутствие коммуникативных навыков;
-психологические проблемы в коллективе;
-чувство постоянной усталости, плохая память;
Противопоказания:
-эпилепсия, повышенная судорожная готовность
-грубые нарушения волевой сферы и интеллекта
-острые вирусные заболевания;
Преимущества метода БОС:
- физиологичен, т.к. опирается на активизацию и мобилизацию собственных резервов организма человека.
- позволяет осуществлять дозирование и контроль нагрузок как при проведении каждого занятия, так и в ходе всего курса.
- позволяет осуществлять объективно-диагностические мероприятия.
- объективно требует индивидуально-психологического подхода к проведению каждого коррекционного занятия.
- сочетается со всеми видами проводимых медицинских и педагогических мероприятий.
- не ограничивает применения каких-либо лечебных мероприятий в будущем.
- безболезнен.
- значительно повышает уровень физического развития.
Метод БОС требует от ребенка активного участия в собственном развитии и способствует дальнейшему развитию мышления, обеспечивает интеллектуальную подготовку к обучению.
Условия применения метода БОС:
- минимальная сохранность корректируемой функции;
-минимальная сохранность интеллекта необходима для понимания инструкций и их -выполнения;
-сохранность эмоционально-волевой сферы – это положение касается не только патологических состояний психики, тесно связанных с нарушениями интеллекта, но и с мотивацией;
Заключение
Метод БОС обеспечивает снятие у клиентов психоэмоционального напряжения, позволяет обучить их навыкам саморегуляции и оптимизации своего функционального состояния, выработать конструктивные стратегии борьбы со стрессом.
В ходе работы активируются, уточняются и восстанавливаются внутренние ресурсы организма, происходит обучение произвольному поддержанию оптимального состояния, формируются устойчивые навыки саморегуляции. При выполнении дыхательных упражнений активируется и мобилизуется работа мозга, улучшается функциональное состояние всего организма, происходит уменьшение эмоционального напряжения
Использование технологии БОС позволяет получить выраженный положительный эффект при нарушениях психоэмоциональной сферы, который проявляется в приобретенном навыке саморегуляции, состояния спокойствия, расслабления и использовании его в реальных жизненных ситуациях.
Результаты тренинга проявляются уже к 5-6 сеансу. Отмечается улучшение общего самочувствия: повышается работоспособность, восстанавливается сон, уменьшается утомляемость, раздражительность.
Полный курс лечения в среднем составляет 10 сеансов по 25-30 минут каждый. Эффективность тренировки методом БОС выше всего у клиентов, которые действительно не могут расслабиться, даже если они этого осознанно хотят. Такие люди зачастую вообще не замечают, насколько они постоянно напряжены. С помощью БОС можно довести это перенапряжение до их сознания. Эта объективная информация и позволит сформировать навык произвольной релаксации.
Освоив метод БОС, каждый может небольшим усилием воли регулировать работу организма так, чтобы улучшить состояние своего здоровья. Навык оздоровления через некоторое время закрепляется и потом уже не требует помощи специалиста.
Нужно отметить, что тренинги с помощью БОС еще и очень увлекательное занятие. Новейшие игровые возможности компьютерных технологий, основанные на принципе поощрения правильно выполняемых заданий, обеспечивает высокую эмоциональную заинтересованность как у взрослых, так и у детей.
Таким образом, использование технологии биологической обратной связи по компьютерным программам в педагогической практике является современным высокоэффективным способом развития ребенка как физически, так и умственно.
Список литературы
1. Габдрахимова Э.Ф. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в РФ / Э.Ф. Габдрахимова// Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: www.scienceforum.ru/2016/1933/23471 (дата обращения: 16.10.2020).
2. Ивановский Ю.В., Сметанкин А.А. Принципы использования метода биологической обратной связи в системе медицинской реабилитации // Биол. обратная связь. - 2000. - № 3. - С. 2-9.
3. Лютин Д. В. Тренинг самоконтроля и саморегуляции с использованием метода биологической обратной связи (БОС) для детей и подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.-СПб.:ЗАО «Биосвязь», 2008.
4. Общие вопросы применения метода БОС. Сборник статей - СПб., 2007
5. Провоторова Ю. А. Технология БОС в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями/Ю.А. ПровотороваURL:https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2012/11/21/tekhnologiya-bos-v-korrektsionnoy-rabote-s-detmi-s-osobymi(дата обращения: 16.10.2020).).