![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Оказание своевременной психолого-педагогической помощи | Консультативно-методическая поддержка родителей в организации воспитания и обучения ребенка | Социальная адаптация детей | Формирование предпосылок учебной деятельности |
В группах кратковременного пребывания занятия проводятся индивидуально или небольшими группами (по 2 - 3 человека) в присутствии родителей в удобное для них время. Общая продолжительность занятий ограничена пятью часами в неделю.
Тип образовательных учреждений, где организуется воспитание и обучение детей со специальными потребностями, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи называются центрами.
Виды центров для детей дошкольного возраста
Центры |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Основными направлениями деятельности таких учреждений по отношению к детям дошкольного возраста являются:
Ÿдиагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении детей;
Ÿобразование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и психического здоровья;
Ÿорганизация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;
Ÿпсихокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;
Ÿпроведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.
Дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах создаются для детей 5-6 летнего возраста.
|
Образовательные программы в них рассчитаны на 1—2 года, в течение которых у ребенка формируют предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде.
Контингент таких отделений (групп) составляют преимущественно дети, у которых поздно выявлено отклонение в развитии, или дети, не имевшие ранее возможности посещать специализированное образовательное учреждение.
Коррекционные учреждения начального и профессионального образования
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
3. В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития
Таблица
Специальная (коррекционная) школа | Характеристика |
Специальное образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей) | Цель: формирование и развитие словесной устной и письменной речи, обращения, умения воспринимать и понимать речь окружающих на слухозрительной основе. В составе школы организуются классы для глухих детей со сложной структурой дефекта (умственной отсталостью, трудностями в обучении, слабовидящих и др.). Количество детей в классе не более 6 человек, в классе для детей со сложной структурой дефекта до 5 человек. |
Специальная школа II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей) | Цель: развитие слухового и слухо- зрительного восприятия, формирование и коррекция произносительной стороны речи. В школе имеется два отделения: Ÿ первое - для детей с легким недоразвитием речи, связанным с нарушением слуха; Ÿ второе - для детей с глубоким недоразвитием речи, причиной которого является нарушение слуха Наполняемость класса в первом отделении до 10 человек, во втором до 8 человек. |
Специальное образовательное учреждение III вида (школа-интернат для незрячих детей) | Общий срок обучения 12 лет, за который ученики получают среднее общее образование. Наполняемость класса может быть до 8 человек. |
Специальное образовательное учреждение IV вида (школа-интернат для слабовидящих и поздноослепших). | Общий срок обучения 12 лет, за который ученики получают среднее общее образование. Наполняемость класса может быть до 12 человек. |
Специальная школа V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи) | Обучаясь в школе данного вида ребенок получает основное общее образование. В школе имеется два отделения: Ÿ первое - предназначено для детей с общим недоразвитием речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а так же дети, имеющие общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием Ÿ во втором - учатся дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи. В процессе обучения и воспитания на всех уроках и во внеклассное время ребенку оказывается специальная логопедическая и педагогическая помощь. |
Специальная школа VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата). | Образование осуществляется в единстве с комплексной коррекционной работой, охватывающей двигательную сферу ребенка, его речь и познавательную деятельность целом. Количество детей в классе не более 10 человек. В школе установлен специальный двигательный режим. |
Специальная школа VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении - задержкой психического развития). | Специальную педагогическую помощь дети получают на индивидуальных и групповых коррекционных и логопедических занятиях. Количество детей в классе не более 12 человек. |
Специальная школа VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью). | Обучение в этой школе не является цензовым, имея качественно иное содержание. Основное внимание уделяется социальной адаптации и профессионально-трудовой подготовке при освоении учениками доступного им объема содержания образования по общеобразовательным предметам. Обучение в школе завершается экзаменом по трудовому обучению. В школах данного вида могут создаваться и функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью. Число детей в таком классе не должно превышать 5-6 человек. В такие классы могут быть направлены дети в возрасте до 12 лет, пребывание их в системе школьного обучения до 18 лет. Отчисление из школы происходит в соответствии с Рекомендациями ПМПК и по согласованию с родителями. В такие классы не принимаются дети с психопатоподобным поведением, эпилепсией и другими психическими заболеваниями, требующими активного лечения. Эти дети могут посещать консультативные группы вместе с родителями. Процесс обучения осуществляется в режим прохождения каждым воспитанником индивидуального образовательного маршрута, определяемого специалистами в соответствии с психофизическими возможностями того или иного ребенка. |
|
|
В случае если ребенок не в состоянии посещать специальное (коррекционное) образовательное учреждение, организуется его обучение в домашних условиях.
Право на обучение в домашних условиях получают дети, заболевания или отклонения в развитии у которых соответствуют указанным в установленном Министерством здравоохранения РФ специальном перечне. Основанием для организации надомного обучения является медицинское заключение лечебно-профилактического учреждения.
Для обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков со сложными, с тяжелыми нарушениями в развитии, с сопутствующими заболеваниями, а также для оказания им комплексной помощи создаются реабилитационные центры различных профилей.
Профили центров для детей подросткового возраста (Рис.)
Центры |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Рис.
Задачами таких центров являются:
1. Оказание коррекционно-педагогической, психологической и профориентационной помощи;
2. Формирование навыков самообслуживания и общения, социального взаимодействия, трудовых навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями;
3. Оказание консультативно-диагностической, методической помощи, правовой поддержки близким лиц с особыми образовательными потребностями;
4. Оказание социальной и психологической помощи бывшим воспитанникам образовательных учреждений для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей;
5. Оказание помощи образовательным учреждениям массового назначения, если там обучаются и воспитываются дети с особыми образовательными потребностями: проведение коррекционно-педагогической работы и консультирование.
В современных условиях интенсивного развития системы специальной психолого-педагогической помощи идет поиск моделей специальных образовательных учреждений, наиболее отвечающих современным социокультурным и экономическим условиям жизни страны и особым образовательным потребностям обучающихся, и моделей, которые могли бы эффективно функционировать в отдаленных от центра регионах страны, в условиях дефицита кадров специальных педагогов и психологов, удовлетворяя все существующие образовательные и реабилитационные потребности детей и подростков с отклонениями в развитии.
В нашей стране существуют также различные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (Рис.)