Задачи групп кратковременного пребывания




               
       


Оказание своевременной психолого-педагогической помощи Консультативно-методическая поддержка родителей в организации воспитания и обучения ребенка Социальная адаптация детей Формирование предпосылок учебной деятельности

В группах кратковременного пребывания занятия проводятся индивидуально или небольшими группами (по 2 - 3 человека) в присутствии родителей в удобное для них время. Общая продолжительность занятий ограничена пятью часами в неделю.

Тип образовательных учреждений, где организуется воспитание и обучение детей со специальными потребностями, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи называются центрами.

 

Виды центров для детей дошкольного возраста

Центры

диагностики и консультирования
психолого-медико-социального сопровождения
психолого-педагогической реабилитации и коррекции
лечебной педагогики и дифференцированного обучения

Основными направлениями деятельности таких учреждений по отношению к детям дошкольного возраста являются:

Ÿдиагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении детей;

Ÿобразование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и психического здоровья;

Ÿорганизация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;

Ÿпсихокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;

Ÿпроведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.

Дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах создаются для детей 5-6 летнего возраста.

Образовательные программы в них рассчитаны на 1—2 года, в течение которых у ребенка формируют предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде.

Контингент таких отделений (групп) составляют преимущественно дети, у которых поздно выявлено отклонение в развитии, или дети, не имевшие ранее возможности посещать специализированное образовательное учреждение.

 

Коррекционные учреждения начального и профессионального образования

 

Коррекционные учреждения начального и профессионального образования

 

Специальные (коррекционные) школы

 

Реабилитационные центры

 

Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа

 

 

3. В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития

 

Таблица

Специальная (коррекционная) школа Характеристика
Специальное образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей) Цель: формирование и развитие словесной устной и письменной речи, обращения, умения воспринимать и понимать речь окружающих на слухозрительной основе. В составе школы организуются классы для глухих детей со сложной структурой дефекта (умственной отсталостью, трудностями в обучении, слабовидящих и др.). Количество детей в классе не более 6 человек, в классе для детей со сложной структурой дефекта до 5 человек.
Специальная школа II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей) Цель: развитие слухового и слухо- зрительного восприятия, формирование и коррекция произносительной стороны речи. В школе имеется два отделения: Ÿ первое - для детей с легким недоразвитием речи, связанным с нарушением слуха; Ÿ второе - для детей с глубоким недоразвитием речи, причиной которого является нарушение слуха Наполняемость класса в первом отделении до 10 человек, во втором до 8 человек.
Специальное образовательное учреждение III вида (школа-интернат для незрячих детей) Общий срок обучения 12 лет, за который ученики получают среднее общее образование. Наполняемость класса может быть до 8 человек.
Специальное образовательное учреждение IV вида (школа-интернат для слабовидящих и поздноослепших). Общий срок обучения 12 лет, за который ученики получают среднее общее образование. Наполняемость класса может быть до 12 человек.
Специальная школа V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи) Обучаясь в школе данного вида ребенок получает основное общее образование. В школе имеется два отделения: Ÿ первое - предназначено для детей с общим недоразвитием речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а так же дети, имеющие общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием Ÿ во втором - учатся дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи. В процессе обучения и воспитания на всех уроках и во внеклассное время ребенку оказывается специальная логопедическая и педагогическая помощь.
Специальная школа VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата). Образование осуществляется в единстве с комплексной коррекционной работой, охватывающей двигательную сферу ребенка, его речь и познавательную деятельность целом. Количество детей в классе не более 10 человек. В школе установлен специальный двигательный режим.
Специальная школа VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении - задержкой психического развития). Специальную педагогическую помощь дети получают на индивидуальных и групповых коррекционных и логопедических занятиях. Количество детей в классе не более 12 человек.
Специальная школа VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью). Обучение в этой школе не является цензовым, имея качественно иное содержание. Основное внимание уделяется социальной адаптации и профессионально-трудовой подготовке при освоении учениками доступного им объема содержания образования по общеобразовательным предметам. Обучение в школе завершается экзаменом по трудовому обучению. В школах данного вида могут создаваться и функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью. Число детей в таком классе не должно превышать 5-6 человек. В такие классы могут быть направлены дети в возрасте до 12 лет, пребывание их в системе школьного обучения до 18 лет. Отчисление из школы происходит в соответствии с Рекомендациями ПМПК и по согласованию с родителями. В такие классы не принимаются дети с психопатоподобным поведением, эпилепсией и другими психическими заболеваниями, требующими активного лечения. Эти дети могут посещать консультативные группы вместе с родителями. Процесс обучения осуществляется в режим прохождения каждым воспитанником индивидуального образовательного маршрута, определяемого специалистами в соответствии с психофизическими возможностями того или иного ребенка.  

 

В случае если ребенок не в состоянии посещать специальное (коррекционное) образовательное учреждение, организуется его обучение в домашних условиях.

Право на обучение в домашних условиях получают дети, заболевания или отклонения в развитии у которых соответствуют указанным в установленном Министерством здравоохранения РФ специальном перечне. Основанием для организации надомного обучения является медицинское заключение лечебно-профилактического учреждения.

Для обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков со сложными, с тяжелыми нарушениями в развитии, с сопутствующими заболеваниями, а также для оказания им комплексной помощи создаются реабилитационные центры различных профилей.

 

Профили центров для детей подросткового возраста (Рис.)

 

Центры

Психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции

 

Социально-трудовой адаптации и профориентации

 

Психолого-педагогической и социальной помощи

 

Социальной помощи семье и детям

 

Для подростков оставшимся без попечения родителей

Рис.

Задачами таких центров являются:

1. Оказание коррекционно-педагогической, психологической и профориентационной помощи;

2. Формирование навыков самообслуживания и общения, социального взаимодействия, трудовых навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями;

3. Оказание консультативно-диагностической, методической помощи, правовой поддержки близким лиц с особыми образовательными потребностями;

4. Оказание социальной и психологической помощи бывшим воспитанникам образовательных учреждений для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей;

5. Оказание помощи образовательным учреждениям массового назначения, если там обучаются и воспитываются дети с особыми образовательными потребностями: проведение коррекционно-педагогической работы и консультирование.

В современных условиях интенсивного развития системы специальной психолого-педагогической помощи идет поиск моделей специальных образовательных учреждений, наиболее отвечающих современным социокультурным и экономическим условиям жизни страны и особым образовательным потребностям обучающихся, и моделей, которые могли бы эффективно функционировать в отдаленных от центра регионах страны, в условиях дефицита кадров специальных педагогов и психологов, удовлетворяя все существующие образовательные и реабилитационные потребности детей и подростков с отклонениями в развитии.

В нашей стране существуют также различные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (Рис.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: