Основное содержание темы
1. Медико-социально-педагогический патронаж.
2. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями.
3. Школьная система специального образования.
4. Система профессионального образования.
Процесс становления государственной системы специального образования в нашей стране начался в 20—30-х гг. К началу 70-х гг. была выстроена достаточно широкая, дифференцированная сетьучреждений специального назначения, образующая следующие ступени специального образования.
Система специального образования
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
1. Медико-социально-педагогический патронаж (МСП - патронаж) - это особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности.
Патронаж представляет собой единство диагностики, информационного поиска и помощи в выборе образовательного маршрута, проектирования индивидуальных реабилитационных программ, первичной помощи в реализации планов.
Комплексный медико-социально-педагогический патронаж осуществляется психолого-педагогическими медико-социальными учреждениями и службами, создаваемыми как в структуре государственной системы образования и социальной защиты, так и вне их с привлечением возможностей учреждений негосударственного сектора: общественных объединений, ассоциаций, благотворительных фондов.
Базовой основой МСП - патронажа являются психолого-медико-педагогические комиссии (консультации), психолого-медико-социальные центры, диагностические и реабилитационные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения.
Направления деятельности МСП – патронажа
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Специалистами службы ранней помощи осуществляется стимуляция развития ребенка в ходе специальных занятий в условиях семьи, отслеживание динамики развития, целенаправленное обучение родителей способам специфического взаимодействия с ребенком в повседневной жизни семьи.
2. В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики отклонений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится система специального дошкольного образования и в настоящее время.
Таким образом были заложены следующие организационные принципы построения специального дошкольного образования
Принцип | Характеристика |
Комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения в развитии. | В соответствии с ним создаются дошкольные учреждения и группы для детей: с нарушениями слуха; с нарушениями зрения; с нарушениями речи; с нарушениями интеллекта; с нарушениями опорно-двигательного аппарата. |
Меньшая по сравнению с массовыми детскими садами наполняемость групп. | Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений и возраста (две возрастные группы: до 3 лет и старше 3 лет) и составляет соответственно для детей: Ÿ с тяжелыми нарушениями речи - до 6 и 10 чел; Ÿ с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет - до 12 человек; Ÿ глухих - до шести человек для обеих возрастных групп; Ÿ слабослышащих - до 6 и 8 человек Ÿ слепых - до 6 человек для обеих возрастных групп; Ÿ с нарушением опорно-двигательного аппарата - до 6 и 8 человек; Ÿ с нарушениями интеллекта - до 6 и 10 человек; Ÿ с глубокой умственной отсталостью только в возрасте старше 3 лет - до 8 человек; Ÿ со сложными дефектами - до 5 человек для обеих возрастных групп. |
Введение в штат специальных дошкольных учреждений специалистов-дефектологов. | Олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды, дополнительные медицинские работники |
Осуществление образовательного процесса по специальным комплексным программам обучения и воспитания. | Комплексные программы обучения и воспитания разрабатываются для каждой категории детей дошкольного возраста с отклонениями развитии и утверждаются Министерством образования РФ. |
Перераспределение видов занятий между воспитателем и дефектологами. | В специальных дошкольных учреждениях занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, конструированию, по развитию игровой деятельности проводятся учителями-дефектологами. |
Организация специальных видов занятий. | Развитие слухового восприятия, коррекция звукопроизношения, развитие зрительного восприятия, лечебная физкультура. |
Бесплатность. | Данное право регламентируется письмом Министерства просвещения СССР от 04.06.74 № 58 – М «О содержании за государственный счет детей с дефектами физического или психического развития». |
Система дошкольного образования
Коррекционные учреждения дошкольного образования |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Данные учреждения обеспечивают воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения ПМПК.
Основная цель дошкольного коррекционного воспитания – создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его личностных качеств.
Коррекционная работа, направлена на преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии.
Важной задачей специального дошкольного воспитания является подготовка их к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать дошкольные учреждения в обычном режиме, в ДОУ организуются группы кратковременного пребывания.