Лекция 2. Система обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.




 

Основное содержание темы

1. Медико-социально-педагогический патронаж.

2. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями.

3. Школьная система специального образования.

4. Система профессионального образования.

 

Процесс становления государственной системы специального образования в нашей стране начался в 20—30-х гг. К началу 70-х гг. была выстроена достаточно широкая, дифференцированная сетьучреждений специального назначения, образующая следующие ступени специального образования.

 

Система специального образования

Основные ступени (компоненты) специального образования
Медико-социально-педагогический патронаж
Коррекционные учреждения дошкольного образования
Коррекционные образовательные учреждения
Коррекционные учреждения начального и профессионального образования

1. Медико-социально-педагогический патронаж (МСП - патронаж) - это особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности.

Патронаж представляет собой единство диагностики, информационного поиска и помощи в выборе образовательного маршрута, проектирования индивидуальных реабилитационных программ, первичной помощи в реализации планов.

Комплексный медико-социально-педагогический патронаж осуществляется психолого-педагогическими медико-социальными учреждениями и службами, создаваемыми как в структуре государственной системы образования и социальной защиты, так и вне их с привлечением возможностей учреждений негосударственного сектора: общественных объединений, ассоциаций, благотворительных фондов.

Базовой основой МСП - патронажа являются психолого-медико-педагогические комиссии (консультации), психолого-медико-социальные центры, диагностические и реабилитационные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения.

 

Направления деятельности МСП – патронажа

Направления деятельности МСП - патронажа

 

Помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута

Разработка и реализация коррекционно-развивающих программ в работе с детьми

 

Реализация специальных программ для обучения родителей и включения их в коррекционно-педагогический процесс

 

Обеспечение целостного мультидисциплинарного подхода к обучению и социализации ребенка на основе взаимосвязи между отдельными аспектами помощи (медицинским, психологическим, социально-бытовым, педагогическим)

 

Содействие развитию образовательных систем в рамках совместных проектов, направленных на создание вариативных инновационных форм обучения и социализации детей

 

Реализация современных педагогических технологий в сфере учреждения системы специального образования

 

Поддержка общественно-педагогических инициатив, направленных на совершенствование правовых гарантий для свободного развития ребенка в соответствии с его возможностями

 

Привлечение средств массовой информации для освещение инновационных подходов в области специального образования, содействующих повышению статуса человека с ограниченными возможностями в структуре современного общества

 

Специалистами службы ранней помощи осуществляется стимуляция развития ребенка в ходе специальных занятий в условиях семьи, отслеживание динамики развития, целенаправленное обучение родителей способам специфического взаимодействия с ребенком в повседневной жизни семьи.

 

2. В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики отклонений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится система специального дошкольного образования и в настоящее время.

Таким образом были заложены следующие организационные принципы построения специального дошкольного образования

Принцип Характеристика
Комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения в развитии. В соответствии с ним создаются дошкольные учреждения и группы для детей: с нарушениями слуха; с нарушениями зрения; с нарушениями речи; с нарушениями интеллекта; с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Меньшая по сравнению с массовыми детскими садами наполняемость групп. Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений и возраста (две возрастные группы: до 3 лет и старше 3 лет) и составляет соответственно для детей: Ÿ с тяжелыми нарушениями речи - до 6 и 10 чел; Ÿ с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет - до 12 человек; Ÿ глухих - до шести человек для обеих возрастных групп; Ÿ слабослышащих - до 6 и 8 человек Ÿ слепых - до 6 человек для обеих возрастных групп; Ÿ с нарушением опорно-двигательного аппарата - до 6 и 8 человек; Ÿ с нарушениями интеллекта - до 6 и 10 человек; Ÿ с глубокой умственной отсталостью только в возрасте старше 3 лет - до 8 человек; Ÿ со сложными дефектами - до 5 человек для обеих возрастных групп.  
Введение в штат специальных дошкольных учреждений специалистов-дефектологов. Олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды, дополнительные медицинские работники
Осуществление образовательного процесса по специальным комплексным программам обучения и воспитания.   Комплексные программы обучения и воспитания разрабатываются для каждой категории детей дошкольного возраста с отклонениями развитии и утверждаются Министерством образования РФ.
Перераспределение видов занятий между воспитателем и дефектологами.   В специальных дошкольных учреждениях занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, конструированию, по развитию игровой деятельности проводятся учителями-дефектологами.
Организация специальных видов занятий. Развитие слухового восприятия, коррекция звукопроизношения, развитие зрительного восприятия, лечебная физкультура.
Бесплатность. Данное право регламентируется письмом Министерства просвещения СССР от 04.06.74 № 58 – М «О содержании за государственный счет детей с дефектами физического или психического развития».

 

Система дошкольного образования

Коррекционные учреждения дошкольного образования

Специализированные дошкольные детские дома

 

Ясли-сады

 

Детские сады компенсирующего вида

 

Компенсирующие группы детских садов комбинированного вида

 

Группы кратковременного пребывания

 

Центры

 

Дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и школах - интернатах

 

Данные учреждения обеспечивают воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения ПМПК.

Основная цель дошкольного коррекционного воспитания – создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его личностных качеств.

Коррекционная работа, направлена на преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии.

Важной задачей специального дошкольного воспитания является подготовка их к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать дошкольные учреждения в обычном режиме, в ДОУ организуются группы кратковременного пребывания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: