Опыт внедрения общей врачебной (семейной) практики в систему амбулаторно-поликлинической службы России.




 

• Комитетом здравоохранения Воронежской области в 1992 г. была разработана программа поэтапного перехода к медицинскому обслуживанию населения по семейному принципу. Сравнительный анализ работы участковых и семейных врачей показал, что число пациентов, закончивших лечение у семейного врача составило 78,7% от числа обратившихся, а число больных, отправленных на лечение к "узким" специалистам - 21,3%.

У участковых терапевтов эти показатели равнялись 35,4% и 64,6% соответственно.

При этом прямые медицинские затраты в расчете на одного жителя составили 213,8 рубля у семейных врачей и 347,4 рубля у участковых терапевтов.

Делается заключение: система амбулаторно-поликлинической службы основанная на принципах семейной медицины, позволяет при одинаковом уровне финансирования повысить качество медицинской помощи.

• Анализ деятельности врачей общей практики в Тульской области показал, что перечень диагнозов у врачей общей практики заметно расширился по сравнению с участковыми терапевтами: число пациентов, отправленных на консультацию к "узким" специалистам, составило 19,1% от общего количества обратившихся к ВОП за год, а направленных на госпитализацию - 7,1%.

Делают заключение, что после соответствующей подготовки врачу общей практики может быть передано 46,6% посещений от невропатолога, 41,0% от оториноларинголога, 36,4% от офтальмолога, 22,7% от хирурга.

• В Чувашской республике внедряется групповая врачебная практика в форме микро поликлиник, объединяющих 4-5 врачебных участков. Расположенные в центре микрорайонов, они приблизили медицинскую помощь к населению что уменьшило на 10-15% количество вызовов скорой помощи, на 10% количество первичных вызовов на дом. Врачи стали уделять больше внимания профилактике заболеваний - число активных посещений увеличилось на 9%, а охват вакцинацией - на 9,5-10%, по сравнению с обычными поликлиниками. Удельный вес законченных случаев амбулаторного обслуживания на уровне микро поликлиники составил 40% по отношению ко всем терапевтическим обращениям.

• В Санкт-Петербурге наметились два пути организации общей врачебной практики: создание коммерческих врачебных офисов и организация врачебных практик при поддержке районных служб здравоохранения и страховых мед. компаний, как правило, на базе поликлиник или больниц.

Опыт совместной работы Санкт-петербургской мед. академии последипломного образования и Комитета здравоохранения Ленинградской области по реформе первичного звена мед. помощи способствовал созданию более 20 отделений общей практики в сельской местности и 5 отделений в городе Гатчина. В городе - отделения создаются на базе сельских амбулаторий, где врач общей практики в основном работает один (реже - с двумя-тремя коллегами).

Результат внедрения ВОП: сокращение на 25-40% числа вызовов скорой и неотложной помощи жителем территорий, которые обслуживают врачи общей практики. Это позволило сократить 3 выездные бригады на станции скорой помощи и 12,75 должности "узких" специалистов.

Врачи общей практики оказывают общий объем необходимой помощи до 80% обратившихся с заболеваниями неврологического профиля, 60% - с заболеваниями ЛОР -органов, 40% - больных акушерско-гинекологического и офтальмологического профиля, до 30% - с хирургическими заболеваниями и 20% - дерматовенерологического профиля.

• В Самарской области разработана программа "Внедрения принципа работы врача общей практики (семейного врача) в деятельность первичного звена мед. помощи", которая предусматривает функционирование двух вариантов врачебных практик. При первом варианте офисы врачей располагаются в отдельно стоящих зданиях, удаленных на расстояние более 3 км от поликлиники; при втором - расположены в поликлинике и оказывают мед. помощь населению, проживающему рядом с ней.

Из перечисленных примеров видно, что возможны 2 модели формирования врачебной практики:

1) затратный, связанный с организацией соответствующим образом оснащенного врачебного офиса;

2) экономичный, при котором используется потенциал уже функционирующих ЛПУ.

• Некоторые авторы рассматривают создание сети врачебных практик в тесной увязке с поэтапным преобразованием поликлиник:

1) на 1-м этапе врачебные практики, работая как структурные подразделения поликлиник, дают возможность врачам постепенно получить некоторую автономность от администрации в формировании и распределении доходов.

2) на 2-м этапе врачебные практике учреждаются в качестве самостоятельно хозяйствующих субъектов с образованием или без образования юридического лица с передачей им части имущества поликлиник на правах оперативного управления.

3) на 3-м этапе практики становятся полностью самостоятельными, арендуя или выкупая или выкупая долю государственной или муниципальной собственности на основе кредитов или других финансовых механизмов.

• В ходе реформы появились и такие структуры, которые лишь по названию являются учреждениями общей врачебной практики, а по сути ничего общего с ними не имеют. Преобладают так называемые акушерско-педиатрическо-терапевтические комплексы, являющиеся вариантом бригадной организации труда нескольких врачей специалистов.

По мнению некоторых ученых, "половинчатое" реформирование заложено уже в самом приказе №237 МЗ РФ трактующем понятие "врач общей практики" как переходную степень между участковым и семейным врачом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: