Занятие из раздела «Тайна моего «Я» по теме: «Кто такой «Я»




Использование коммуникативных игр

В работе с детьми дошкольного возраста

И.А. Деньщикова

воспитатель

ГБДОУ

детский сад № 39

компенсирующего вида

Санкт-Петербурга

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М.И.Лисицина). Понятие общения тесно связано с понятием коммуникации. Каждый человек обладает определенными коммуникативными способностями, то есть такими индивидуально – психологическими особенностями личности, которые обеспечивают эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.

С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. За период дошкольного детства ребенок проходит ряд этапов социализации, меняются формы общения ребенка со взрослыми, изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения; и при создании благоприятного социума, формируется один из компонентов психологической готовности к школе – коммуникативный. Сформированная в дошкольные годы коммуникативная компетентность является одной из характеристик личности ребенка. Она проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств. Коммуникативная компетентность помогает ребенку эффективно общаться с другими людьми: уметь входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его личностные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить свое поведение.

В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения между детьми – дружеские и конфликтные, есть дети, испытывающие трудности в общении. Выделяют следующие проблемные формы межличностных отношений между дошкольниками:

- агрессивность, проявляющаяся в драчливости, крикливости, грубости, эмоциональной напряженности ребенка;

- обидчивость, выражающаяся в болезненном переживании ребенком отвержения или игнорирования со стороны сверстников;

- застенчивость, которая находит выражение в неуверенности, робости тревожном состоянии, напряжении, страхе перед партнерами по общению;

- демонстративность, являющаяся устойчивой особенностью личности.

Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка возможно за счет своевременного выявления и учета особенностей его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, характерных форм поведения ребенка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

Коммуникативное развитие должно осуществляться во всех сферах деятельности детей: игровой, трудовой, познавательной, художественной и т.д. Игра – педагогическая азбука общения, наиболее эффективная методика обучения и развития коммуникативных навыков у детей.

Коммуникативные игры направлены на преодоление барьеров в общении, формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать партнерам по общению, развитие понимания себя и других. Они развивают у детей умения конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми; способствуют приобретению знаний норм и правил поведения; создают условия для снятия психического напряжения;дают ребенку возможность для самовыражения вербальными и невербальными средствами коммуникации, проявления инициативы в общении, стремлении к самостоятельным действиям и проявлению своих творческих возможностей.

Коммуникативные игры – это богатый материал для речевого развития ребенка. Знакомство с разнообразными играми не только расширяет кругозор, но и развивает, обогащает и активизирует словарь ребенка. Игры помогают ребенку освоить выразительные средства речи и применять их при игровом общении; способствуют формированию навыков художественного общения; развивается фразовая речь, понимание ребенком словесных инструкций. Разучивание стихотворений, сопровождающихся движениями, хорошо развивает память детей и просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонацию).

При организации коммуникативных игр педагог должен принимать личное участие в разучивании игры, проявлять заинтересованность, желание играть вместе с детьми; быть способным к импровизации в зависимости от обстоятельств, уметь провести игру с изменениями, в разных вариантах; уметь идти в работе от потребностей ребенка и индивидуальных особенностей каждого воспитанника.

При проведении игр необходимо стремиться дать как можно больше положительных эмоций от общения со сверстниками каждому ребенку; доброжелательно относиться к самим детям, не принуждать к игре, давать положительную оценку действиям детей в игре, уважать их выбор, поощрять инициативы детей, проявление творчества и самовыражения.

Коммуникативные игры направлены на воспитание положительных черт личности ребенка – доброты, отзывчивости, доброжелательности, заботливого отношения к окружающим, активности, смелости и уверенности в себе; выработку навыков преодоления отрицательных черт характера; учат выходить из конфликтных ситуаций и находить компромиссное решение.

Коммуникативные игры можно включать в режимные процессы, во время игровой деятельности в группе или на прогулке, использовать в организации досуговой деятельности, на занятиях по познавательному развитию.

В основу работы с детьми может быть положена программа «Азбука общения (Основы коммуникации)». Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет) авторов Л.М.Щипициной, О.В.Защиринской, А.П.Вороновой, Т.А.Ниловой.

Разделы программыохватывают разные сферы жизни ребенка, его личности:

1. Языки общения (навыки общения с внешним миром).

2. Тайна моего «Я» (умение видеть и понимать себя).

3. Как мы видим друг друга (умение видеть и понимать сверстников).

4. Этот странный взрослый мир (общение со взрослыми).

5. Фантазия характеров (оценка человеческих поступков и отношений).

6. Умение владеть собой.

7. Культура общения (этикет, или как себя вести).

8. Мальчик и девочка (взаимоотношения разных полов).

В практической части программы представлены разнообразные упражнения, этюды, беседы и игры-занятия, а также различные виды коммуникативных игр: подвижные, хороводные, речевые, сюжетно-ролевые игры, игры-имитации, игры – драматизации и творческие игры. Все эти коммуникативные игры, игры других авторов, народные игры, могут стать основными методами обучения детей.

Занятия с детьми могут иметь, например, такую структуру:

- Ритуал приветствия

- Разминка – воздействие на эмоциональный фон детей, их активность, подведение к основной части (игры с правилами, психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия).

- Основная часть – игры и упражнения, направленные на решение задач данного занятия (игры - драматизации, этюды, беседы, обсуждение по кругу, чтение художественной литературы, рассматривание фотографий, тематическое рисование)

- Рефлексия занятия – оценка занятия (беседа по содержанию занятия, рассматривание рисунков)

- Ритуал прощания

 

Занятие из раздела «Тайна моего «Я» по теме: «Кто такой «Я»

(для старших дошкольников)

Цель: учить детей видеть и понимать себя, особенности своего характера, формировать позитивное к себе отношение.

Задачи:

Образовательные:

- учить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста;

- помочь детям понять собственную индивидуальность в окружающем мире, свой внутренний мир;

- формировать умения детей анализировать свои личностные качества, ранжировать их по значимости;

Развивающие:

- расширять словарный запас детей, учить давать словесную характеристику своим ощущениям и чувствам;

- активизировать внимание, память, логическое мышление, развивать творческое воображение;

- развивать общую и мелкую моторику;

Воспитательные:

- воспитывать дружеские чувства по отношению к товарищам, закрепление навыка доброжелательно общаться во время игры;

- получение положительных эмоций от совместного выполнения игровых действий;

Оборудование: картинки с изображением детей разного возраста, роста, особенностей их внешности; красиво оформленное зеркало; материалы для рисования.

Ход занятия:

1. Приветствие. Дети здороваются, приветственно машут сначала одной рукой, потом другой, улыбаются друг другу.

2. Воспитатель предлагает детям проверить, хорошо ли они знают себя и своих сверстников. Проводится игра «Угадай, кто это?»:

Дети сидят на стульчиках в кружок. Воспитатель начинает игру первым. Не называя имени ребенка, он описывает его внешний вид: какого цвета глаза, какое лицо, прическа, элементы одежды, какой у него характер и т.д. Кто из детей первым угадает, о ком шла речь, подходит к этому ребенку: они жмут друг другу руки или обнимаются. Отгаданный ребенок описывает следующего. Игра повторяется несколько раз.

3. Беседа «Мой портрет»

Воспитатель обсуждает с детьми то, как быстро в игре они узнавали ребенка, потому что все дети разные, не похожи друг на друга внешне, разное поведение, разные характеры.

- Чем ты похож или не похож на других детей? Что в тебе есть особенного (внешность, разное поведение, разные характеры)?

Воспитатель с детьми рассматривает картинки с изображением детей разного возраста в различных игровых ситуациях, обсуждает с детьми:

- Какими вы себя считаете – большими или маленькими по возрасту, по росту?

- Зависит ли от роста, какой он человек: хороший или плохой?

- Какие вы сейчас и какими вы хотитестать когда подрастете и будете взрослыми?

- Есть ли у вас любимые игры и занятия?

- Чему вы уже научились, что умеете делать?

4. Для того, чтобы каждый ребенок мог рассказать о своих умениях, воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Менялки»:

Дети встают в круг. Воспитатель говорит: «Поменяйтесь местами те, кто… (умеет плавать, кататься на велосипеде, прыгать на одной ноге; любит мороженое, животных, играть в бубен; не любит плакать и т.д.). Кто из детей согласен с этим высказыванием, должны поменяться местами друг с другом.

5. Рисование «Вот какой я!»

Воспитатель предлагает детям нарисовать свой портрет.Поможет в этом «волшебное» зеркало, в котором каждый увидит только красивого, умного, хорошего ребенка. Нужно хорошо рассмотреть себя в зеркале, похвалить, назвав свои лучшие качества, и приступать к работе, чтобы получился самый красивый рисунок.

6. Завершение занятия. Дети рассматривают рисунки друг друга, обсуждают:

- Кто из детей изображен на рисунке?

- почему так думают, как догадались? В результате воспитатель делает общий вывод: каждый человек имеет свои индивидуальные особенности, черты характера, у всех разные чувства и желания; каждый может хорошо думать и говорить о себе, проявляя чувство собственного достоинства.

7. Прощание. Взрослый прощается с детьми, играя пальцами по ладошке каждого ребенка; благодарит за занятие и игру.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: