(для старших дошкольников)
Цель: расширять диапазон эмоций через понимание и переживание чувства радости.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать учить определять по выражению лица чувство радости и веселое настроение, отличать положительное эмоциональное состояние от других эмоциональных состояний;
- учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их, понимать шутку в различных ситуациях общения;
Развивающие:
- развитие умения передавать эмоции радости через выразительную мимику;
- развивать образную речь, понимание языковых выразительных средств;
- упражнять детей в осознанном использовании средств интонационной выразительности;
- развивать творческое воображение, фантазию;
Воспитательные:
- получение положительных эмоций от совместного выполнения игровых действий;
- развивать умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры;
Оборудование: картинки с изображением лиц, выражающих различные эмоциональные состояния, тексты стихотворений, иллюстрации из книжки-игрушки «Большая путаница» (рис. Ю.Гуковой), детали костюма клоуна, фонограмма песни «Улыбка» В.Шаинского.
Ход занятия:
1. Приветствие. Дети приветствуют педагога и друг друга, касаясь хлопком ладоней правой и левой руки.
2. Воспитатель разыгрывает ситуацию: к ребятам приходит клоун, ему интересно узнать, умеют ли они смеяться, радоваться, веселиться.
Этюд «Делай, как я» (звучит музыка песни «Улыбка»)
Клоун при помощи мимики и жестов старается развеселить ребят. Дети повторяют за клоуном движения: изображают смешное лицо обезьянки; «шевелят ушами»; указательным пальцем нажимают на кончик носа («звоночек»); показывают нос, как у Бабы Яги; одной рукой гладят себя по голове, другой – по животу и пр.
Клоун отмечает, что ребята умеют веселиться и это ему очень приятно. Он спрашивает у детей: обращали ли они внимание, какие у них лица, когда они смеются? Клоун предлагает детям отгадать, какое настроение на портретах его друзей (обсуждение эмоционального состояния сказочных героев:Буратино, Пьеро, Бармалей и др.).
3. Клоун спрашивает у ребят:
- Когда и над чем смеются дети? Что нас может развеселить?
Предлагает послушать юмористические стихи.
· И.Пивоварова «Кулинаки – пулинаки» (варианты:Г.Сапгир «Небылицы в лицах», ФрантишекГалас «Мир наоборот»)
Вопросы к детям:
- Что вас рассмешило в этой истории? Можно ли это стихотворение назвать «Путаница»? Назовите небылицы из этого стихотворения.
· Э.Успенский «Разгром»
Дети обсуждают веселую историю:
- Бывали у вас такие ситуации, случалось ли такое с вами? Как вы ведете себя дома; как вы играете с друзьями, когда они приходят к вам в гости?
· А.Усачев «Эх!» (О.Григорьев «Букет»)
Вопросы к детям:
- Что показалось смешным в этой истории? Бывает ли так на самом деле? Объясните поведение героев стихотворения.
- Какое у вас было настроение, когда вы слушали стихи?
4. Клоун говорит детям о том, что нам становится весело, поднимается настроение и тогда, когда мы смотрим мультфильмы или интересные картинки. Клоун принес книжку с рисунками забавных зверюшек и предлагает детям самим составить необычные изображения и придумать животным смешные названия.
Вариант: совместное составление объемныхфигур фантастических животных, из деталей игры «Притворщик» (ковролин, липучки).
5. Клоун сообщает, что увидел, как ребята могут веселиться и из них могут получиться хорошие клоуны. Для тренировки, он предлагает поиграть в игру «Смешилки».
Ход игры: при помощи считалки выбирается один ребенок-водящий. Если это девочка, она будет играть роль царевны Несмеяны, если мальчик – роль принца Грустина. Другие дети должны рассмешить этого ребенка. Водящий изо всех сил старается не рассмеяться и не улыбаться. Запрещено дотрагиваться до водящего руками. Если ребенок не смог рассмешить водящего, то в игру вступает другой ребенок, если водящий улыбнулся или рассмеялся, то рассмешивший становится новым водящим. Игра продолжается до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней Желательно, чтобы все игроки смогли побыть в роли царевны Несмеяны или принца Грустина. Считалка выбирается по желанию детей с веселым текстом. Например:
«Я скакал, скакал, скакал, себе ногу поломал.
Мама вышла, поругала, и за доктором послала.
Доктор едет на свинье, балалайка на спине,
А гитара – на носу, доктор любит колбасу!»
В конце игры клоун благодарит детей и говорит, что они подарили ему много радости, веселья и улыбок.
6. Для завершения занятия и прощания можно использовать игру «Улыбка» (М.Ю.Картушина):
Выбирается ребенок, который начнет игру первым. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:
Ничего не покупаем,
Ничего не продаем,
Лишь улыбки собираем
И прохожим раздаем!
Водящий поворачивается к ребенку справа от него, прижимает ладони к губам, потом хлопает ладонями по его ладоням и, улыбаясь, обращается к нему:
Рома (Вова, Тоня…), улыбнись!
К Свете (Маше, Алеше…) повернись!
Названный ребенок поворачивается к следующему и передает ему свою улыбку. Игра продолжается, пока улыбка не обойдет весь круг.
Список использованной литературы:
1. Щипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. «Азбука общения (основы коммуникации)». Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). СПб, 1996.
2. Картушина М.Ю. «Коммуникативные игры для дошкольников». Методическое пособие. М. «Скрипторий 2003», 2013.
3. «Все наоборот». Небылицы и нелепицы в стихах. Составитель Г.Кружков. М. «Просвещение» 1992.