ВОЛК, ВОРОН И ГОРНЫЙ БАРАН




ШУМНЫЙ БОГАТЫРЬ

(долганская народная сказка)

Жил когда-то в Срединном царстве в просторном чуме Айданчай-богатырь со своим братом Кунадием. Каждое утро богатырь-Айданчай[i] уходил на охоту. Однажды, когда он ушёл, с неба спустились крылатые девушки и сели на верхушку чума. Посмотрели вниз через дымовое отверстие, увидели хворого Кунадия, лежащего на оленьей шкуре и запели:

- Кунадий[ii], Кунадий,

Куда ушёл с оловянным копьём

Твой брат Айданчай-богатырь?

Кунадий запел в ответ:

- Сестры, сестры,

Туда, где видна заря, куда заходит солнце,

Когда наступают холода,

Туда ушёл брат охотиться на дикого оленя-самца.

А когда восходит солнце и наступает тепло -

Идет охотиться на важенку с оленёнком.

Сестры, сестры,

Давайте-ка лучше я вас поцелую!

- «Ах ты, негодник, ты вздумал насмехаться над нами!» - возмутились девушки. Сняли они свои крылья, вошли в чум и поколотилиКунадия. А потом улетели. Когда Айданчай-богатырь пришёл с охоты, он увидел, что его брат лежит весь побитый, и спросил, кто это сделал. Но Кунадий ничего не рассказал ему.

На следующее утро богатырь опять ушёл на охоту, а брат остался дома. Опять прилетели три девушки и запели:

- Кунадий, Кунадий,

Куда ушёл с оловянным копьём

Твой брат Айданчай-богатырь?

А Кунадий снова им в ответ:

- Сестры, сестры,

Чем спрашивать о моём брате,

Лучше поцелуйте меня.

- «Ты посмотри, опять негодник смеётся над нами!» - закричали де­вушки. Сняли они свои крылья, зашли в чум и снова поколотилиКунадия. А потом улетели.

Пришёл с охоты богатырь, видит - брат, ещё сильнее побитый, лежит и стонет. Молчит, не говорит ничего ему Кунадий, стыдно брату открыться. Подумал Айданчай-богатырь, - что-то тут не так, на­до бы узнать, в чём же дело. Наутро снова стал собираться на охоту бо­гатырь, но никуда не уехал. Вышел из чума, превратился в кору дерева и прилип к шесту чума. Недолго он так висел, видит - летят с неба к ним крылатые девушки. Сели у дымового отверстия чума и запе­ли:

- Кунадий, Кунадий,

Куда ушёл с оловянным копьём

Твой брат Айданчай-богатырь?»

Слышит Айданчай - брат его Кунадий им отвечает:

- Сестры, сестры,

Опять вы про брата спрашиваете,

Лучше поцелуйте меня!

- «Ты посмотри, никак не угомонится! Сейчас ты получишь от нас сполна, негодник!»-сказали девушки. Сняли свои крылья, зашли в чум и опять побили брата.

А тем временем богатырь спрятал крылья одной из девушек. Вышли девушки из чума и стали надевать крылья, а одна из них не может найти свои. Пока девушка искала крылья, богатырь превратился в человека и схватил её за руку. Так она стала его женой. Наследую­щий день Айданчай-богатырь ушёл на охоту, а Кунадий стал требовать от золовки поцеловать его. Разозлилась та и говорит: «Да прилипни ты к самому худому олененку и пусть унесёт он тебя далеко от чума!». Так и случилось, как только доползал Кунадий до чума, снова прилипал к олененку и тот уносил его далеко-далеко.

Шаман, который опекал девушек, узнал, что Кунадий обижает золовку. Разозлившись, превратился он в ястреба и полетел к чуму, где жили братья. Схватил Кунадия и поднял высоко в небо, а потом бросил его о шесты чума. Когда пришёл с охоты Айданчай-богатырь, он увидел израненого брата. Превратился он в гагару и полетел воевать с шаманом. Увидел шаман, что гагара летит, - понял, что это богатырь-Айданчай прилетел мстить за брата. Шаман, стуча в бубен, начал камлать*[iii] и запел:

- Моей воле подчинись,

Смоей силой и ветер не справляется.

Куда тебе против меня сражаться,

Хоть ты и богатырь.

И упала гагара прямо на середину бубна - хоть Айданчай и бога­тырь, но шамана ему не одолеть. Говорит шаман богатырю: «Мы с тобой одной родственной крови, что нам с тобой делить? А брат твой судьбу свою заслужил».

Айданчай-богатырь послушал шамана и согласился с ним. С ми­ром вернулся он домой и зажил с женой счастливо и богато.

 

КУКУШКА

(эвенская сказка)

 

Давным-давно жили рядом соседи. Одни были очень богаты, имели много оленей. Их одежда была теплой, через покрытие юрты не протекала вода. Другие были очень бедными, оленей не имели, покрытие их юрты было дырявым. Бедный сосед работал у богатого пастухом. Следил он за стадом и зимой, и летом, днем, и ночью, а богач и жена его ничего не делали..

Однажды жена бедняка сильно заболела. Просит она мужа:

– Я хочу кушать, хорошо было бы супа поесть. Может, соседи нам чуть-чуть дадут. Сходи, попроси.

Бедняк пошел к соседям и с порога говорит:

– Родичи, жена моя умирает, хочет супа поесть. Не могли бы вы нам дать чуть-чуть.

Жена богача, услышав это, сказала:

– Пусть,, что хочет, то и делает, я ничего не дам. Сами голодные сидим.

Слышал это бедняк или нет, но он вернулся домой. Зайдя в дом, он увидел, что жена его умерла. Похоронив жену, бедняк собрал свои пожитки и ушел в другие места,. Стал он охотиться на диких оленей, сплел себе сети и ловил рыб. Так прошло много лет, бедняк состарился и умер. А богачам пришлось самим пасли оленей. Охотиться и ловить рыбу они не умели, поэтому для еды убивали своих оленей. И так они состарились одни без детей.

Как-то, когда богач ушел пасти оленей, а его жена его оставалась дома, на верхнюю жердь юрты села кукушка, и стала непрерывно куковать: "Кэкэк-кокко-ку-куч". Надоело это женщине и она кукушку прогнала. Когда вернулся муж, женщина все ему рассказала:

– Странное дело, целый день на верхней жерди кукушка куковала, не к добру это.

– Кукушка, наверное, глупая, - ответил муж.

На следующий день женщина опять осталась дома. А кукушка опять прилетела и стала куковать. Стала бросать в нее женщина камни и палки Улетела кукушка.

На третий день, когда они были дома вдвоем, кукушка вновь прилетела и села на то же самое место. И опять стала куковать. Богач взял ружье и хотел убить кукушку. Кукушка влетела в дом и превратилась в бедняка. Когда богачи зашли в дом и увидели своего бывшего соседа, то от испуга задрожали. Бедняк сказал:

– Я прилетел, и вы мне сделайте приятное, приготовьте для меня самого жирного оленя. Завтра я в это же время приду.

Сказав это, он превратился в кукушку и улетел. Богачи в раздумье не спали всю ночь. Наконец жена говорит:

– Он от нас не отстанет, подготовь завтра своего самого старого оленя. Ему и такой сойдет.

Наутро кукушка села на верхнюю жердь дома и закуковала. Богач поймал самого старого оленя и привязал его к кусту. Когда богач вошел в дом, кукушка влетела вслед за ним и превратилась в бедняка. Бедняк сказал:

– Соседи, вы в меня палкой, камнями не кидали, самого жирного оленя для меня поймали, поэтому желаю вам богатства, хорошей жизни, чтобы вы нищеты не знали..

Так сказав, он превратился в кукушку и улетел. После этого эти богачи всех своих оленей потеряли, даже ни один олень не остался. Стали они ходить пешком, совсем обеднели и умерли.

Поэтому говорят: "Нельзя гоняться за кукушкой и убивать ее. Кукушка – это душа человека. Нельзя друг с другом ссориться и надо жить в мире и согласии".

 

ЧЕЛОВЕК С ХВОСТОМ

(русская сказка)

 

Около моря жил старичок. На море рыбачил сетями. Рядом с ним жил купец богатый. Один раз старик на море забросил сеть, добыл уже неживого кита, а сеть всю порвал. Купец помог ему сети починить. В другой раз забросил он на море сети. Добыл с хвостом человека. Тот оказался живой и говорит: «Дедушка, меня не бойся, я ведь тоже человек; выпутай меня из сети и отпусти обратно в море, а сам подожди меня!» Старик хотя боялся, но всё-таки распутал сети и отпустил его обратно в море, а сам стал его дожидаться. Через скорое время опять же приходит с хвостом человек – приносит маленький сверточек, едва на руке видно, и говорит старичку: «Приходи поутру, а старухе скажи, через месяц пусть тебя ожидает».

Идет старичок домой, несет этот маленький сверточек, а купец на пути стоит, спрашивает у старичка: «Дедушка, кого же ты наловил?» - «Ну, я маленький сверточек добыл в сети!» - «Покажи, дедушка, мне!» Купец посмотрел: там же золото лежит! Купец взял золото себе, старичку дал хлеба, мяса и коровьего масла. Старичок пришел к старушке, оставил ей продукты и, прощаясь, наказал: «Ожидай меня через месяц».

Утром приходит к синему морю – с хвостом уж человек давно его дожидается: «Дедушка, пойдем ко мне домой!» Старик говорит: «Да я боюсь, ты ведь воде живешь?!» - «Дедушка, не бойся, сперва-то вода, а потом-то по суше!» Ну, старичок был согласен и идет за этим человеком. Сперва была вода, а потом стала земля. По дороге лежат разные рыбы, отворили рты; хотят старика съесть. Когда цыкнет на них с хвостом человек, тогда рыбы уходят в сторону.

Приходят в город. Там уже люди все с хвостами, даже этого человека жена тоже с хвостом. Но стали над стариком смеяться, что он без хвоста. Старик рассердился: «Ты меня привел разве, чтобы людиизгалялись?!» - «Ну, дедушка, я тебя пущу в особую комнату!»

Старик живет в особой комнате. Продукты таскают к нему. Ну, долго погостил и обратно собирается. И схвостом человек его до берега доставить взялся.

Приходит жена хозяина, которая была с хвостом. Посылает она старушке свои бусы. Каждый камешек стоит по тысяче рублей. А мужик полкуля золото дает ему.

Доставил он старика до берега. Выбросил ему полкуля золота на берег, сам ушел обратно, а старичок с кулем – домой. Приносит купцу золото, а купец ему дал все, в чем он нуждался. А старушке принес старик бусы. Старушка надела эти бусы на себя.

От них недалеко в городе жила царица, у нее бусы потерялись, а весть прошла: там старушка носила бусы. Старичка посадили в тюрьму, а у старушки бусы отобрали и отнесли царице. Царица посмотрела и сказала, что «эти не мои, у меня камешек по сто рублей, а эти-то - камешек по тысяче рублей». Старушке бусы возвратила, а старичка из тюрьмы выпустила, а еще и старичка наградила. И старичок ни в чем до смерти не нуждался. Ел сытно, жил хорошо.

 

 

МЕДВЕДЬ И ТРИ СЕСТРЫ

(русская сказка)

 

Жил бедный человек. Бедный он был, пребедный.. Было у него три дочери – три красавицы.. Жил в тайге человек, он к этому человеку приезжал и часто гостил у него. Люди говорили, будто тот среди людей был все равно как человек, а у себя в тайге он медведем белым бывал.. Оборачивался он в белого медведя только в тайге. Приехал он сватать к бедному человеку старшую дочь. Ему ее отдали. Повез он ее в свою юрту. Юрта у него большая, просторная. Он дает ей двенадцать ключей и говорит: «Ты ходи-ка в амбары, а в тринадцатый амбар не ходи, там тебе нечего делать. А не послушаешь меня, тогда сама пеняй на себя». Так он ей сказал, сказал и уехал в тайгу ставить капканы. Когда он уехал, она пошла смотреть амбары. Там было много рыбы, мяса. Ей очень захотелось пойти посмотреть запретный амбар. Думала она, гадала да и пошла туда. Зашла, и видит: две посудины стоят, - в одной жива-молода вода, в другой – другая вода. Сунула она палец в одну бочку – и палец стал у неё золотой. Испугалась она, бедная, а куда денешься: ни отца, ни матери – никого нет с ней. Она его, палец-то взяла да завязала.

Вот через какое-то время приезжает муж и спрашивает: «Ты ходила в запретный амбар?» Она ему говорит, что «не-е, не ходила, а что мне там делать?» Муж спрашивает ее, что «ты палец поранила?» Она ему говорит: «Да я лучины щипала да и поранила палец-то». Он посмотрел на палец – и съел её.

На другой день он едет сватать вторую дочь. Старик-то бедный поплакал, да что делать станешь. Привез тот вторую жену-то и наказывает, чтоб она в тот амбар не ходила. Дал ей двенадцать ключей и уехал в тайгу. Она пошла смотреть амбары и тоже зашла, не вытерпела, в тот амбар и сунула палец в воду – палец стал золотым. Она испугалась. Мыла, мыла палец, да не отмыла… Он ее тоже съел, а кости сложил в амбаре.

Поехал он теперь свататься к последней дочери. Люди баяли: она, Марья-то, очень умная, разумная была. Привел Марию и наказывает ей: «не ходи в тринадцатый амбар-то». Дал ей двенадцать ключей и уехал сам в тайгу. «Если не послушаешься, то будет тебе, как твоим сестрам родным»,- сказывал он. Осталась Марья одна и пошла в амбары-те. Тоже зашла в тот амбар, взяла палочку и положила в молодильную воду. Палка-та стала золотой. Она ее спрятала. Затем взяла сёстрины косточки, обмакнула их – и сестры ожили. Она их спрятала.

Приехал муж и спрашивает: «Ходила, Марья, в амбар тот?» Она ему говорит: «Не ходила». Видит он: все ладно, амбар лычком привязан, как было.

На следующий день Марья говорит ему: «Сходи-ка, проведай моих родных». Он согласие ей дал. Она стала заготавливать гостинцы отцу. Взяла большую котомку и посадила туда сестёр. Муж взял котомку и понёс. Марья стала на крышу и кричит ему: «По дороге не ешь гостинцы, не смотри в котомку!» Муж-то рад, мол «жена у меня ловкая да работящаая и всё за мной видит», и отвечает ей: «Не тревожься, довезу как есть все».

Приехал к отцу, привез ему гостинец, а сам кинул его за порог. Приезжает домой, в юрту, Марья его спрашивает, как там родные живут. Он ей говорит: «Я не заходил к ним, молча за порог кинул гостинец и домой к тебе пошел». Она очень обрадовалась этому. На следующий день она ему говорит: «Налови много рыбы, надо ко мне домой чира отправить: отец-то, бедный, сам не может». – «Ладно, - говорит он ей,- завтра я пойду сети ставить, может быть, что-нибудь добуду».

Назавтра поехал он на реку рыбачить. Марья стала котомку собирать. Приезжает ее муж – она ему и говорит: «Завтра рано поеду в тайгу капканы ставить, ты меня не дожидайся. Бери эту котомку и отвези ее моему бедному отцу, да скорее в юрту приезжай, а то мне скучно будет одной сидеть». Он ей обещал всё сделать, как она ему наказывала, и пошел спать. На следующий день он рано взял котомку и понес к отцу. Маша села в котомку-ту. Он не знал и сам принес ее к отцу. Отец да её сестры стали её обнимать-целовать. Стали жить хорошо. Я у них была, чай пила. Они лиха не знают, добра наживают.

 

ЧЕЙ ДОМ ЛУЧШЕ?

(чукотская сказка)

 

Пришел однажды суслик к ручью воды попить. Смотрит: а на другом берегу, прямо против него, стоит бурый медведь и тоже воду пьёт.

– Здравствуй, медведь, – говорит суслик. – Как живёшь?

– Здравствуй, суслик, – отвечает медведь. – Неплохо живу, но и не хорошо.

– Чего ж так?

– Да берлога у меня тесновата. Спать в ней тепло, а как повернусь, об стены бока обдираю.

– А у меня другая беда, – говорит суслик. – Всем была хороша моя нора, да вот прошёл сильный дождь, размыл землю, великовато стало жилище.

– Эх, – сказал медведь, – нашел, на что жаловаться!

Будь у меня берлога попросторней, я бы только радовался.

– Так давай поменяемся! – говорит суслик. – Я тебе отдам свою большую нору, а ты мне тесную берлогу.

– Давай! – обрадовался медведь. – Ты где живёшь?

– Вон там, на холме, – ответил суслик и показал на кочку на своём берегу. – А ты где живёшь?

– Тоже на холме, – сказал медведь и кивнул на сопку на своём берегу.

Медведь перебрёл через ручей на этот берег, а суслик по камушкам перебралась на тот берег. И пошли они в разные стороны, каждый в своё новое жильё.

Пришел суслик в медвежью берлогу. Огляделся. Пробежал в один конец, пробежал в другой конец, задрал голову – вверх посмотрел. Сел на задние лапки и заплакал:

– Что я буду делать в такой огромной пещере? Лисица прибежит – съест меня, ворон залетит – заклюёт меня! Некуда спрятаться, и от ветра негде укрыться!

Плакал, плакал суслик, вдруг слышит – кто-то топает. Это медведь явился.

Суслик быстро вытер слезы и говорит:

– Ты зачем пришёл?

– Да вот, – отвечает медведь, – не могу я втиснуться в твою норку. И лапами вперёд пробовал, и хвостом вперёд, и боком – всё никак не влезть!

– Носом вперёд надо лезть, – говорит суслик.

И нос совал – не лезет.

– Ну, уж этого быть не может! – обиделся суслик. – Я-то весь помещаюсь в норе, и ещё много места остаётся. Дай-ка я с твоим носом померяюсь.

Улегся суслик на носу медведя. Потом сказал:

– Подумать только, какой я, оказывается, маленький! Никогда этого раньше не замечал. Медведь сказал:

– Подумать только, какой я, оказывается, большой! Никогда этого раньше не замечал. Что же теперь делать?

– Давай опять меняться, – предложил суслик.

– Давай! – обрадовался медведь.

Он остался в своей берлоге на сопке. А суслик побежал в свою норку под кочкой.

И оба были очень довольны. Никогда больше на своё жильё не жаловались.

 

ВОЛК, ВОРОН И ГОРНЫЙ БАРАН

(чукотская сказка)

 

Собрался старый волк со своей сестрой кочевать на другое место. В это время ворон и горный баран приехали сватать его сестру.

– Пришли! – сказал волк гостям.

– Ага! – ответили оба жениха.

– Хорошо. Я кочевать собрался, вот вы мне и помогите.

Приехали они на новое место. Поставили ярангу. Волк и говорит: – Сходи, ворон, в тундру, принеси дров, будем чай пить.

Принес ворон одну веточку, оставил у входа, а сам в полог пошел.

– Принес дров? – спросил волк.

– Принес, у входа положил. Пошел волк, смотрит – нет дров!

– А где твои дрова?

Вышел ворон, показал на веточку, которую принес, – Ты принес очень мало дров, костер не разведешь.

– Чай сварить хватит! – сказал ворон и ушел в полог.

– Кто еще пойдет по дрова? – спрашивает волк.

– Я иду по дрова, – сказал горный баран. Принес баран много сухих дров. И волк сказал:

– Вот хорошие дрова, и много их.

– У меня тоже было много дров! – сказал ворон. Стали варить чай, а ворон лег спать.

– Когда чай вскипит, разбудите меня! – велел он. Вот и чай сварился, сели волк с бараном и выпиливесь.

Проснулся ворон и спрашивает:

– Чай сварился?

– Да.

– Ну, давайте чай пить!

– Уже кончили!

– А что вы меня не разбудили? Я вам говорил, – Мы не слышали.

Наутро волк сказал:

– Кто хочет взять мою сестру в жены?

– Я! – закричал ворон.

– Нет, ты плохо работаешь, она у тебя умрет с голода!

– Я бы хотел взять женушку! – сказал горный баран, – Возьми, ты хорошо работаешь! – сказал волк и отдал сестру горному барану.

Заплакал ворон и улетел в тундру.

 

ЖАДНЫЙ ГЛУХАРЬ

(эвенская сказка)

 

Поздней осенью прилетели птицы на опушку леса. Пора им в теплые края. Семь суток

собирались, друг с другом перекликались:

– Все ли тут? Тут ли все? Все иль нет?

Все птицы были налицо, только не было глухаря. Стукнул орел-беркут горбатым

носом по сухой ветке, стукнул еще раз и приказал молодой тетерке позвать

глухаря.

Зашумела тетерка крыльями, полетела в чащу леса. Видит она: глухарь на кедре

сидит, орехи из шишек лущит.

– Уважаемый глухарь! Мы все хотим в теплые края.

Тебя одного вот уже семь суток ждем.

– Ну-ну, не болтай зря! В теплые страны лететь не к спеху. Смотри, сколько здесь

еще орехов осталось! Неужели все это придется бросить?!

Тетерка вернулась на опушку леса.

– Глухарь, – говорит она, – кедровые орехи ест и улетать не собирается.

Послал тогда беркут быстрого ястреба. Закружил ястреб над большим кедром. А

глухарь все сидит клювом скрипит, орехи из шишек выбирает.

– Эй, глухарь! – говорит ястреб. – Тебя птицы уже четырнадцать суток ждут! Давно

пора в теплые края лететь!

– Нечего торопиться, – отвечает глухарь. – Успеем еще! Надо перед дорогой поесть

как следует.

Ястреб вернулся к птицам и рассказал им, что глухарь не торопится лететь в

теплые земли.

Рассердился орел-беркут и полетел впереди всех птиц в теплые края. А глухарь еще

целых семь дней сидел на кедре и орехи выбирал. На восьмой кончил есть, клюв и

перья стал чистить.

– Нет, видно не хватает у меня сил все орехи съесть. Придется белкам оставить.

– И полетел на опушку леса. Что такое? На опушке у кедров хвоя осыпалась, ветки

голыми прутьями машут. Это птицы, две недели глухаря ожидая, всю хвою склевали.

Стволы деревьев белые стоят, как будто снегом заметенные. Это птицы, глухаря

поджидая, перья свои о стволы чистили. Горько заплакал глухарь:

– Из всех птиц только я в лесу остался! Как же я буду один зимовать?

От слез покраснели у глухаря брови.

С тех пор все дети его, внуки и племянники, слушая эту историю, горько плачут.

Вот поэтому у всех глухарей брови как ягода-рябина красные.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: