Работа вожатого с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации




 

В лагерь приезжают дети разные, в том числе дети, находящиеся в трудных жизненных ситуациях. Мы хотим вам немного помочь, подсказать, где лежит золотой ключик к сердцам таких ребят.

На самом деле все просто и сложно одновременно: он в знании их психологии, умении выслушать и услышать, понять и почувствовать каждого, в умении увидеть все их глазами, принять их беды своим сердцем.

 

Что такое «трудная жизненная ситуация» и как дети могут в ней оказаться?

 

Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в последнее время в психолого-педагогической литературе.

Под этим понятием понимают ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

 

Особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом.

В отличие от взрослого человека ребенок, оказавшийся в подобной ситуации, не может самостоятельно справиться с возникшими сложностями, поскольку не имеет для этого ни достаточного жизненного опыта, ни знаний, ни способностей, ни сил. Он нуждается в поддержке мудрого, опытного взрослого человека, наставника, который бы направил его, подсказал, как правильно действовать в том или ином случае.

 

В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-Ф3, ст. 1 (в ред. от 28 ноября 2015 г.) сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства показать ему необходимую помощь.

Итак, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, это:

– дети, оставшиеся без попечения родителей;

– дети-инвалиды;

– дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

– дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов,

экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

– дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

– дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

– дети – жертвы насилия;

– дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

– дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

– дети, проживающие в малоимущих семьях;

– дети с отклонениями в поведении;

– дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

 

Каковы психологические особенности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации?

 

Изучая эмоциональные переживания детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, ученые установили, что все они переживают состояния стресса, фрустрации, конфликта и кризиса, которые оставляют значимый след в их психике.

 

Для большинства таких детей характерно следующее:

 

– особенности мировоззрения: потребительская психология по отношению к близким, государству и обществу, иждивенчество;

 

– низкий уровень социального интеллекта: неспособность понимать общественные нормы и правила поведения, нежелание соответствовать им, частые нарушения дисциплины, отказ от общественно-полезной деятельности, склонность к аддиктивному поведению;

 

– нарушения в сфере самосознания: убежденность в своей ненужности и невозможности добиться в жизни чего-то своими силами, утрата веры в социальное окружение, слаборазвитое чувство ответственности за свои поступки;

 

– нарушение коммуникативной деятельности: трудности в установлении контактов со взрослыми и сверстниками, недоверие к людям и отстраненность от них, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны на фоне чувства страха и одиночества;

 

– особенности личности: повышенный уровень тревожности и агрессивности, предрасположенность к невротическим срывам, неуверенность в себе, низкая самооценка;

 

– особенности эмоционального развития: неспособность понимать и принимать других людей (низкая эмпатия), поверхностность чувств, концентрация сознания только на своихьпереживаниях;

 

– несформированность волевой сферы: отсутствие целеустремленности и настойчивости к достижению целей, привычка жить по указке других;

 

– особенности мотивационной сферы: отсутствие стратегических жизненных целей (направленности на будущую жизнь), стремление к удовлетворению только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения) и др.

 

Следует учитывать, что перечисленные выше особенности встречаются не у всех детей, и не сразу. Для каждой группы характерны свои специфические черты (например, детям с ограниченными возможностями здоровья свойственно общение со взрослыми «на равных», а дети, подвергшиеся насилию, наоборот, сторонятся взрослых).

 

Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?

Каждый из вас может помочь ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Для этого необходимо:

1. Не проходить мимо и не отворачиваться от него;

2. Оказать помощь в адаптации к детям в отряде и к особенностям лагерной жизни;

3. Оказать помощь в выборе и посещении кружков и секций;

4. Включать в общелагерные мероприятия, подбадривать и вдохновлять на достижения;

5. Расширять спектр ролевого поведения, формировать навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях;

6. Не требовать «полагающегося» поведения и свести к минимуму свои ожидания и претензии, предоставить возможность для самостоятельного принятия решений;

7. Если с ребенком в лагере произошло форс-мажорное событие, необходимо быть рядом с ним, успокоить его и поддержать.

 

Дети с ограниченными возможностями здоровья представляют особую категорию детей, находящихся в трудной жизненной

ситуации. Как взаимодействовать с таким ребенком?

 

Работа с ребенком с ограниченными возможностями здоровья невероятно кропотливая и требует большого терпения.

Каждый вариант нарушения предполагает свой особый подход, который включает:

1. Обеспечение психологической безопасности ребенка;

2. Содействие в приспособлении к окружающим условиям;

3. Единство совместной деятельности;

4. Мотивирование ребенка к участию в жизни лагеря.

 

Как поддерживать дисциплину в отряде?

Хорошая дисциплина в отряде создает атмосферу живых взаимоотношений и продуктивного сотрудничества. Она направляет, развивает самоконтроль, позволяет избежать многих проблем и ошибок.

Ключ к сердцу человека – сочувствие страстям, поглощающим его душу, или сострадание к недугам, снедающим его тело. (Ж. Лабрюйер)

 

Базовые правила дисциплины:

1. Единство требований вожатых – условие настолько само собой разумеющееся, что можно было бы о нем не писать, если бы нам не приходилось снова и снова сталкиваться с нарушениями этого положения. Если один взрослый запретил что-либо, а другой разрешил, если один сказал:

«Надо сделать так!», а второй – «Нет, по-другому!», это приводит тому, что ни один вожатый не имеет авторитета в глазах детей и отряд становится неуправляемым.

 

2. Наводить дисциплину необходимо с первых минут существования отряда.

Лучше сформировать чуть более жесткие нормы, а потом их ослабить, чем

вначале допустить излишнюю свободу поведения подростков, а потом пытаться укреплять и наводить дисциплину. Групповые нормы закладываются на первых этапах взаимодействия, и менять их, когда они уже сформированы, почти невозможно.

3. Работа по укреплению дисциплины начинается с мелочей. К примеру, недопустимо, чтобы подросток, первым закончивший есть, ушёл из столовой, не дождавшись остальных. Необходимо вовремя замечать и исправлять мелкие нарушения дисциплины. Если же дело дошло до крупных нарушений, воспитательное воздействие явно запоздало.

4. Обращение ко всем сразу – это обращение ни к кому. Делая замечание, следует адресовать его к конкретному человеку. Остальные сами сделают соответствующие выводы, не ожидаясь, когда вожатый обратиться к ним.

5. Нельзя делать замечания лидеру в присутствии остальных. В паре «ведущий – ведомый» воздействуй на ведомого. Должна быть уверенность в том, что адресат выполнит твоё распоряжение и не начнет пререкаться, снижая тем самым авторитет взрослого. Если же есть необходимость воздействовать на вожака, этот разговор лучше провести индивидуально, по возможности создав «численный перевес» взрослых.

6. В любом случае, если у вожатого есть сомнение в том, что его распоряжение будет выполнено, его отдавать не следует.

7. Хвали громко – ругай тихо!

 

Дисциплина в любой системе держится на прочных взаимоотношениях. Без этого у вас не будет никаких методов воздействия. Прежде чем вы начнете раздавать указания, ваши действия должны быть подкреплены отношениями. (Н. Латта)

Как избежать дисциплинарных проблем?

Обязательно:

– спланируйте программу, насыщенную различными видами деятельности;

– никогда не начинайте мероприятия неподготовленным;

– будьте дружелюбны, а также открыты в любое время;

– развивайте чувство юмора;

– не прибегайте к насмешкам и саркастическим высказываниям;

– не придирайтесь;

– будьте справедливы, не заводите любимчиков;

– проявляйте самоконтроль и терпение, даже когда это сложно сделать;

– наблюдайте за своим голосом: говорите четко и уверенно, но не переходите на крик;

– давайте четкие и ясные инструкции и команды;

– избегайте использования сленга и просторечий; следите за своими манерами, которые могут вызвать насмешку.

 

Никогда:

– не наказывайте в гневе;

– не прибегайте к использованию угроз и предупреждений, которые невозможно осуществить;

– не принуждайте к извинениям при всех (очень немногие дети считают, что они в чем-то виноваты, и чаще всего, они правы);

У наказываемого не остается повода упорствовать против исправления, если он сознает, что наказан не в порыве гнева, а на основании беспристрастного изобличения. (Плутарх)

– не прибегайте к методу «шутовского колпака», или навешивания ярлыков (такое наказание лишь усиливает противостояние или же вызывает смех, а некоторые дети расценивают его даже как своеобразное поощрение).

 

Перед тем, как применить то или иное дисциплинарное действие, обязательно побеседуйте с провинившимся ребенком.

Если это встретит понимание с его стороны, и он будет потом готов к сотрудничеству – наказаний можно избежать. В конечном счете высшее достоинство взрослого состоит в умении стать ребенку настоящим другом и быть к нему милосердным.

 

Помните: если вы создадите в отряде хорошую, душевную атмосферу для каждого ребенка, если детям будет тепло и уютно с вами, то и проблем с дисциплиной у вас никогда не возникнет!

 

Ссылки:

https://www.ulspu.ru/upload/img/medialibrary/9f5/psikhologo_pedagogicheskoe-soprovozhdenie-deyatelnosti-vozhatogo.pdf

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: