В лагерь приезжают дети разные, в том числе дети, находящиеся в трудных жизненных ситуациях. Мы хотим вам немного помочь, подсказать, где лежит золотой ключик к сердцам таких ребят.
На самом деле все просто и сложно одновременно: он в знании их психологии, умении выслушать и услышать, понять и почувствовать каждого, в умении увидеть все их глазами, принять их беды своим сердцем.
Что такое «трудная жизненная ситуация» и как дети могут в ней оказаться?
Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в последнее время в психолого-педагогической литературе.
Под этим понятием понимают ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом.
В отличие от взрослого человека ребенок, оказавшийся в подобной ситуации, не может самостоятельно справиться с возникшими сложностями, поскольку не имеет для этого ни достаточного жизненного опыта, ни знаний, ни способностей, ни сил. Он нуждается в поддержке мудрого, опытного взрослого человека, наставника, который бы направил его, подсказал, как правильно действовать в том или ином случае.
|
В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-Ф3, ст. 1 (в ред. от 28 ноября 2015 г.) сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства показать ему необходимую помощь.
Итак, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, это:
– дети, оставшиеся без попечения родителей;
– дети-инвалиды;
– дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
– дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов,
экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
– дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
– дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
– дети – жертвы насилия;
– дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
– дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
– дети, проживающие в малоимущих семьях;
– дети с отклонениями в поведении;
– дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Каковы психологические особенности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации?
|
Изучая эмоциональные переживания детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, ученые установили, что все они переживают состояния стресса, фрустрации, конфликта и кризиса, которые оставляют значимый след в их психике.
Для большинства таких детей характерно следующее:
– особенности мировоззрения: потребительская психология по отношению к близким, государству и обществу, иждивенчество;
– низкий уровень социального интеллекта: неспособность понимать общественные нормы и правила поведения, нежелание соответствовать им, частые нарушения дисциплины, отказ от общественно-полезной деятельности, склонность к аддиктивному поведению;
– нарушения в сфере самосознания: убежденность в своей ненужности и невозможности добиться в жизни чего-то своими силами, утрата веры в социальное окружение, слаборазвитое чувство ответственности за свои поступки;
– нарушение коммуникативной деятельности: трудности в установлении контактов со взрослыми и сверстниками, недоверие к людям и отстраненность от них, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны на фоне чувства страха и одиночества;
– особенности личности: повышенный уровень тревожности и агрессивности, предрасположенность к невротическим срывам, неуверенность в себе, низкая самооценка;
– особенности эмоционального развития: неспособность понимать и принимать других людей (низкая эмпатия), поверхностность чувств, концентрация сознания только на своихьпереживаниях;
– несформированность волевой сферы: отсутствие целеустремленности и настойчивости к достижению целей, привычка жить по указке других;
|
– особенности мотивационной сферы: отсутствие стратегических жизненных целей (направленности на будущую жизнь), стремление к удовлетворению только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения) и др.
Следует учитывать, что перечисленные выше особенности встречаются не у всех детей, и не сразу. Для каждой группы характерны свои специфические черты (например, детям с ограниченными возможностями здоровья свойственно общение со взрослыми «на равных», а дети, подвергшиеся насилию, наоборот, сторонятся взрослых).
Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?
Каждый из вас может помочь ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Для этого необходимо:
1. Не проходить мимо и не отворачиваться от него;
2. Оказать помощь в адаптации к детям в отряде и к особенностям лагерной жизни;
3. Оказать помощь в выборе и посещении кружков и секций;
4. Включать в общелагерные мероприятия, подбадривать и вдохновлять на достижения;
5. Расширять спектр ролевого поведения, формировать навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях;
6. Не требовать «полагающегося» поведения и свести к минимуму свои ожидания и претензии, предоставить возможность для самостоятельного принятия решений;
7. Если с ребенком в лагере произошло форс-мажорное событие, необходимо быть рядом с ним, успокоить его и поддержать.
Дети с ограниченными возможностями здоровья представляют особую категорию детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации. Как взаимодействовать с таким ребенком?
Работа с ребенком с ограниченными возможностями здоровья невероятно кропотливая и требует большого терпения.
Каждый вариант нарушения предполагает свой особый подход, который включает:
1. Обеспечение психологической безопасности ребенка;
2. Содействие в приспособлении к окружающим условиям;
3. Единство совместной деятельности;
4. Мотивирование ребенка к участию в жизни лагеря.
Как поддерживать дисциплину в отряде?
Хорошая дисциплина в отряде создает атмосферу живых взаимоотношений и продуктивного сотрудничества. Она направляет, развивает самоконтроль, позволяет избежать многих проблем и ошибок.
Ключ к сердцу человека – сочувствие страстям, поглощающим его душу, или сострадание к недугам, снедающим его тело. (Ж. Лабрюйер)
Базовые правила дисциплины:
1. Единство требований вожатых – условие настолько само собой разумеющееся, что можно было бы о нем не писать, если бы нам не приходилось снова и снова сталкиваться с нарушениями этого положения. Если один взрослый запретил что-либо, а другой разрешил, если один сказал:
«Надо сделать так!», а второй – «Нет, по-другому!», это приводит тому, что ни один вожатый не имеет авторитета в глазах детей и отряд становится неуправляемым.
2. Наводить дисциплину необходимо с первых минут существования отряда.
Лучше сформировать чуть более жесткие нормы, а потом их ослабить, чем
вначале допустить излишнюю свободу поведения подростков, а потом пытаться укреплять и наводить дисциплину. Групповые нормы закладываются на первых этапах взаимодействия, и менять их, когда они уже сформированы, почти невозможно.
3. Работа по укреплению дисциплины начинается с мелочей. К примеру, недопустимо, чтобы подросток, первым закончивший есть, ушёл из столовой, не дождавшись остальных. Необходимо вовремя замечать и исправлять мелкие нарушения дисциплины. Если же дело дошло до крупных нарушений, воспитательное воздействие явно запоздало.
4. Обращение ко всем сразу – это обращение ни к кому. Делая замечание, следует адресовать его к конкретному человеку. Остальные сами сделают соответствующие выводы, не ожидаясь, когда вожатый обратиться к ним.
5. Нельзя делать замечания лидеру в присутствии остальных. В паре «ведущий – ведомый» воздействуй на ведомого. Должна быть уверенность в том, что адресат выполнит твоё распоряжение и не начнет пререкаться, снижая тем самым авторитет взрослого. Если же есть необходимость воздействовать на вожака, этот разговор лучше провести индивидуально, по возможности создав «численный перевес» взрослых.
6. В любом случае, если у вожатого есть сомнение в том, что его распоряжение будет выполнено, его отдавать не следует.
7. Хвали громко – ругай тихо!
Дисциплина в любой системе держится на прочных взаимоотношениях. Без этого у вас не будет никаких методов воздействия. Прежде чем вы начнете раздавать указания, ваши действия должны быть подкреплены отношениями. (Н. Латта)
Как избежать дисциплинарных проблем?
Обязательно:
– спланируйте программу, насыщенную различными видами деятельности;
– никогда не начинайте мероприятия неподготовленным;
– будьте дружелюбны, а также открыты в любое время;
– развивайте чувство юмора;
– не прибегайте к насмешкам и саркастическим высказываниям;
– не придирайтесь;
– будьте справедливы, не заводите любимчиков;
– проявляйте самоконтроль и терпение, даже когда это сложно сделать;
– наблюдайте за своим голосом: говорите четко и уверенно, но не переходите на крик;
– давайте четкие и ясные инструкции и команды;
– избегайте использования сленга и просторечий; следите за своими манерами, которые могут вызвать насмешку.
Никогда:
– не наказывайте в гневе;
– не прибегайте к использованию угроз и предупреждений, которые невозможно осуществить;
– не принуждайте к извинениям при всех (очень немногие дети считают, что они в чем-то виноваты, и чаще всего, они правы);
У наказываемого не остается повода упорствовать против исправления, если он сознает, что наказан не в порыве гнева, а на основании беспристрастного изобличения. (Плутарх)
– не прибегайте к методу «шутовского колпака», или навешивания ярлыков (такое наказание лишь усиливает противостояние или же вызывает смех, а некоторые дети расценивают его даже как своеобразное поощрение).
Перед тем, как применить то или иное дисциплинарное действие, обязательно побеседуйте с провинившимся ребенком.
Если это встретит понимание с его стороны, и он будет потом готов к сотрудничеству – наказаний можно избежать. В конечном счете высшее достоинство взрослого состоит в умении стать ребенку настоящим другом и быть к нему милосердным.
Помните: если вы создадите в отряде хорошую, душевную атмосферу для каждого ребенка, если детям будет тепло и уютно с вами, то и проблем с дисциплиной у вас никогда не возникнет!
Ссылки:
https://www.ulspu.ru/upload/img/medialibrary/9f5/psikhologo_pedagogicheskoe-soprovozhdenie-deyatelnosti-vozhatogo.pdf