Понятие о рабочей программе.




ТЕМА: Проектирование рабочих программ отдельных предметов, курсов

 

1.Характеристика оснований и полномочий образовательного учреждения по проектированию рабочей программы по предмету (курсу).

2. Функциирабочей программы по предмету (курсу).

3.Виды рабочих программ.

4.Требования к структуре рабочей программы по предмету (курсу).

5.Общие требования к содержанию рабочей программы по предмету (курсу).

6.Контрольно -измерительный инструментарий и планирование результатов УУД.

Цель- ознакомление студентов с основными требованиями к проектированию рабочих программ по предмету (курсу), развитие навыков практической проектировочной деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты полностью меняют подходы к планированию образовательного процесса. Значительные изменения внесены в структуру основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная образовательная программа разрабатывается для каждой ступени школьного образования отдельно. Главными разработчиками программных материалов становятся педагоги. Активное и деятельное участие в этом процессе должны принимать родители детей, представители общественности.

Мы взяли за основу основную образовательную программу начального общего образования.

Перед началом разработки основной образовательной программы образовательное учреждение должно четко определить, чем станет для него данная программа, какие качественные изменения будут внесены в организацию и содержание образовательного процесса. И самое главное, какие результаты будут достигнуты в развитии обучающихся.

В ФГОС начального общего образования основная образовательная программа представлена как «программа программ», но фактически она является программой действий всех субъектов образовательного процесса определенной ступени школьного образования по достижению качественных результатов современного образования. Качество проектирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования обеспечивает фундаментальные основы развития личности, её продуктивную социализацию.

Учитывая это, особое внимание должно быть уделено рабочим программам отдельных учебных предметов, курсов, поскольку они разрабатываются педагогом для конкретного класса с учетом особенностей самих детей, профессиональных возможностей учителя, их взаимодействия, запросов родителей на оказание образовательных услуг. Главными условиями при создании рабочих программ и при организации образовательной деятельности младших школьников должны стать целостность, системность, комплексность.

Понятие о рабочей программе.

Рабочая программа является локальным (созданным для определенного образовательного учреждения) и индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом, составной частью основной образовательной программы образовательного учреждения. Рабочая программа создается персонально учителем в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе:

-Примерной программы по предмету и авторской программы по предмету, реализуемой учителем, системы учебников;

-Основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения, а именно, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий.

Рабочая программа конкретного учебного предмета (курса) выполняет следующие функции:

-фиксирует цели и задачи, содержание образования по предмету; технологии, формы и методы, используемые при изучении учебного предмета; материально-технические условия, необходимые для эффективного построения образовательного процесса;

-выявляет ценностные ориентиры учебного содержания по предмету;

-определяет объекты контроля и критерии оценки степени достижения планируемых результатов обучения обучающихся;

-определяет комплекс универсальных учебных действий, формируемых в процессе изучения конкретного предмета;

-служит нормативным документом для оценки качества образования по учебному курсу.

Рабочие программы кроме обязательного учета возможностей и особенностей конкретного состава обучающихся, их образовательных потребностей предусматривают технологические, информационные и материально-технические условия создания индивидуальной педагогической модели образования каждого обучающегося на основе ФГОС НОО в конкретном образовательном учреждении.

Следует отметить, что учителя зачастую испытывают затруднения с проектированием в рабочих учебных программах индивидуальных траекторий развития конкретного обучающегося с учетом присущих только ему особенностей, интересов и возможностей.

Вариативность и обновление компонентов содержания начального общего образования, широкий спектр образовательных программдают педагогам возможность выбора и адаптации их для конкретных условий.

Творчески работающим педагогам предоставляется право на проектирование и реализацию авторских образовательных программ.

Следует подчеркнуть, что рабочая программа – это индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приёмы организации образовательного процесса с целью получения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, соответствующих требованиям ФГОС конкретного направления..

Составителю рабочей программы предоставляется возможность определять самостоятельно:

-расширять/сужать перечень дидактических единиц в пределах, регламентированных максимальной недельной нагрузкой обучающихся, и при условии соблюдения преемственности со стандартами сопредельных ступеней образования;

-дополнять содержание разделов, тем, опираясь на те учебные пособия из федерального перечня, которые считает необходимыми;

-конкретизировать и детализировать дидактические единицы;

-устанавливать последовательность изучения учебного материала;

-распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их значимости;

-включать материал регионального компонента в объеме выделенных на данный предмет учебных часов;

-конкретизировать требования к личностным, метапредметным, предметным результатам обучающихся;

-определять связь универсальных учебных действий с содержательными единицами учебного материала;

-выбирать, исходя из стоящих перед учебным предметом задач, технологии обучения и контроля индивидуальных достижений обучающихся.

Виды рабочих программ.

В настоящее время в образовательной практике достаточно широко используется два вида учебных программ: типовые и рабочие программы учебных предметов. В отдельных случаях практикуются личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

Типовые (примерные) программы учебных предметов, разработанные в рамках ФГОС НОО нового поколения включают следующие разделы:

1) пояснительную записку, в которой определяются цель изучения названного предмета на ступени начального общего образования, место данного курса и его вклад в решение основных педагогических задач, особенности содержания и организации учебной деятельности школьников;

2) основное содержание обучения, включающее перечень изучаемого учебного материала.

Содержание программ представлено на двух уровнях:

-учебный материал для обязательного усвоения, элементы которого выносятся в требования, предъявляемые к обучающимся;

-темы для ознакомления, материал которых предназначен для расширения кругозора младших школьников, не обязателен для усвоения и не выносится в требования, предъявляемые к обучающимся (учитель самостоятельно принимает решение о преподавании данных тем, исходя из уровня подготовленности и типа работы обучающихся);

3 ) варианты тематического планирования, в которых дано ориентировочное распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также представлена характеристика деятельности обучающихся в соответствии со спецификой предмета. Выбор вариантов тематического планирования по предмету определяется конкретными условиями образовательного учреждения.

Типовые программы носят рекомендательный характер и служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ.

Учебные (рабочие) программы составляются на основе типовых в которых обычно отражается содержание национально-регионального компонента, соответствующего ФГОС, локального (школьного) компонента, учитываются профессиональные возможности педагогов, уровень развития и подготовленности обучающихся, а также особенности информационного, материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

Указанные требования направлены:

-на реализацию принципа природосообразности обучения школьников;

-создание материально-технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания детей;

-усиление практической направленности учебной деятельности обучающихся через организацию опытов, наблюдений, моделирования, элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования, музицирования, театрализации) и т.д.

Требования предусматривают включение в рабочую программу включают минимально допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатной продукции, технических компьютерных и других информационных средств обучения, учебно-лабораторного оборудования и натуральных объектов, а также оборудование классной комнаты с учетом особенностей учебного процесса в начальной школе и специфики конкретного учебного предмета.

Выше уже упоминалось, что учителям предоставлено право создания различных видов рабочих программ. Основные из них:

- базовая рабочая программа, которая разрабатывается на основе примерной учебной программы по предмету или авторской программы по предмету;

- модифицированная рабочая программа, которая разрабатывается на основе примерной учебной программы по предмету или авторской программы по предмету. Но при сохранении основных параметров содержания предметных программ содержит изменения и дополнения в содержании учебной дисциплины, последовательности изучения тем, количестве часов, используемых технологиях, средствах, методиках, способах и формах реализации цели и задач.

- авторская рабочая программа, которая разрабатывается одним или группой авторов на основе ФГОС НОО, имеет оригинальную концепцию и построение содержания, технологию работы.

Для авторских программ характерны особенности логики построения курса, глубина поднимаемых в них вопросов, теорий, характер их освещения автором программы. Эти программы чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору обучающихся, факультативов или более глубокого изучения отдельных тем традиционных учебных курсов.

Такие программы утверждаются в установленном в образовательном учреждении порядке. Как правило, внедрению в практику авторской программы предшествует её экспертиза и апробация.

Общие требования, предъявляемые к рабочим программам.

1. Рабочая программа должна отражать структуру целостного процесса обучения, представленную 7 компонентами:

-целевой;

-потребностно-мотивационный;

- содержательный;

-операционно-деятельностный;

-эмоционально-волевой;

- контрольно-регулировочный;

-оценочно-результативный.

При этом необходимо учитывать новые подходы к содержанию указанных компонентов, определенные Федеральным государственным образовательным стандартом. начального общего образования.

Стандарт выдвигает следующие цели начального образования:

-становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

-формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

-духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

-укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Ведущим компонентом образовательной деятельности становятся результаты освоения основной образовательной программы.

Стандарт устанавливает трехчастную структуру

Достигаемых (планируемых) результатов:

-личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

- метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

- предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Содержание образования расширено ценностно-мировоззренческими представлениями и нравственными идеями, системообразующими знаниями и универсальными учебными действиями и признается одним из ведущих факторов развития младших школьников..

В Стандартах общего образования содержание образования отражается в разделе «Фундаментальное ядро содержания общего образования». В нем фиксируются:

-базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях;

-основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы;

-универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия.

Организация процесса обучения должна осуществляться наоснове достижений системно-деятельностного, компетентностного подходов, проблемно ориентированного, личностно ориентированного образования, смысловой педагогики вариативногоразвивающего образования.

Обеспечение условий формирования учебной деятельности обучающихся в современном образовательном процессе становится первостепенной задачей учителя:

-организовать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками;

-побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей;

-организовать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы;

-осуществлять функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к ученикам. При этом важно создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка:

-ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов;

-поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов;

-обеспечивать презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок, детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т. д.).

Построение системы диагностики, контроля и оценки достижения планируемых образовательных результатов является важнейшей задачей образовательных учреждений и педагогов.

При проектировании данной системы необходимо учитывать:

-трехкомпонентную структуру планируемых результатов освоения Основной образовательной программы НОО образовательного учреждения;

-итоговой аттестации подлежат метапредметные и предметные результаты, а ценностные ориентации и индивидуальные личностные характеристики не являются предметом итоговой оценки (однако могут быть предметом диагностических исследований);

-в итоговой оценке выделяются две составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений (могут представляться в формате портфолио) и результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования;

-система оценки должна закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы их применения.

Рабочая программа должна учитывать возрастные возможности младших школьников.

На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат.

Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен, чем дошкольник.

В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как оценивают его «значимые другие».

Особое место в жизни обучающегося начальной школы занимает учитель. От него решающим образом зависит и принятие позиции.

Рабочая программа должна предусматривать различные виды

деятельности младшего школьника:

-совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа);

-игровая деятельность (высшие виды игры – игра, драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами);

-творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.);

-трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);

-спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Виды деятельности младших школьников определяются самим образовательным учреждением.

Структура рабочей программы учебного предмета состоит из следующих частей: концептуальной, содержательной, процессуальной, оценочно-диагностической и проектно-исследовательской

Концептуальная часть представляет собой описание целей и задач курса. Концептуальная часть излагается в пояснительной записке.

В содержательной части программы отражаются разделы и темы курса, порядок их изучения и время, отводимое на прохождение отдельных разделов и тем, основные компетенции, приобретаемые при изучении данного курса.

Процессуальная часть отражает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося; особенности построения процесса освоения учебного содержания, формирования универсальных учебных действий у младших школьников с учетом их индивидуальных возрастных, психологических и физиологических возможностей; реализацию воспитательных возможностей содержания образования.

Оценочно-диагностическая часть программы содержит набор измерителей для оценки уровня обученности и сформированности компетенций, критерии определения уровня усвоения обучающимися содержания курса (ценности, УУД и предметные ЗУН).

Проектно-исследовательская часть содержит темы и проблемы

исследовательских работ обучающихся по предмету.

В пояснительной записке, как правило, содержатся следующие сведения:

1. Документы, на основе которых создана данная рабочая программа.

2. Цели и задачи изучения предмета (курса), концепция, заложенная в содержании учебного материала с учетом вида и типа образовательного учреждения и конкретного учащегося с учетом требования государственных стандартов

Главными целями учебного предмета являются: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, развивающие, воспитывающие, практические.

3. Расширения целей и задач изучения предмета (курса) по сравнению с примерной программой за счет введения национально-регионального компонента.

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения, отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой (изменение количества часов на изучение отдельных тем, структурную перестановку порядка изучения тем, расширение содержания учебного материала, раскрытие связей основного и дополнительного образования и т.д.) и обоснование целесообразности внесения данных изменений.

5. Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана, т.е. описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

6. Общая характеристика построения учебного процесса: образовательные технологии, методы, формы и средства обучения.

7. Применяемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения (предметных, метапредметных, личностных).

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса определяются в двух направлениях: первое – личностные и метапредметные результаты, второе – предметные результаты.

Требования к уровню освоения дисциплины формируются в терминах: для личностных УУД «у обучающегося будут сформированы» и «обучающийся получит возможность для формирования», для остальных

групп УУД и предметных результатов «обучающийся научится», «обучающийся получит возможность научиться».

При отборе содержания данного раздела необходимо учитывать несколько факторов:

- систему личностных, метапредметных, предметных результатов освоения Основной образовательной программы начального общего образования конкретно вашего Образовательного учреждения;

- возрастную параллель обучения детей (1-й, 2-й, 3-й или 4-й класс);

- возможности конкретного учебного предмета в достижении планируемых результатов.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы могут иметь следующую структуру:

Личностные результаты.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД;

Познавательны УУД;

Коммуникативные УУД.

Предметные результаты– программы учебных предметов, курсов

Одним из разделов рабочей программы является учебно-тематический план.

В тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программ, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы.

В учебно-тематический план могут быть включены экскурсии, конференции, проектные, творческие и другие формы проведения занятий, а также литература, необходимая обучающимся для выполнения заданий.

Содержание учебного предмета строится на принципах:

-единство содержания обучения на разных его уровнях,

-отражение в содержании начального обучения задач развития личности;

-научности и практической значимости содержания начального обучения;

-доступности и системности обучения;

- соблюдения преемственности.

Описание содержания тем рабочей программы определяется творческим подходом учителя и уровнем профессиональной практики.

Контрольные вопросы и задания

1.Охарактеризуйте основания и полномочия образовательного учреждения по проектированию рабочей программы по предмету (курсу).

2.Дайте характеристику функцийрабочей программы по предмету (курсу).

3.Виды рабочих программ.

4. Общие требования к структуре и содержанию рабочей программы по предмету (курсу).

5.Что должен учитывать педагог при подготовке контрольно -измерительного инструментария и планировании результатов УУД?

Литература

1.«О рабочих программах учебных предметов» письмо Минобрнауки России от 28.10.2015г. № 08-1786

2.Приказ Минобрнауки России № 1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373»

3.Приказ Минобрнауки России № 1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом МОиН РФ от 17.12.2010г. № 1897»

4.«О рабочих программах учебных предметов» письмо Минобрнауки России от 28.10.2015г. № 08-1786

5. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010.- 120 c.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России 06.10.2009, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009, рег. № 17785).

7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. – М.:. Просвещение, 2010.- 152с.

8. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009.

9.Рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов// www.openclass.ru

10.Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей// www.musfestival.narod.ru

Интернет-ресурсы

https://school22-pr.ucoz.ru/st3.jpg

https://www.niro.nnov.ru/?id=4622

https://59428.edusite.ru/images/p51_p1672395.jpg

https://e-educ.ru/uploads/posts/2010-10/thumbs/1286381709_cover.jpg

https://www.stihi.ru/pics/2011/01/20/5193.jpg

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: