МОЛОДЁЖЬ: ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ




Кафедра социологии

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

МОЛОДЁЖЬ: ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ

Работу выполнил(а) _________________________________ Н.А. Гетманская

(подпись, дата)

 

Факультет истории, социологии и международных отношений курс 3

Направление 39.03.01 – социология, ОФО

 

Научный руководитель

зав. кафедрой социологии,

д-р ист. наук, доцент __________________________________ А.Ю. Рожков

(подпись, дата)

Нормоконтролер

зав. кафедрой социологии,

д-р ист. наук, доцент __________________________________ А.Ю. Рожков

(подпись, дата)

 

Краснодар 2017

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………….  
Теоретические аспекты изучения феномена смерти 1.1. Феномен смерти в социально-гуманитарном знании……………………………………………...………………….… 1.2. Специфика современного понимания феномена смерти в молодёжной среде………………………………………………………      
Отношение молодёжи к смерти: эмпирический анализ  
2.1. Результаты проведённого социологического исследования…...  
Заключение ………………………………………………………………  
Список использованных источников ………………………………  
Приложение А Программа……………………………………………  
Приложение Б Инструментарий ………………………………………  

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Человеческие общества по природе своей различны, функционируют в рамках разных социальных сценариев, по-разному относятся к одним и тем же явлениям, иногда и вовсе игнорируя их. Но существуют явления, которые носят универсальный характер в любой культуре, присущи каждому человеку или обществу; одним из таких явлений принято считать смерть.

Смерть - это прекращение, полная остановка биологических и физиологических процессов жизнедеятельности организма. Смерть обладает двойственным началом: с одной стороны, это биологическое явление, объясняющееся рядом природных факторов, никакие специфичные черты культуры и общества не могут повлиять на то, что человек смертен по природе своей. Но смерть есть одновременно и часть культуры, что влияет на человека, ведь развитие общества и восприятие феномена смерти взаимосвязаны, обладают специфичными чертами, свойственными только им в данное время и в данных условиях. Смерть и страх её могут формировать в обществе законы и правила, что регулируют его функционирование. Отношение к смерти определяет специфику религиозных взглядов, лежит в основе философских и научных изысканий.

Актуальность работы обусловлена, во-первых, тем, что смерть - социальный, психологический, биологический феномен, актуальный для каждого человека, для любой из существующих систем общества. Во - вторых, молодежная среда наиболее пластична и многовариативна, относительно быстро и легко изменяется и принимает в себя новые веяния, формируя собственное мнение, чем, несомненно, привлекает влияние исследователей.

Степень изученности темы. Тема смерти разносторонне охватывается в научной литературе; рассмотрим имена некоторых учёных, что разрабатывали данную тему для своих исследований в рамках социальных наук. Ф. Арьес написал масштабный труд, раскрывающий эволюцию мнений европейского человека о смерти, основанный на изучении документов и памятников культуры. З. Фрейд и последователи психоанализа рассматривали танатос как одну из движущих сил человечества. Отечественные социологи и антропологи так же не обошли тему конца жизни стороной; среди наиболее значимых работ можно назвать исследования и труды за авторством А.В. Андреевой, П.С. Гуревич, А.Я. Гуревич, С. Рязанцев и др.

Объект исследования - феномен смерти в молодёжной среде.

Предмет - представления молодёжи о смерти и связанных с ней явлениях и действиях, эмоциональная оценка феномена, а так же научные взгляды на смертность человека.

Цель - изучение отношения молодёжи к феномену смерти, его основных аспектов.

Задачи, вытекающие из целевой установки:

1. Изучение теоретических аспектов понимания феномена смерти в социально-гуманитарном знании.

2. Выявление основных факторов, влияющих на формирование представлений о смерти у молодёжи.

3. Эмпирическое изучение мнения молодёжи о феномене смерти, его эмоциональной оценки.

4. Выявление специфичных черт отношения молодёжи к смерти.

Теоретико-методологическая база. В курсовой работе мы использовали междисциплинарный подход, позволяющий рассмотреть отношение к смерти среди представителей социологических, психологических и антропологических наук. Благодаря аналитическому методу мы имеем возможность рассмотреть основные факторы, влияющие на формирование образа смерти в сознании молодых людей. В прикладной части работы мы использовали метод анкетного опроса для исследования основных представлений молодёжи о феномене смерти.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Теоретические аспекты изучения феномена смерти

1.1 Феномен смерти в социально-гуманитарном знании

 

Бесспорно, что смерть - понятие универсальное, не зависящее ни от временной эпохи, ни от строя общества, ни от личных качеств человека. Смерть есть феномен биологический - точно так же, как рождение, половая зрелость или старость. Смертность - явление социальное, как и рождаемость, брачность или преступность. Летальность - факт фиксируемый и прогнозируемый в каждом конкретном случае исходя из средней продолжительности жизни и общих условий среды[1]. Действительно, каждый человек, какую бы он жизнь ни прожил, что бы он ни знал, чего бы ни достиг, рано или поздно, как говорится, «в свой час», покидает этот мир. Умирали и короли, и рабы, и великие ученые, философы, посвятившие свою жизнь изучению того, что есть сама смерть, что же находится за чертой.

«В древности к смерти относились эпически[2], - пишет Шенкао М.А., - героически спокойно, и лишь позже, с обострением чувства личного бытия, смерть стала восприниматься трагически». Примерами самых ранних в истории человечества научных осмыслений понятия смерти может судить «Тибетская книга мёртвых», «Книга мёртвых» у древних египтян, размышления Платона, Сократа, Аристотеля. На последних и остановим наше внимание.

Сократ жил в ожидании смерти, принимая её как данность. В те дни, что предшествовали его смерти, он высказывал мысль, что «умереть, говоря по правде, значит одно из двух: или перестать быть чем бы то ни было, так что умерший не испытывает никакого ощущения от чего бы то ни было, или же это есть для души какой - то переход, переселение ее отсюда в другое место[3]». Платон считал, что смерть есть не более, чем выделение души из тела[4], следовательно, что за жизнью существует ещё и другая, а может и не одна, форма существования. Аристотель же и вовсе не указывает в свих работах на возможность продолжения индивидуального (физического) существования души человека после смерти тела, то есть утверждает идею безличностного бессмертия лишь божественного духа[5]; что человек, умерев, может, конечно, переродится, но уже не будет той же личностью. Позже, во время появления учения эпикурейцев, смерть и вовсе перестаёт существовать как что-то, что имеет непосредственное отношение к человеку.

Позже в Европе наступает эпоха падения Древнего Мира, на смену ей приходит раннее христианство. Всё, что существует в мире, описывается с помощью религиозных текстов, описаний жития святых, постановлений церкви и работ её служителей. Эволюции взглядов относительно смерти, захоронений, составления завещаний в Европе, начиная с VIII-IX веков, посвящена масштабная и интереснейшая работа Арьеса «Человек перед лицом смерти». В процессе чтения работы мы узнаём, что ранняя католическая церковь попирает тело, оно лишь вместилище для души; смерть есть факт, ежедневно человек сталкивается с ней; кладбища - эти величественные места упокоения - сначала не существуют как явление, а после, появившись вокруг церквей и развиваясь, становятся центром жизни - рынком, главной площадью, местом встреч и проживания. Позже, когда тело в жизни людей «обретает вес», земная жизнь сначала сравнивает свои позиции с жизнью загробной, а после и вовсе превосходит её. Постепенно появляется осознание смерти, а затем, через страх потери накопленного богатства, приходит в массовое сознание неутешительная истина - все умирают, но никто не знает, что за чертой; страх потери имущества трансформируется в другой - страх смерти и умирания. Появившись в сознании людей как что-то, что всё время рядом и повседневно, смерть, через страх, уходит из нашей жизни в больничные палаты, перестаёт быть чем-то естественным. Ныне факт смерти - выбивающая из колеи неприятная подлость судьбы, а не ожидаемо приходящий итог, как у ранних христиан.

Естественно, невозможно в контексте данной темы не упомянуть Дюркгейма и его этюд «Самоубийство». Так как основная цель работы - рассмотрение фактов самоубийства, мы можем встретить у Дюркгейма мысль, что «смерть является делом самой жертвы, что страда­ющим лицом является сам действующий субъект»[6]. Пожалуй, данное утверждение применимо не только к суициду - смерть любого человека является исключительно его личным делом, ведь именно он, а не кто-либо другой, становится её главным объектом.

Фрейд, создатель психоанализа, рассматривал проблему смысла жизни с учетом теории двух инстинктов: Эроса и Танатоса. Именно Танатос - влечение к смерти - проявляется в различных формах деструктивности и агрессивности. Позже на работах Фрейда, а так же на сочинениях Карла Юнга, последователи теории психоанализа выведут понятия «мортидо» и «либидо», наделив их основополагающими свойствами в человеческих действиях.

Эрих Фромм в работе «Анатомия человеческой деструктивности» ссылается и на разбор концепции Фрейда, Лоренца, Скиннера и на бихевиористов и инстинктуалистов, а после рассматривает некрофильские проявления в сознании людей, конкретно Адольфа Гитлера, и инстинкт смерти. «Часть инстинкта смерти остается деятельной внутри живого существа, и нами прослежено достаточно большое число нормальных и патологических проявлений направленного внутрь инстинкта деструктивности»[7].

Интересная идея о том, что же такое смерть, встречается в «Философических письмах» Чаадаева: «Дело в том, что истинная смерть находится в самой жизни. Половину жизни бываем мы мертвы, мертвы совсем, не гиперболически, не воображаемо, но действительно, истинно мертвы. Взгляните на себя со вниманием обдуманности: вы тысячу раз на день увидите, что за минуту перед этой вы столько же были живы, сколько за час до вашего рождения; что не имели понятия ни о том, что делали, ни даже сознания о вашем существовании. Где же тогда была жизнь?»[8]

Известный русский философ Н.А. Бердяев пишет: «Страх смерти есть предельный страх. Он может быть низким, обыденным страхом, а может быть высоким, трансцендентным. Но страх смерти означает рабство человека, рабство, знакомое всякому человеку. Человек рабствует смерти. Победа над страхом смерти есть величайшая победа над страхом вообще. И вот поразительное противоречие человека в отношении к страху смерти. Человек боится не только собственной смерти, но и смерти других людей»[9].

Сергий Булгаков в своих трудах говорит, что смерть человека «не есть полное уничтожение, но лишь разрушение сложности человеческого естества, отрыв духа от (одушевленного) тела, которое совершается чрез умирание».[10] Процесс умирания и самой смерти в его работе разделены, термин «умирание» становится синонимом «болезни»: «болезнь и смерть для каждого отдельного человека являются следствием ему неведомых причин, как бы неким личным фатумом».

Сергей Рязанцев в своей книге «Танатология - наука о смерти» в самой первой главе говорит о том, что для людей свойственно некоторое замалчивание смерти. «Впрочем, - пишет он, - людям всегда было свойственно избегать разговоров о смерти, и даже само слово "умереть" в повседневной речи старались заменять какими-либо другими, более смягченными выражениями: "отправиться в лучший мир", "приказать долго жить", "протянуть ноги"».[11] Далее он приводит примеры из различных языков: английский - to take the ferry" (сесть на паром), "to hop off the twig" (спрыгнуть с ветки); немецкий - "die Augen schliessen" (закрыть глаза), "heimgehen" (уйти домой), итальянский - "ritornerare al nulla" (вернуться к нулю); испанский - "irse al otro potrero" (отправиться на другое пастбище), французский - "casser sa pipe" (сломать свою трубку). То же самое, ссылается Рязанцев, происходит и со словом, что тесно связанно в людском понимании со смертью - это слово «кладбище».

Владислав Петров в книге «Древняя история смерти» рассматривает различные мифы, в которых подробно описывается, как появилась в мире смерть, почему она стала жить среди людей и забирать их к себе. «Если разгадать тайну смерти, то тогда, может быть, станет ясен и смысл её»[12]; далее книга, оперируя мифами племён всех континентов, древних и ныне живущих народов, ведёт нас к пониманию феномена смерти в сознании данных обществ. Но смысл смерти и жизни даже по прочтении так и остаётся секретом, хотя книга и оканчивается словами о том, что смерть - это ещё не самое худшее, что может произойти с человеком.

В 1956 году в Нью-Йорке по инициативе Х.Фейфела собирается междисциплинарный конгресс, засвидетельствовавший рождение новой науки - танатологии[13]. Отныне все научные и гуманитарные исследования смерти становятся изысканиями именно в данной отрасли, хотя, по словам Сабирова В.Ш. до целостного, мировоззренческого понимания смерти танатология так и не добралась, несмотря на создание её на базе позитивизма[14].

До последнего времени изучение смерти в России не было популярным занятием в научных кругах. С.В.Мохов говорит, что «из работ последнего десятилетия можно выделить только исследования Михаила Алексеевского, Анны Соколовой, Евгения Сафронова и др. Все указанные авторы являются практикующими антропологами и публикуют результаты собственной полевой работы, поэтому их статьи носят строгий эмпирический характер»[15].

Светлана Еренмеева в статье для журнала «Археология русской смерти» рассматривает причины табуирования темы смерти в повседневном и научном сознании: «Теперь о смерти не говорят. Точнее, попытки говорить о ней наталкиваются на стену молчания»[16]. По её словам, всё началось ещё в СССР, где смерть не принадлежала человеку, она принадлежала государству. С 1918 года существует приказ «Декрет о кладбищах и похоронах»[17], в сферу регулирования которого включается весь комплекс вопросов, связанных с захоронением, и устанавливаются для всех граждан «одинаковые похороны».

Следует отметить, что некоторые работы, связанные с изучением жизни, действий людей, находящихся на пороге смерти, а так же по такой теме, как самоубийство, могут быть запрещены на территории России по решению Роскомнадзора. Так, например, была запрещена статья, написанная о самоубийствах среди онкобольных[18].

Но всё же в последнее время наблюдается рост заинтересованности в изучении социологии смерти. В Санкт-Петербургском государственном университете на кафедре «Философской антропологии» в 1993 г. была создана «Ассоциация танатологов». А в 2012 году Россия вступила в FIAT-IFTA (Международная Конвенция Международной Федерации Ассоциаций Танатологов)[19].

Отечественные журналы гуманитарного профиля, например, «Вопросы философии», «Философские науки», «Социс», уделяют немалое внимание вопросам смерти[20]. Появляются исследования, посвящённые изучению различных аспектов: представлений, существующих в обществе, проблема самоубийств, в том числе и подростковых, изучение пространства кладбищ. В октябре 2015 года создаётся первый российский научный журнал, посвящённый death studies – «Археология русской смерти». В последнее время Интернет активно способствует изучению и просвещению на тему смерти (например, некоторые сайты: «Виртуальное кладбище. Новые литераторские мостки», «Уровень Смерть», «Смерть в Internet»).

Из всего выше описанного можно сделать вывод, что, несмотря на обилие источников и точек зрения в научной среде, в современном мире подход к изучению смерти поменялся. А благодаря тому, что публицистика и научные труды переходят в разряд работ с электронным доступом, это открывает новые пути для получения информации по данной теме наиболее Интернет-активной группе - молодёжи.

 

1.2 Специфика современного понимания феномена смерти в молодёжной среде

 

Психологическая наука указывает, что со смертью мы встречаемся ещё в детском возрасте. Понимание смерти у детей появляется примерно с пяти лет, ребенок колеблется между принятием и её отрицанием. Смерть глазами детей дошкольного возраста воспринимается с огромным трудом в силу недостатка жизненного опыта и сложности понимания абстрактных явлений и понятий[21]. Да, может случиться так, что умирает какой-то старший родственник, но в сознании ребёнка он воспринимается как куда-то исчезнувший из поля зрения и способный вернуться в любой момент.

Первое понимание смерти приходит к человеку в подростковом возрасте, а вместе с ним приходит и страх: одни подростки начинают беспокоиться, размышляя о смерти, некоторые даже подумывают о самоубийстве; другие становятся дерзкими, глумятся над смертью, распевают высмеивающие её песенки, смотрят фильмы ужасов. Некоторые подростки бросают вызов смерти, идя на безрассудный риск[22]. Позже, по мере взросления, размышления человека по данной теме складываются в какую-то систему, обретают хоть и не всегда завершённый, но уже более статичный вид.

Существует связь между установками в отношении к смерти, доминирующими в данном обществе на определённом этапе истории, и самосознанием личности, типичной для этого общества[23]. Молодые люди, формируя собственную систему мировоззрения на основе легкодоступного множества информационных источников, создают своё особое понимание первородного понятия.

Естественно, на понимание феномена смерти влияет личный опыт. К нему можно отнести наличие у молодого человека умерших родственников, знакомых, друзей, а так же возможное присутствие в окружении смертельно больных людей. Меняется восприятие феномена и в том случае, если молодой человек сам находился или находится под угрозой в отношении собственной жизни: болезнь, попытки суицида, память о пребывании в опасной ситуации.

Ещё одним фактором, влияющим на точку зрения, является, несомненно, религия. Религиозные тексты объясняют нам, что же ждёт нас за чертой. Само поведение может зависеть от того, что говорит религия о смерти и жизни после неё - оно может быть более или менее упорядоченным, рациональным, затабуированным. Но, если верить научным исследованиям, то у молодых россиян пока не сформировано религиозное сознание, нет четкого представления о сущности религии, в сознании молодежи переплетены между собой такие религиозные объекты как Бог, мистические силы и сверхъестественные силы, что противоречит исконному пониманию религии как веры в Бога или Богов[24].

Само общество по-разному может относиться к размышлениям о естественном или насильственном прекращении жизни, иногда накладывая на данную тему табу. «Еще недавно феномен смерти был вычеркнут из орбиты гуманитарных и естественных наук. Культура может время от времени накладывать известное идеологическое табу на размышления о смерти» - видим мы в первом же абзаце книги В.В.Варавы[25].

Семья, как первый социальный институт, с которым индивид знакомится в своей жизни, и который воспитывает и учит его, непосредственно формирует у человека понимание и собственное представление о смерти. Кардинально будут различаться мысли у того, кто с детства получает объяснения и информацию по данной теме, от того, в семье кого обсуждение феномена смерти находится под запретом.

Но, помимо основных институтов общества, на человека влияет и его личное окружение, его увлечения, виртуальная реальность.

Смерть в наше время перестаёт быть для молодых людей окончательным завершением публичной жизни. Нашумевший случай самоубийства Рины Паленковой - девушка легла под поезд, поругавшись с парнем, - может стать циничным, но ярким примером того, как образ человека живёт после смерти. Страница Рины в социальной сети (https://vk.com/id_7698073) до сих пор не заблокирована. Постоянно растёт число подписчиков, добавляются «лайки» и «репосты» к записям, число подарков в адрес девушки перевалило за 9 тысяч. Единственное, что сделала администрация соц.сети по отношению к «страничке» девушки - удалила её предсмертные фото, сделанные на фоне железнодорожных путей и поезда. Девушка стала одним из ярких образов в сознании молодёжи, особенно после того, как интернет-сообщество всколыхнули так называемые «группы смерти». Подростки наделили Рину неким мученическим ореолом, приняв её поступок, как смелый шаг и факт протеста против мира. Простая самоубийца «живёт» для тысяч людей, что, кажется, не до конца осознают ситуацию.

Сергей Мохов, создатель журнала «Антология русской смерти», в статье для интернет-журнала «FURFUR» рассказывает о взаимосвязи таких понятий, как смерть и интернет. «Интернет-контент не приватизируется близкими людьми после смерти, - говорит он. - Каждый желающий может воспользоваться абсолютно любым элементом, любой составной частью контента, чтобы создать свою собственную историю умершего человека. Право на личные вещи умершего больше никак не принадлежит семье. Можно легко взять картинку, пост со стены мёртвого человека и сделать с ним свою маленькую историю. Интернет делает смерть публичной».[26] Сама форма существования информации о человеке в сети Интернет делает человека в некотором смысле бессмертным - с ним можно продолжать «общаться» через записи на стене или «лайки», мы можем узнавать биографию человека через его посты и записи, картинки, музыку. Социальные сети не удаляют страницы мёртвых людей; будь гоголевские «Мёртвые души» написаны в XXI веке, то они обрели бы именно такую форму.

Интернет и социальные сети вернули человеку его смерть и мортальные потребности. Социальные сети всё больше осваиваются как средство мемориализации, конструирования сообществ смерти. Причём спектр подобных сетевых сообществ просто огромный - от создания пабликов, посвящённых памяти человека, целых виртуальных кладбищ до групп помощи и сбора денег умирающему от рака[27].

«Человек сегодня почти не сталкивается с мертвым телом в реальной жизни, но даже если это и происходит, похоронные бюро тут же забирают покойника, чтобы «оформить» его «по всем правилам международного дизайна, стэндинга, смайлинга и маркетинга». Ему придают вид живого, пытаясь исключить все возможные признаки наступившего конца. Это крайнее отрицание смерти превращается в симулякр жизни, в фантазм, которому нет места нигде, кроме сферы воображаемого»[28] - именно этой цитатой хотелось бы начать рассуждения о связи понимания смерти и современных массмедиа, книг, игр, фильмов. Мы видим примеры бессмертных или потенциально бессмертных существ в книгах (например, Дориан Грей в книге Оскара Уальда), комиксах (Дедпул во Вселенных Marvel-comics), персонажей сериалов, что умирают, но не совсем (Джон Сноу из «Игры Престолов», две девушки в виртуальной реальности в сериале «Чёрное зеркало»). В любой компьютерной игре можно умереть, а после воскреснуть на том же уровне, а иногда, применив чит-код, и вовсе стать бессмертным.

С другой стороны, образ смерти обыгрывается во многих фильмах как данность. Нам показывают умирающих персонажей, страдающих от болезней (например, два главных героя в фильме «Достучаться до небес» или же «Далласский клуб покупателей»), случайной смерти («Мальчик в полосатой пижаме»), роковому стечению обстоятельств (оскороносный «Титаник»).

В вышеуказанной статье Сергея Мохова говорится о следующей статистике: «по мнению Джеймса Грина, которое он высказал в своей книге «Beyond the Good Death», среднестатистический американец за год видит в СМИ, кино и интернете приблизительно 16 тысяч убийств»[29]. Далее следует ссылка на термин Джеффри Горера, который называет это «порнографией смерти», ведь секс и смерть - две наиболее эмоционально насыщенных темы.

Игра на образе смерти в произведениях не нова. Многие классические сюжеты строятся на смерти, будь то живопись («Юдифь и Олоферн», «Последний день Помпеи», «Похороны в Орнане»), поэзия (например, «повышенная смертность» в Шекспировском «Гамлете» или «Стихи о смерти» Бодлера), музыка («Пляска смерти» Листа). Все эти сферы культуры реагировали на господствующие в их время в обществе представления о смерти, но и так же влияли на них. Поэтому нет ничего удивительного, что современное «недоумирание» в культуре и романтизация или, в противоположность, сведение смерти до бытового события влияют на восприятие молодёжи, на её взгляды и суждения.

Ссылаясь на уже упомянутую не раз книгу «Человек перед лицом смерти» Филиппа Арьеса, укажем, что в общем сознании общества до сих пор существует героический образ процесса умирания: в окружении самых близких, совершив героический поступок или просто завершив свои дела, встречая смерть мужественно, как данность. Родившись ещё в средневековых поэмах и сказаниях, воспетый позже в книгах, а после и в фильмах, образ «почившего от дел своих» крепко засел в молодых умах.

Становится при этом непонятным идеализирование подчас понятия суицида в молодёжной среде. Выше уже было упомянуто о примере молодой девушки, но ведь данный случай не единичен.

В традиционных обществах самоубийство могло стать искуплением слабости духа (например, традиция сепуку среди самураев), доказательства преданности роду и мужу (самосожжение вдов в Индии). Но ныне мировые религии осуждают прекращение собственной жизни, обещая за это либо муки, либо отсутствие перерождения и т.д.

Проходя через художественную культуру образ самоубийцы, вопреки инстинктам, становится в сознании чем-то светлым. Доказательно установлено, что появление в 1744 году "Страданий юного Вертера" Гете, где была описана жизнь и смерть юноши от несчастной любви, вызвало целую волну самоубийств среди молодежи. Анна Каренина, не справившись с гнётом моральных норм, бросается под колёса поезда. Есенин и Маяковский - известнейшие и, главное, популярные в наше время в молодёжной среде поэты-самоубийцы, продолжают формирование благородно-возвышенного образа. В 1947 году фотограф Роберт Уайлс публикует фото 24-летней самоубийцы Эвелин Макхейл, что спрыгнула со смотровой площадки Эмпайр-стейт-билдинг. Фотография до сих пор считается «самым красивым фото самоубийства», ведь девушка, упав на крышу машины, была навечно запечатлена художником в изящной позе. Мэрелин Монро, кумир миллионов, выпивает смертельную дозу снотворного; Иен Кэртис, лидер группы Joy Division, кончает жизнь на бельевой верёвке; Курт Кобейн стреляет в себя из дробовика… Список того, как была идеализирована смерть через самоубийство путём её красивого изображения или же иллюстрированием с помощью кумиров примером можно продолжать бесконечно.

Все вышеперечисленные факты оказывают влияние на формирование образа смерти в сознании молодого человека. Не столкнувшись, за некоторыми исключениями, со смертью лично, он впитывает в себя образы из культуры, семьи, религии, общества, а после формирует свой собственный взгляд.

Следует отметить, что за последние 20 лет существовали и исследования отношения к смерти, проведённые среди молодёжи. Так Лаврикова И.Н. и Чистопольская К.А. проводили опросы в различных высших учебных заведениях страны, изучая мнение студенчества по данному вопросу. Именно по стопам данных исследователей мы и будем идти в нашей работе.

Да, подход к вопросу понимания и представления смерти у каждого человека индивидуален, но нам кажется, что всё множество взглядов можно сгруппировать, упорядочить, выделит определённую систему и закономерности. Именно это мы и попробовали сделать в нашем исследовании, с результатами которого можно ознакомиться далее.


Отношение молодёжи к смерти: эмпирический анализ

2.1 Результаты проведённого социологического исследования

 

Опрос был проведён нами в апреле 2017 года среди студентов на основе методики, предложенной в исследовании И.Н. Лавриковой[30]. В указанном исследовании двадцатилетней давности исследователь использовала иной возрастной диапазон для респондентов и другой объём выборки. Следовательно, мы не можем использовать данные для сравнения, но имеем право взять за основу нашего исследования вопросы и основные категории для анализа ответов анкеты.

В анкетировании приняли участие 70 респондентов: 37 юношей и 33 девушки в возрасте от 17 до 26 лет. Опрос проводился в г.Краснодар среди учащихся высших учебных заведений (КубГУ, КубГАУ, КубГТУ, КубГМУ) - именно это и обуславливает выбор выше обозначенного возрастного критерия по выбору респондентов. Предметом изучения стало понимание смерти в молодёжной среде, целью - выявление отношения молодёжи к собственной смерти и смерти других людей, специфики понимания и эмоциональной оценки данного явления.

Респондентам была представлена анкетный лист, включавшая в себя девятнадцать вопросов (большая часть которых была представлена в открытой или полузакрытой форме), в которых опрашиваемые имели возможность полно и разносторонне осветить свою точку зрения (см. Приложение 1). Так же следует упомянуть, что использовались on-line Google-Формы для опроса, что оправданно тем, что, во-первых, данная форма удобна для респондента (молодёжь привыкла излагать мысли, печатая их, а так же проводит много времени в сети Интернет, что позволяет заполнить анкету в любое удобное для респондента время) и для социолога (исключается личный контакт, следовательно, респондент чувствует себя менее скованно, не чувствует «надзора» интервьюера). Так же on-line-опрос не позволяет респонденту заполнить анкету дважды или пропустить какой-либо вопрос.

В дальнейшем анализе ответов и их цитировании в качестве примеров сохраняется авторский стиль ответов, а так же орфография, пунктуация.

На первый вопрос «Что такое смерть?» молодые люди давали ответы, которые можно разделить на три группы. Во-первых, указание, что смерть - начало чего-то нового, например, «переход в другой мир», «переход в иную плоскость» или же «начало новой жизни» (27%). Во-вторых, биологическая сторона процесса - «окончательное прекращение процессов движения, изменения и обмена веществ в теле» и «остановка процессов жизнедеятельности организма» (26%). В-третьих, сравнение на антонимичных понятиях «жизнь-смерть» - «обратная сторона жизни» и «когда живое становится мёртвым» (26%). Помимо этого, встречалась доля ответов, связанных с прекращением мыслительной деятельности - «окончание восприятия нами этого мира» и «угасание сознания» (8,6%). Среди прочих следует отметить ответы «истина», «конец», «пустота, ничто, полное отсутствие чего-либо», «то, что случается с другими», «что-то неизбежное», «засыпаешь вечным сном».

51,4% респондентов указывают, что вполне способны представить собственную смерть, ссылаясь на хорошую фантазию, её (смерти) неизбежность, естественность, непредсказуемость. Из данного числа 6 человек подробно описали, как себе это представляют, например, «умру в ДТП, либо от сердечного приступа где-нибудь в 35-50», «насильственная смерть», «самоубийство от одиночества или сильного эмоционального потрясения». В противовес данным респондентам идут те, кто не может представить собственную кончину (31,4%) - «не могу. Потому что мы не выбираем смерть», «нет, я пока не хочу умирать». Достаточная доля опрошенных (15,7%) боится представлять завершение своей жизни - «считаю, что меня это каким либо образом минует», «я ещё молодая», «думаю, это будет слишком больно» - при этом подобные ответы давались как самостоятельно, так и в сумме с утверждением, что респондент может или не может представить собственную смерть.

«Является ли смерть необходимостью, или же она представляет разновидность недуга, с которым человек может когда-нибудь справиться?» - именно так звучал следующий вопрос нашего опросного листа. Более двух третей респондентов (68,6%) указали, что это необходимость, при этом ссылаясь на количество ресурсов на планете («это необходимо, чтобы была возможность жить следующим поколениям, так как земных ресурсов не хватит надолго из-за перенасыщения людей»), на некий отбор («смерть - это необходимость. Она отсеивает идиотов. К сожалению, и умных тоже»), на, как кажется респондентам, «логический конец; точка, без которой не может обойтись ни одно предложение». Лишь 5 человек - 7,15% - однозначно высказались, что процесс умирания - это не более чем недуг, что с ним нужно бороться, ведь «в большинстве случаев умирающие люди не хотят встречи со смертью, следовательно, зачем миру что-то, что может сильно огорчить? А как же страдания близких умершего? Это ведь ужасно» или же, что «смерти от "старости" не существует, это всегда либо отказ каких-нибудь органов, или инфекции, или ещё что-нибудь. Так что да, это вполне возможно. Особенно учитывая то, что мы увеличили среднюю продолжительность жизни человека с 20 лет до 80». Присутствует среди ответов на данный вопрос среди респондентов и двойственное отношение: признаётся, что смерть - необходимость, но при этом высказываются и мнения о необходимости преодолеть данную тенденцию. Так в пример можно привести следующий ответ: «Люди всю жизнь пытаются отсрочить смерть, побороть её, (перебирались с дикой местности в более безопасную, создали лекарства, дают с детства вакцины и т.п.) … В тоже время я против бессмертия человека, со временем у человека произойдёт эволюция "страха потери" и попросту, человек забудь что такое "потерять", ведь именно дуновение смерти никогда нельзя предотвратить, а мертвого воскресить».

Встречались на данный вопрос и ответы, которые не отвечали напрямую на поставленный вопрос, но всё же представляют немалый интерес. Так один из респондентов написал «Ой, не надо с этим справляться. Слишком много плохих людей ходит по Земле». Но большее количество ответов «не по теме» посвящено тому, что после обретения бессмертия людьми «начнутся новые проблемы».

Далее мы предоставили респондентам возможность оценить смерть благодаря вопросу «Хороша или плоха смерть? Почему?». Почти половина, 42,9% от общего числа опрошенных, указала, что смерть нейтральна: «она закономерна», «две стороны одной медали. Хороша, потому что планета переполнится, плоха – уходят близкие люди», «само по себе это печальное событие, но оно необходимо», «она просто есть, и не может быть плохой или хорошей». «Хороша» смерть для 8,57% ответивших: «потому что не будет перенаселения», «исчезает всё, что наворотил человек», «нужна и нам лично, чтобы закончить эту историю, и тем, что это даст толчок для нового витка других историй». Противоположный ответ, «плоха», дали почти в два раза больше - 14,3% - респондентов: «Почему? Ответ довольно прост - заканчивается жизнь. А прекрасней жизни ничего нет», «мало кто хочет умирать», «все пропадает, и все что ты делал в жизни больше не имеет значения». Двойственность и рассмотрение ситуации с разных точек зрения свойственны 22,9% молодых людей: «своя смерть хороша, близких людей - нет», «да, она приносит страдания близким, но это же природа не зря задумала, возможно, что смерть даже начало чего-то большего, перерождение», «Кому как. Безнадежному страдающему больному - хороша, человеку в полном расцвете жизненных сил - нет».

Следует заметить, что 11,4% опрошенных каким-либо образом ушли от ответа: «не знаю», «глупый вопрос», «не понимаю вопрос», «с позиции "хорошо-плохо" можно оценить вещи субьективные, смерть же объективна, поэтому данной оценке н



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: