Преодоление бугров и впадин.




Преодоление бугров и канав, пожалуй, один из самых сложных элементов техники спуска с гор.

Тот, кто, спускаясь на средней скорости, хорошо пройдет канаву и бугор, повороты разучит без труда. Овладение техникой поворота — вершина горнолыжного искусства.

Вернемся к уже разобранным элементам — спуску в основной стойке с приседанием и выпрямлением. Перемещать центр тяжести тела в вертикальной плоскости можно только тогда, когда он лежит в пределах площади опоры. Тем самым вы контролируете правильное положение тела. Центр тяжести лыжника всегда должен находиться на вертикали, проведенной от середины грузовой площадки, т. е. положение спортсмена не должно изменяться по отношению к лыжам. Точнее говоря, для сохранения устойчивого положения колебания вокруг этой вертикали допустимы при условии, что наибольшее отклонение не выходит за границы площади опоры. Круче склон, круче идут лыжи — центр тяжести выводится вперед (рис. 27). Приседания необходимы также для регулирования давления лыж на снег во время спуска. Как же его регулировать? Разве не давит на склон сила веса и вес снаряжения? Давит, когда вы стоите на ровном месте. Когда же спускаетесь со склона, то на лыжи приходится уже только часть этого веса. Чем круче склон, тем большая часть вашего веса переходит в силу, вызывающую движение вниз, и тем меньшее давление падает на ноги. Сцепление со снегом уменьшается.

Начинающий лыжник на пологой горе развивает на горных лыжах скорость до 40 км в час; во время скоростного спуска скорость доходит до 100 км в час. На специальных спусках, где устанавливаются рекорды, скорость достигает 175 км в час.

А какова предельная скорость? Ответить на этот вопрос нетрудно — это скорость свободного падения в воздухе. Парашютист, летящий с нераскрытым парашютом, в свободном падении развивает скорость немногим более 200 км в час. Это и есть предел.

На первых порах для горнолыжника и 40 км в час — это космическая скорость.
— Но причем же здесь изменение давления на снег? — спросите вы.

Известно, что главный противник лыжника на спуске — силы инерции. Они иногда проделывают с человеком самые неожиданные и весьма малоприятные шутки. Эти силы появляются при изменении скорости или направления движения.


Рис. 33. Преодоление бугра:
а) пассивная амортизация; б) активная амортизация; в) активная амортизация с опережением; г) опережающий подскок.

Пока вы едете по ровному, гладкому склону, все идет, хорошо. Нужно только немного подать тело вперед, так как скорость все же растет и возникает необходимость гасить медленно увеличивающуюся силу инерции. Но вот на пути бугор. Взмах руками — и... приземление на спину. Что произошло? Траектория движения центра тяжести вашего тела резко изменилась, а на ноги пришелся удар, направленный назад-вверх. Совокупные силы при этом стремятся опрокинуть лыжника на спину. Значит, удар следует амортизировать резким приседанием на бугре и подачей тела вперед за счет сгибания коленей. Удар назад-вверх гасится движением вперед-вниз. В этом случае при проходе бугра траектория центра тяжести изменится меньше, а в момент резкого приседания давление лыж на снег упадет и удар на ноги смягчится.

Такое приседание носит название амортизации. Разучивают его в движении по ровному склону, последовательно приседая и выпрямляясь на обеих ногах. Затем можно переходить к преодолению небольших одиночных бугров.

Не забудьте о руках — их ни в коем случае нельзя поднимать вверх, отводить назад или в сторону. Иначе вы можете изменить правильное положение центра тяжести и создать опрокидывающий момент. Полусогнутые в локтях руки держат палки в кистях, находящихся на уровне бедер. В момент приседания кисти рук идут к коленям. Приседание тем быстрее, чем больше скорость спуска и тем глубже, чем выше бугор.

Пассивная амортизация при наезде на бугор характеризует такое движение лыжника, при котором скорость приседания оказывается недостаточной, чтобы погасить действие вертикальной силы, возникающей при ударе. Траектория движения центра тяжести лыжника изменяется, поднимается над бугром, в результате чего неизбежен полет. Носки лыж задираются кверху, туловище стремится отклониться назад. Чтобы этого избежать, туловище подают вперед, ноги за бугром не распрямляют, руки опускают к коленям, держа тело в группировке.

Активная амортизация характерна тем, что скорость приседания лыжника такова, что удара при наезде не происходит, лыжи от снега не отрываются. Это становится возможным благодаря быстрому сгибанию коленей и энергичной подаче туловища вперед.

Активная амортизация с опережением достигается за счет очень быстрого сгибания коленей, опережающего наезд на бугор, резкого подтягивания задников лыж вверх-вперед. В этом случае лыжи отрываются от снега еще перед бугром. Опускаясь на снег после прохождения бугра, они плавно вписываются в склон и дают даже некоторое приращение скорости, так как к обычной движущей силе здесь после бугра добавляется инерционная составляющая за счет опускания ног. Для сохранения вертикального положения тела необходимо быстро подать туловище вперед и одновременно подтянуть колени.

Опытные лыжники проходят бугор в прыжке, делают так называемый опережающий подскок. В этом случае лыжи не связаны со склоном, и что под ногами — бугор или канава — не имеет значения, лишь бы траектория полета была правильной.

Разучивать опережающий подскок начинают с упражнений в движении по ровному склону и с подпрыгиваний. Нужно не просто прыгать вверх, а стремиться отрывать от снега вверх-вперед только пятки лыж. Это движение соединяется с энергичным сгибанием коленей.

Преодоление вала, т. е. бугра высотой более метра, требует от лыжника умения четко владеть скоростью. Скорость наезда на вал должна быть такой, чтобы вы успели его «обработать», иначе вас перевернет на спину и бросит на ровное место головой вниз.


Рис. 34. Преодоление вала

Вал лучше всего проходить в активном прыжке, оттолкнувшись у подножья в тот момент, когда начнет нарастать давление на лыжи. Подскок делается резко, с использованием упругости лыж, которые в этот момент касаются снега носками и пятками, а середина их «работает», как пружина.

Толчок обеспечивает интенсивный поворот тела вперед, почти кувырок. Полет над валом выполняют в группировке, при этом колени подтягивают как можно выше.

Если скорость полета окажется достаточно высокой, то сразу на противоположном склоне вала ноги резко опускают, чтобы избежать приземления на ровное место.

Разучивают прохождение вала при постепенном наращивании скорости разгона. Первый раз стремятся преодолеть вал, не отрывая лыж от снега.

Прохождение канавы или ямы. Лучше всего ее перепрыгнуть. Если же канава широка, то перед ее краем резко приседают — опускают центр тяжести. В самой канаве, резко опустив ноги вниз, распрямляются и сразу же снова резко подтягивают их — смягчают удар о противоположный край.


Рис. 35. Преодоление канавы

Траектория движения центра тяжести идет по возможности прямолинейно, и удар на ноги гасится.

К преодолению канав приступайте после того, как научитесь хорошо проходить бугры. Для начала канаву выбирают пошире, помельче и с пологими краями. Разучивая это упражнение, не развивайте большой скорости.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: