По-человечески рассуждая, понятно, почему именно в это время апостол Павел особое внимание уделяет наставлению хранить предание. Апостол говорит о необходимости хранить преданное доброе учение, здравые слова: «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1 Тим. 6:20); «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе» (2 Тим. 1:13). Не только – Христу быть верным, а хранить некое учение. Апостол Павел говорит о том, что доброе учение, здравые слова согласно благовествованию Блаженного Бога. Это не есть учение Павлово. Это слова посланного благовестию Блаженного Бога, которое мне вверено.
Апостол Павел в узах, он предчувствует свое скорое отшествие, особенно во втором послании. Ему нужно дать надежный ориентир, что будет после него. Особое внимание теме предания, нужно держаться слов Христа.
В контексте учения о предании апостол говорит о священном Писании: «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:14-16). Это единственное место в Священном Писании, где само Писание квалифицируется как Богодухновенное. Во 2 ом послании к Петру в 1 ой главе, будет очень близкая мысль, речь о Богодухновенности, но терминологически это не будет выражено. А здесь это единственное место в Писании, Богодухновенное, Сам Бог вдохновляет.
Писание не противопоставлено тому, чего нужно держаться. Писание есть одна из форм Предания. Именно так говорят, Писание есть форма. Священное Предание это более широкое понятие, это жизнь в Духе, не только знание, которое передается, это опыт жизни в Церкви, освящения, предстояния Богу.
Вопрос №24.
Послание Святого Апостола Павла к Евреям и его место в Павловом корпусе посланий. Суждения древней Церкви о послании. Проблема авторства и разные варианты её решения. Язык, форма и круг идей послания.
Адресат послания.
Ответ
Уникальный памятник как богословский, так и литературный.
Послание к Евреям - занимает особое место в корпусе Павловых посланий и этим нарушается принципы:
а) от больших к меньшим;
б) от общинных к индивидуальным.
Это говорит о сомнениях относительно апостольского происхождения послания. Язык послания не Павлов, это самый лучший язык во всём Новом Завете.
Авторство.
Версии авторства: Варнава (левит), Лука, Климент Римский, Сила, Аполлос (по Лютеру). Возможно послание коллективное, а Апостол Павел соавтор (по епископу Кассиану Безобразову).
Начиная с V ого века, автором послания авторитетные церковные источники безоговорочно называют Апостола Павла. Признание Церковью авторства Апостола Павла в данном случае имеет особую важность, поскольку само послание имеет несколько особенностей, которые говорят против авторства «Апостола языков».
Послания Апостола Павла имеют определённую структуру, формуляр: приветствие, молитва, послание, которое делится на догматическую и практическую часть, связанные между собою, и конечное приветствие, иногда постскриптум. В этом послании нет привычного вступления в духе Апостола Павла. С первого стиха, фактически, начинается высокое богословие, богословский трактат. Основной корпус послания хоть и содержит практические наставления, как это у Апостола Павла бывает, но они между собой по иному взаимодействуют, чем в традиционных посланиях Павловых.
Особенности.
Наиболее существенными отличиями, по сравнению с другими посланиями Апостола Павла, можно считать следующие:
§ Правильный греческий язык послания (приближающийся к лучшим образцам классической прозы). По мнению специалистов, послание изначально было написано по-гречески, поэтому его нельзя считать переводом с еврейского или арамейского подлинника.
§ Ветхозаветные цитаты приводятся не по еврейскому тексту, а исходя из Септуагинты (в частности, псалмы 94, 109; Исход, глава 25; Иерем. 31:31-34), в отличие от других посланий Апостола Павла.
§ Отсутствие традиционного для Апостола приветствия в начале послания; стиль изложения с самых первых строк – торжественный, возвышенный.
§ Большая часть послания написана в первом лице множественного числа (например, «… мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть (2:1)», «Главное же в том, о чем говорим …(8:1)» и т.д.).
Всё перечисленное позволяет сделать, с большой вероятностью, вывод, что текст послания не был изложен непосредственно Апостолом Павлом.