Ремесленное искусство в России




Монголо-татарское нашествие на Русь нанесло ощутимый удар по ремеслу. Помимо разорения городов, большинство мастеров было угнано в рабство, откуда они уже не вернулись. Значительное развитие ремесла началось в XV в. Но уже в XIV в. с подъемом Московского княжества восстанавливается каменное строительство. Главными центрами ремесленного производства были города, монастыри, некоторые крупные вотчины.

 

Значительную роль в развитии ремесла и появляющейся промышленности играли иностранные мастера, специально приглашенные в Москву. Однако в области военного дела вскоре возникла необходимость в опоре исключительно на своих мастеров в связи с ухудшением внешнеполитической обстановки.

 

Литейное дело начало восстанавливаться в XV в. Ранее это был всего лишь прием в ювелирном деле, но уже в начале XV в. были достигнуты большие успехи. С 70-х гг. началось литье первых медных орудий, так, ранее пушки изготавливали из железа. С использованием меди качество артиллерийских орудий значительно выросло, стали изготавливать пушки-пищали и крупнокалиберные мортиры.

 

В Прикладном искусстве XV- XVI века господствует по-прежнему низкий
рельеф, объемные изображения встречаются очень редко.
Плоский рельеф получает распространение в орнаментальной резьбе царских врат и иконостасов.

 

В конце XV в. в Москве создается Пушечный двор. Первые пушки появились на Руси в последней трети ХIV в. Высокого развития получает литье из меди и бронзы. В Москве была открыта Пушечная изба, в которой работали известные мастера, в том числе зарубежные. В последующие века сложилась целая школа пушечных мастеров. Одним из ее представителей был Андрей Чохов, который отлил множество пушек и мортир, в том числе именных, например, он является создателем знаменитой Царь-пушки (1586г) - дуло пушки украшено изображение царя Федора Ивановича на коне (барельеф) и орнаментом. На ее изготовление ушло около 2,5 пудов цветных металлов, ее калибр 89 см, длина ствола почти 5,5 м.

 

 

На XV—XVI века приходится расцвет московской скани.
Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость.


Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин.

 


Пелена «Явление Богоматери преп. Сергию Радонежскому». 1525г.

Для Москвы и Суздаля XIV-XV веков – оклады икон и евангелий, складни и т. д. со сканью,чеканкой, басмой (тиснением), эмалью и литыми изображениями:
1. выполняются великолепные оклады из серебра и золота для церковных книг (евангелие Федора Кишки);
2. драгоценные чаши (чаша работы Ивана Фомина из золота и яшмы 1449г.);
3. нагрудные украшения- панагии, покрытые кружевным узором золотой «Скани» (панагия 1456г. работы Амвросия).


Потир
Москва. 1449 г. Мастер Иван Фомин.
Золото, мрамор
Ковка, скань 25,5 X 18,8 X 19,5 см

Большое распространение в Москве получает искусство художественного шитья (с использование золота и серебра).


Образцом золотого и серебряного шитья может служить известная плащаница 1452г., вклад Василия Темного в новгородский софийский собор, шитая по глубокой камке (шелковая ткань) Её ритмичная композиция и тонкий рисунок лиц выполнены художником школы Андрея Рублева.

 


Святитель Иона Московский. Лицевое шитье

 

Русское ювелирное искусство XVI века славилось и в западной Европе. Изделия выполненные в технике чеканки, скани, эмали, черни, так же применяются драгоценные и полудрагоценные камни.

В шитье все более значительное место занимает золото, серебро и жемчуг

(монументальная плащаница 1560-хг. Мастерской Ефросинии Старицкой, тетки Ивана Грозного с изображением трагической сцены оплакивания умершего Христа.

 

Троица Ветхозаветная. Панагия наперсная. XVIв.

Псков, серебро, горный хрусталь, бирюза, жемчуг, скань, золочение, миниатюра

 

В XVI веке особое распространение получили чернь и эмаль, в XVII веке эмаль (И. Попов), чеканка (Г.Овдокимов), резьба по металлу (В.Андреев, А. Трухменский), чернь (М.Агеев, П. Иванов).


Потир и тарель входят в литургический набор, который, как гласят надписи, был заказан царем Федором Алексеевичем для дворцовых церквей в Московском Кремле.


1. Тарель
Мастерские Московского Кремля
Золото, изумруд, сапфир, шпинель, топаз; эмаль по резьбе, чеканка, гравировка, чернение
2. Потир
Золото, бриллианты, розы, рубины, изумруд, сапфиры, шпинели, аметисты, стекло;

эмаль по резьбе, эмаль расписная, эмаль по рельефу, эмаль прозрачная, литье, чеканка, гравировка

В XVII век получают дальнейшие развитие прикладное искусство.


В резьбе большую роль играет высокий рельеф (барельеф), растительный орнамент, широко применяется позолота и цветные фоны.


Крест с чеканным изображением распятия с предстоящими и бога Саваофа, принадлежал, по преданию, патриарху Филарету, отцу русского царя Михаила Федоровича.


Стилистические особенности креста, изготовленного в мастерских Московского Кремля, восходят к традициям XVI столетия: тонкие изящные линии скани образуют четко выраженный рисунок растительного орнамента, рельефно выступающего на мягко мерцающем золотом фоне, который подчеркивает плавный ритм его композиции. Сканый узор, напоминающий изысканное плетеное кружево, заполнен эмалью характерной для московских мастеров цветовой гаммы: сочетание белого, голубого, зеленого и черного цветов.
Крест - мощехранительница
Москва XVII в.
Золото, серебро;

эмаль по сканому орнаменту,

чернь, чеканка, гравировка

 

 

Заздравную чашу, которую испокон века было заведено поднимать на пирах, в России называли братиной. Наполненная вином, она передавалась по кругу- от соседа к соседу, как бы объединяя всех сидящих за столом в единое братство. Отсюда вероятно, и произошло её название. Братины напоминают небольшие шарообразные горшочки, эту форму они унаследовали от древней керамической посуды, применявшейся в обиходе и во время ритуальных обрядов у славян.

 

Братина

Москва. Первая треть XVII в. Серебро

Ковка, чеканка, гравировка, литье, золочение 25,5 X

13,7 см

 

Серебряный флакон-ароматник – прекрасный образец новгородского ювелирного искусства XVII века, отличается изысканными формами, мягкими линиями стилизованного растительного орнамента, образованного сканой нитью. Оживленный легким блеском вкрапленной в эмаль мелкой зерни, эмалевый узор рельефно выступает на шероховатом канфаренном (особо прочеканенном) фоне. Такой фон, не встречающийся в изделиях московских мастерских, так же как большая сдержанность рисунка и цветовой гаммы, характерны для новородского ювелирного искусства.

 

Флакон-ароматник

Новгород. Конец XVII в.

Серебро; эмаль по сканому орнаменту, чеканка,

канфарение, золочение, зернь

 

От XVII века сохранилось много ювелирных изделий из золота и серебра, отличающихся пышностью и нарядностью узоров растительного орнамента. Техника эмаль с использованием жемчуга и драгоценных камней. Техника эмали становится все более разнообразной.
Живописная эмаль получает наиболее распространение – роспись разноцветной прозрачной эмалью по белому фону (травы, цветы, люди, звери, птицы).


Венец. Москва. XVII в. Эмаль

 

Глина - основа для гончарного производства (посуда: черпаки, миски,
светильники, амфоры, глиняные игрушки, кувшины…)


В Древней Руси уже в X веке с помощью гончарного круга изготовлялись различные чаши, ковши, корчаги, украшенные геометрическим узором.


В XI веке стала применяться роспись с применением глазури и эмали. После татаро-монгольского нашествия русская керамика возродилась уже в 14-15 веках.


В керамике XVI века стало применяться «морение» и лощение.


С XVII века появились плоскорельефные изображения.

 

ПОДГТОВИЛА:
КУТАНОВА ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: