Подготовка к написанию дипломной работы




 

В рамках подготовки к написанию дипломной работы студентам необходимо четко представлять алгоритм и ход исследования, которое будет осуществлено в рамках процесса написания работы. Алгоритм можно представить в виде следующей логической схемы.

1. Выбор места прохождения преддипломной практики;

2. Выбор темы и обоснование ее актуальности;

3. Оценка возможностей получения достоверной, достаточной и адекватной информации для успешного написания работы;

4. Оценка возможностей практического применения получаемых в ходе преддипломной практики навыков для написания работы;

5. Оценка возможностей написания расчетной (практической) части дипломной работы;

6. Определение объекта и предмета исследования;

7. Определение структуры (плана) работы и окончательный отбор источников;

8. Сбор информации по выбранной теме;

9. Обработка и анализ полученной информации с применением современных методов финансового анализа, математико-статистических методов;

10. Выполнение расчетных заданий по теме работы;

11. Написание работы;

12. Формулировка выводов и разработка рекомендаций;

13. Оформление дипломной работы в соответствии с установленными требованиями;

14. Предзащита;

15. Подготовка к защите:

- получение отзыва руководителя;

- получение рецензии;

- оформление иллюстративного материала (раздаточного, плакатов), подготовка презентации;

- подготовка доклада.

16. Защита дипломной работы.

Для успешного написания дипломной работы первые восемь этапов вышеуказанного алгоритма целесообразно пройти в течение первого месяца преддипломной практик. Задача минимум – успешное прохождение первого контрольного рубежа на кафедре.

 

5.2. Структура и содержание дипломной работы

После утверждения темы студент подбирает соответствующую литературу.

Ознакомившись с литературой по исследуемой теме, студент составляет предварительный план и представляет научному руководителю. В нем определяются основные направления исследования, его цели и задачи, последовательность раскрытия поставленных вопросов.

В процессе написания работы по согласованию с научным руководителем в план могут вноситься некоторые изменения и уточнения.

К основным элементам композиционной структуры дипломной работы относятся:

1. Титульный лист;

2. Содержание (план, оглавление) работы с указанием страниц отдельных пунктов плана;

3. Введение;

4. В основной содержательной части выделяются как правило три главы с разбивкой на параграфы (на подпункты) и излагаются основные вопросы темы;

5. Заключение;

6. Библиографический список используемой литературы, который должен включать законодательные и нормативные документы, монографии, статьи из периодической печати, материалы из Интернета, статистические материалы и материалы внутренней отчётности;

7. Приложения (при наличии).

Объем приложений не ограничивается.

Во введении дается общая характеристика дипломной работы: обоснование актуальности выбранной темы, цели, задачи, практическая значимость. Указываются объект и предмет исследования, использованные конкретные методы, как проводилась обработка материала, используемая литература, а также вводятся ограничения по исследованиям.

Объем введения 2 - 4 страницы.

Первая глава, как правило, носит теоретически-методологический характер. В ней на основе изучения литературы, систематизации современных экономических исследований рассматриваются причины возникновения, этапы исследования проблемы, систематизируются позиции российских и зарубежных ученых и аргументируется собственная точка зрения студента относительно понятий, проблем, определений.

При рассмотрении теоретических вопросов необходимо использование статистического материала, что позволяет более аргументировано и наглядно доказывать то или иное высказывание автора или предлагаемые им решения.

Теоретическая часть должна включать (если по определенному с руководителем плану это не предусмотрено в последующих главах) анализ нормативно-правовой базы по исследуемой проблеме.

Вопросы теории излагают во взаимосвязи и для обоснования дальнейшего исследования проблемы в практической части работы.

По объему первая глава, как правило, не должна превышать 30% всей работы.

Содержание второй и последующих глав носит практический характер.

Во второй главе дается, как правило, характеристика организации, на базе которой выполняется дипломная работа, проводится организация ее деятельности. Данная глава носит практический характер. Необходимо дать описание объекта исследования, указав основные направления и специфику его деятельности, структуру управления, структуру финансовой службы, применяемую форму бухгалтерского учета и имеющееся программное обеспечение.

Далее на основе практических данных раскрыть все основные характеристики объекта исследования на конкретных примерах, первичных документах, регистрах бухгалтерского учета, показать особенности учетно-экономического процесса, документооборот, информационные потоки и технологии обработки учетных данных.

Любой упоминаемый документ аналитического и синтетического учета, отчетности должен быть приведен в приложениях к дипломной работе в виде копии, либо специально оформленном экземпляре с хронологической увязкой всех документов. Не допускается приложение документов с подлинными печатями, штампами и оттисками. Данные экономического анализа оформляются в виде таблиц, графиков, схем диаграмм и др. Графический материал может быть представлен в работе, либо в приложении. Расчеты и таблицы должны сопровождаться описанием и выводами, сделанными в ходе анализа.

При проведении аудита в работе должна быть представлена программа аудита, описаны этапы проведения и сделаны выводы на основании аудиторского заключения. Все параграфы должны быть логически заключены, а выводы экономически грамотно сформулированы. Избегать выражений «хорошо», «плохо». Каждый вывод должен быть обоснован. Так как по результатам данных анализа и аудита Вами будут предложены мероприятия, излагаемые в следующей главе.

Объем данной главы 50 – 60% общего объема работы. В главе должно быть 3 – 5 параграфов.

В этой главе целенаправленно анализируется и оценивается действующая практика, выявляются закономерности и тенденции развития на основе использования собранных первичных документов, статистической информации за период исследования.

Материалы этой главы являются логическим продолжением первой (теоретической) и отражают взаимосвязь практики и теории.

Практическая часть работы должна обязательно включать основные аспекты учетной политики организации, особенности ведения учета, раскрывать методику оценки активов и обязательств, представлять конкретные расчеты и анализ деятельности выбранного объекта исследования, такие как оценка финансовой деятельности объекта, расчет эффективности предлагаемых рекомендаций по улучшению его деятельности.

В третьей главе должны быть обоснованы мероприятия по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности предприятия по разрабатываемому в дипломной работе направлению, дана оценка их экономической эффективности. В дипломной работе рекомендуется выполнить расчет показателей эффективности.

Предложения и рекомендации должны быть органически увязаны с выводами и направлены на улучшение функционирования исследуемого объекта. При разработке предложений и рекомендаций обращается внимание на их обоснованность, реальность и практическую приемлемость.

Содержание первой и второй глав обеспечивает разработку обоснованных выводов и конкретных предложений по исследуемым вопросам.

Предложения и выводы в каждой работе должны быть аргументированы, научно обоснованы и иметь практическую ценность.

Все расчеты, выполненные с применением вычислительной техники, следует вынести в приложение.

Заключение должно содержать общие выводы, обобщение изложение основных проблем, авторскую оценку работы с точки зрения решения задач, поставленных в дипломной работе, данные о практической эффективности от внедрения рекомендаций или научной ценности решаемых проблем. Могут быть указаны перспективы дальнейшей разработки темы. Примерный объем заключения 3-5 страниц.

После заключения дается список использованной литературы.

Список – 30-50 источников, включает в себя нормативно-правовые акты, специальную научную и учебную литературу, другие использованные материалы, и должен быть организован в соответствии с едиными требованиями библиографического описания произведений печати

Приложения в работе являются необязательными, но желательными. Они могут быть включены в случае наличия вспомогательного материала к основному содержанию работы, подтверждающего отдельные положения, выводы, предложения. К ним относятся первичные документы, документы финансовой отчетности исследуемого объекта, промежуточные расчеты, таблицы дополнительных цифровых данных, формулы, расчеты, результаты решений задачи на компьютере.

Приложения помещают после списка использованных нормативно-правовых актов и научной литературы в порядке их упоминания в тексте.

Каждое приложение следует начинать с нового листа, в правом верхнем углу которого пишется слово «Приложение» и номер, обозначены арабской цифрой (без знака №).

Текст работы должен обладать логичностью изложения и внутренними логическими связями. При раскрытии темы важна последовательность изложения проблем и явлений. Каждая глава должна быть относительно законченной частью работы, то есть должна содержать вводные фразы и завершающие предложения, в которых должны содержаться выводы по главе и должны быть намечены переходы к следующей главе.

Необходимо избегать повествовательного стиля изложения, при котором осуществляется описание проблемы или явлений. Студент должен уметь самостоятельно делать выводы исходя из проведенного анализа. Таким образом, после блока повествовательной информации в работе обязательно должны следовать выводы или оценка полученных результатов.

При написании работы целесообразно использовать научную фразеологию, применяя обезличенные или неопределенно-личные устойчивые сочетания при осуществлении анализа и описании фактов (например: «представляется», «полагаем» и т.п.).

При приведении фактов, выводов, оценок и прогнозов необходимо использовать доказательный стиль изложения.

При написании дипломной работы необходимо уметь вычленять информацию, косвенно относящуюся к выбранной теме или вообще не имеющую отношения к дипломной работе. Такая информация перегружает работу, нарушает логику изложения и затрудняет понимание и восприятие основной проблемы дипломной работы.

 

К дипломной работе предъявляются следующие основные требования:

- аргументация актуальности темы, её теоретической и практической значимости;

- самостоятельность и системность подхода студента в выполнении исследования конкретной проблемы;

- отражение знаний монографической литературы по теме, законодательных актов РФ и правительственных решений, локальных нормативных актов, положений по бухгалтерскому учёту, инструкций ЦБ РФ, стандартов и др.;

- анализ различных точек зрения с указанием источников (в виде ссылок или сносок) и обязательная формулировка аргументированной позиции дипломанта по затронутым в работе дискуссионным вопросам;

- полнота раскрытия темы, аргументированное обоснование выводов и предложений, представляющих научный и практический интерес с обязательным использованием практического материала, применением различных методов, включая экономико-математические методы и компьютерную технику;

- ясное, логическое и грамотное изложение результатов исследования, правильное оформление работы в целом.

Вместе с тем единые требования и работе не исключают, а предполагают творческий подход к разработке каждой темы. Оригинальность постановки и решения конкретных вопросов в соответствии с особенностями исследования являются одним из основных критериев оценки качества дипломной работы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: