Принципы обучения – это основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения.




Принципы дидактики осмысливаются и разрабатываются в педагогической науке на протяжении нескольких веков. Их основоположником считается великий славянский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670). Вслед за Я.А.Коменским принципы обучения обогащали классики западноевропейской отечественной педагогики. Естественно, что развитие принципов дидактики активно продолжается и в современной педагогике. Для удобства последующего анализа представим две группы принципов обучения - «классические» и «современные».

Классические принципы обучения:

- воспитывающий характер обучения;

  • принцип научности;
  • систематичности и последовательности;
  • сознательности и прочности обучения;
  • принцип активности учащихся;
  • принцип наглядности;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Воспитывающий характер обучения. В педагогике утвердилось положение, что воспитывающий характер обучения есть выражение объективно существующей связи между обучением и воспитанием. Характер и результаты воспитания в процессе обучения, степень влияния обучения на формирование социально-нравственных качеств личности определяются научностью преподаваемых знаний и методами обучения, его связью с жизнью.

Принцип научности обучения означает, что учащимся предлагаются лишь подлинно научные знания. Этот принцип предусматривает достоверность изучаемых фактов и явлений, подлинно научное раскрытие закономерностей развития объективного мира; учет современных достижений науки.

Систематичность и последовательность обучения. Этот принцип выражает порядок и логику изучения учебного материала. Когда знания сообщаются в строго систематическом порядке, каждое последующее научное положение вытекает из предыдущего, а предыдущее находит свое дальнейшее развитие в последующем, - только тогда можно говорить о сознательном и прочном усвоении знаний.

Сознательность и прочность обучения. Школьники должны ясно понимать как общие задачи своего учения, так и конкретные задачи данной темы или урока, объяснять изучаемые факты и явления, раскрывать существенные связи между ними. Принцип сознательности требует, чтобы учащиеся умели осмысленно и целеустремленно применять полученные знания на практике. Обеспечивая сознательное изучение материала, учитель добивается прочности усвоенных знаний.

Принцип активности учащихся в обучении тесно связан с принципом сознательности, поэтому иногда их объединяют. Активная мыслительная работа ученика, его познавательная самостоятельность – залог успешного обучения. Учащиеся должны уметь выдвигать учебные, познавательные задачи. Способы их решения, проверять достоверность полученного ответа. Осуществление принципа активности требует внимания к различным видам самостоятельных учебных занятий, стимулирования школьников к самостоятельным поискам правильных решений. Необходимость развития активности учащихся должна учитываться учителем при отборе форм и методов обучения.

Принцип наглядности. Восприятие предметов реальной действительности и их отражение в сознании учащихся достигаются легче, если учитель при объяснении опирается на средства наглядности. Этот принцип подчеркивает необходимость сочетания средств наглядности и слова в процессе обучения без чего невозможно правильное решение вопроса о единстве и взаимосвязи конкретного и абстрактного в познавательной деятельности. Я.А. Коменский, подчеркивая значимость этого принципа, назвал его «золотым правилом» дидактики.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей. Без учета закономерностей возрастного развития детей, их физического и психического развития невозможно обеспечить успешность обучения. Содержание учебного материала, выбор методов обучения и воспитания зависят от возрастных особенностей учащихся. Вместе с тем возрастные особенности по-разному проявляются у каждого ребенка, поэтому учителю надо хорошо знать индивидуально-психологические особенности учащихся для осуществления индивидуального подхода к ним.

Все принципы обучения тесно связаны между собой и действуют в учебно-воспитательном процессе в тесном единстве. Все они сохраняют свое значение и для современной дидактики.

Эти, так называемые классическими, принципы дидактики в современной практике сохраняют свой первозданный смысл и в то же время развиваются, обогащаются, дополняются новыми фундаментальными идеями, которые обретают статус дидактических принципов.

Во второй половине нашего века был осмыслен и внедрён в практику ряд других, не менее важных принципов обучения. Эти принципы связаны с именами таких известных российских ученых, как Ю. К. Бабанский, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, И. Л. Лернер, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин.

Современные принципы обучения:

Принцип создания оптимальных условий для обучения. Имеется в виду создание благоприятной морально-психологической атмосферы в отношениях между педагогом и учащимся, в коллективе обучающихся, профилактика стихийных стрессовых и конфликтных ситуаций и др.

Принцип сознательного отношения учащихся к процессу обучения. Любой учащийся - новичок, будь то первоклассник, первокурсник, слушатель факультета повышения квалификации, аспирант первого года обучения, - в значительной мере не освоил объективных установок и требований, новых условий образовательного процесса. Важно постепенно преобразовать их в субъектов этого процесса. Субъект образовательного процесса сознает и разделяет его цели, задачи и установки, имеет представление об основных функциях различных форм образовательного процесса; владеет наиболее распространенными принципами интеллектуального труда, умело организует личный бюджет времени и самостоятельную деятельность, достигает высокой успеваемости с установкой на самообразование.

Принцип опережающего обучения призван обеспечить определенный дидактический ритм преподавания и усвоения учебного материала. Принцип опережающего обучения заключается в том, что учитель стремится заблаговременно создать "мост" между темами таким образом, чтобы в процессе изучения предшествующей темы захватить "плацдарм" темы последующей. И, таким образом, на месте возможного вакуума воздвигает динамичный ритм процесса обучения.

Принцип опоры предлагает внедрение в образовательный процесс опорных конспектов - дидактических чертежей, которые представляют учебный материал в предельно свёрнутой, системной эмоционально выразительной форме. Знакомясь с опорным конспектом, ученики овладевают практикой логически осмысленного, целостного усвоения учебного материала.

Принцип обучения на высоком уровне трудности предполагает такое построение образовательного процесса, когда обучаемые работают на определённом пределе их умственных возможностей. Принцип обучения на высоком уровне трудности побуждает учащихся заниматься с предельным напряжением умственных сил.

Каждый принцип обучения выполняет характерную, свойственную

ему дидактическую функцию. Поэтому нельзя сравнивать принципы обучения по степени их важности. Рациональным тут является системный подход к пониманию взаимосвязи и взаимообусловленности всех принципов обучения.

ПРИНЦИПЫВ ДОО

Обучение – специально-организованный процесс взаимодействия педагога и ребенка, направленный на передачу информации, ее переработку и получение новой информации.

Дидактические принципы обучения – это основные положения, которыми руководствуется педагог в своей работе.

Принципы обучения - категория исторические. По мере развития психолого-педагогический науки и совершенствования практики появляются новые законы процесса обучения и на их основе разрабатываются новые принципы обучения. Содержание, методы и формы организации учебной работы в детском саду находятся в существенной зависимости от дидактических принципов.

Впервые дидактические принципы были сформулированы Я.А.Коменским в книге "Великая дидактика". Уже тогда он выдвинул принцип доступности, систематичности и последовательности обучения, концентрированности, наглядности, активности. В дальнейшем дидактические принципы были разработаны К.Д.Ушинским, который дал научное обоснование дидактических принципов, которые составляют основу обучения детей дошкольного возраста.

В дошкольной педагогике применяются следующие принципы:

1.Принцип воспитывающего обучения. Правильно организованный процесс обучения всегда носит воспитывающий характер и не только обогащает детей знаниями, но и развивает умственные способности, формирует личность в целом. Обучение и воспитание всегда выступают в единстве, хотя и имеют свое содержание, свои методы, свои психологические предпосылки.

2.Принцип развивающего обучения. Идея развивающего обучения было предложена Л.С. Выготским: «Обучение должно идти впереди развития и вести его за собой». Он выделил зоны ближайшего развития (то что реб-к сегодня делает сам) и актуального развития (то что ребк сегодня делает с помощью взрослого).

3.Принцип систематичности и последовательности. Я.А.Каменский писал: «От простого к сложному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному».

4.Принцип доступности. Учебный материал, излагаемый педагогом, должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту, уровню подготовки и развития. Новое содержание должно быть увязано с имеющимися у детей знаниями, с их личным опытом. Однако доступное в обучении детей нельзя отождествлять с легким. Легкое обучение не вызывает у детей умственного напряжения, а, значит, и не способствует их развитию.

5.Принцип наглядности. Необходимость этого принципа объясняется конкретностью мышления дошкольника. Впервые в педагогике теоретическое обоснование этого принципа дал Я.А. Коменский в ХУП в. Дальнейшее развитие и обоснование принцип наглядности получил в работах К.Д.Ушинского. Он разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями. Поэтому наглядные пояснения всегда доступнее. 3 детском саду используются различные виды наглядности: естественная (реальные предметы, растения, животные), картинная и картинно-динамическая (фото, рисунки, картины, диафильмы и др.), объемная наглядность (модели, муляжи), аудиовизуальная (кинофильмы, видеофильмы), графическая (схемы, чертежи), экспериментальная (элементарные опыты) Требования к наглядности: должна реально отражать окружающую действительность, соответствовать уровню развития детей, быть высокохудожественной по содержание и оформлению.

 

 

6. Принцип сознательности и активности. Знания будут прочными, когда при обучении мы опираемся на активность мысли, на активность знаний.

7. Принцип научности. Предусматривает что мы даем научные знания доступные для детей, постепенно их усложняем.

8. Принцип гуманизации и демократизации заключается в ориентации педагога на личность ребенка, в обеспечении условий для творчества детей, проявления уникальности каждого ребенка, в возможности педагогам выбирать программу, формы и методы реализации программы обучения.

10. Принцип систематичности, последовательности и постепенности. Содержание обучения и требования к его усвоению отвечают основным дидактическим правилам: идти от легкого к более трудному, от известного к неизвестному. Последовательность предполагает -усвоение нового материала опирается на имеющиеся знания детей, и подается частями, во взаимосвязи с ранее, изученным.

11. Принцип связи обучения с жизнью. Знания, приобретаемые детьми на занятиях, используются детьми в жизни (в игре, труде, занятиях). Благодаря этому возрастает воспитывающее значение обучения.

12. Принцип учета индивидуальных особенностей. Нужно знать уровень развития личности ребенка, его индивидуальные способности, качества. Индивидуализация обучения предполагает учет этих особенностей и соответствующую организацию учебного процесса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: