Процесс подготовки и защиты реферата состоит из ряда последовательных этапов:
1. Выбор темы.
2. Постановка цели и задач и согласование их с научным руководителем.
3. Подбор и изучение источников информации по теме (научно-методическая литература, периодические издания, нормативные документы, Internet и др.).
4. Выполнение реферата.
5. Проверка реферата руководителем.
6. Устранение студентом замечаний после проверки.
7. Разработка тезисов доклада для защиты.
8. Защита реферата в комиссии.
Перечисленные этапы неравнозначны по сложности и количеству затраченного времени.
Защита реферата выполняется в комиссии. Экзаменационная комиссия (ЭК) формируется минимум из двух человек преподавательского состава и председателя предметно-цикловой комиссии.
Выбор темы. Выбор темы − одна из сложных и наиболее ответственных задач, от правильного решения которой в значительной степени зависит успех работы в целом. Количество тем, требующих разработки, и теоретически, и практически неисчерпаемо. Однако знание некоторых общих положений и рекомендаций может облегчить студенту выбор соответствующей темы. Одним из важнейших критериев правильности ее выбора является актуальность (теоретическая и практическая значимость).
Тема в концентрированном виде выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Для того чтобы работа над рефератом была успешной, необходимо, чтобы тема заключала в себе проблему, скрытый вопрос (даже если наука уже давно дала ответ на этот вопрос, студент, только знакомящийся с соответствующей областью знаний, будет вынужден искать ответ заново, что даст толчок к развитию проблемного, исследовательского мышления).
|
При выборе темы необходимо четко представлять ее границы. Для правильно избранной темы характерна не обширность поставленных вопросов, а тщательность и глубина разработки. Более обширная тема для студента может оказаться непосильной, так как требует определенного опыта ведения научно-исследовательской работы и времени.
Постановка цели и задач. Исходя из названия реферата, формулируется его цель. Цель формулируется кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь, к какому конечному результату он стремится.
Определив цель, можно сформулировать задачи, которые необходимо решить в ходе исследовательской работы. Таких задач может быть 3 – 4 в зависимости от количества разделов реферата. Для каждого раздела формулируется задача. Задачи должны быть сформулированы четко и лаконично. Как правило, каждая задача формулируется в виде поручения: «Изучить...», «Рассмотреть...», «Выявить...», «Установить...», «Обосновать...», «Охарактеризовать...», «Раскрыть...» «Определить...» и т.п.
Подбор литературы. Любая научно-исследовательская работа, немыслима без изучения специальной литературы. Необходимо помнить, что исследовательская работа − это, прежде всего обобщение уже имеющейся информации. Изучение литературы должно начинаться еще в процессе выбора темы. Студенту по литературным источникам необходимо ясно себе представить все то, что имеет отношение к изучаемой проблеме: ее постановку, историю, степень разработанности, применяемые методы исследования и т.д. Особую направленность эта работа приобретает после выбора темы и установления конкретных задач исследования. Вместе с тем квалифицированный анализ литературных источников требует от студента знания определенных правил их поиска, соответствующей методики изучения и конспектирования.
|
Знакомство с источниками информации следует в порядке, обратном хронологическому, то есть в начале полезно изучить самые последние публикации, затем - прошлого года, потом - двухгодичной давности и т. д.
При подборе литературы необходимо сразу составлять библиографическое описание изданий, что поможет впоследствии составить библиографический список реферата.
Первоначальное ознакомление с подобранной литературой дает возможность разобраться в сложнейших вопросах темы и приступить к планированию деятельности по выполнению реферата.
Изучение литературы необходимо для более четкого представления методологии исследования и определения общих теоретических позиций, а также выявления степени научной разработанности данной проблемы. Всегда важно установить, насколько и как эта проблема освещена в общих научных трудах и специальных работах по данному вопросу, отражающих результаты соответствующих исследований. Студент при этом узнает, какие стороны уже достаточно хорошо разработаны, по каким вопросам ведутся научные споры, сталкиваются разные научные концепции и идеи, что уже устарело, какие вопросы не решены, и на основе этого определяет область своего исследования.