ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕФЕРАТА




Процесс подготовки и защиты реферата состоит из ряда последовательных этапов:

1. Выбор темы.

2. Постановка цели и задач и согласование их с науч­ным руководителем.

3. Подбор и изучение источников информации по теме (научно-методическая литература, периодические издания, нормативные документы, Internet и др.).

4. Выполнение реферата.

5. Проверка реферата руководителем.

6. Устранение студентом замечаний после проверки.

7. Разработка тезисов доклада для защиты.

8. Защита реферата в комиссии.

Перечисленные этапы неравнозначны по сложности и количеству затраченного времени.

Защита реферата выполняется в комиссии. Экзаме­национная комиссия (ЭК) формируется минимум из двух человек преподавательского состава и председателя предметно-цикловой комиссии.

 

Выбор темы. Выбор темы − одна из сложных и наиболее ответственных задач, от правильного решения которой в значительной степени зависит успех работы в целом. Количество тем, требующих разработки, и теоретически, и практически неисчерпаемо. Однако знание неко­торых общих положений и рекомендаций может облегчить сту­денту выбор соответствующей темы. Одним из важнейших крите­риев правильности ее выбора является актуальность (теоретиче­ская и практическая значимость).

Тема в концентрированном виде выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Для того чтобы работа над рефератом была успешной, необходимо, чтобы тема заключала в себе проблему, скрытый вопрос (даже если наука уже давно дала ответ на этот вопрос, студент, только знакомящийся с соответствующей областью знаний, будет вынужден искать ответ заново, что даст толчок к развитию проблемного, исследовательского мышления).

При выборе темы необходимо четко представлять ее границы. Для правильно избранной темы характерна не обширность поставленных вопросов, а тщательность и глубина разработки. Более обширная тема для студента может оказаться непосильной, так как требует определенного опыта ведения научно-исследовательской работы и времени.

Постановка цели и задач. Исходя из названия реферата, формули­руется его цель. Цель формули­руется кратко и предельно точно, выра­жая то основное, что намеревается сделать исследователь, к како­му конечному результату он стремится.

Определив цель, можно сформулировать за­дачи, которые необходимо решить в ходе исследовательской ра­боты. Таких задач может быть 3 – 4 в зависимости от количества разделов реферата. Для каждого раздела формулируется задача. Задачи должны быть сформулированы четко и лаконично. Как правило, каждая задача формулируется в виде поручения: «Изучить...», «Рассмотреть...», «Выявить...», «Ус­тановить...», «Обосновать...», «Охарактеризовать...», «Раскрыть...» «Определить...» и т.п.

Подбор литературы. Любая научно-исследовательская работа, немысли­ма без изучения специальной литературы. Необходимо помнить, что исследовательская работа − это, прежде всего обобщение уже имеющейся информации. Изучение литературы должно начинать­ся еще в процессе выбора темы. Студенту по литературным источникам необходимо ясно себе представить все то, что имеет отношение к изучаемой проблеме: ее постановку, историю, степень разработанности, применяемые методы иссле­дования и т.д. Особую направленность эта работа приобретает после выбора темы и установления конкретных задач исследования. Вме­сте с тем квалифицированный анализ литературных источников требует от студента знания определенных правил их поиска, со­ответствующей методики изучения и конспектирования.

Знакомство с источниками информации следует в порядке, обратном хронологическому, то есть в начале полезно изучить самые последние публикации, затем - прошлого года, потом - двухгодичной давности и т. д.

При подборе литературы необходимо сразу составлять библиографи­ческое описание изданий, что поможет впоследствии составить библио­графический список реферата.

Первоначальное ознакомление с подобранной литературой дает воз­можность разобраться в сложнейших вопросах темы и приступить к планированию деятельности по выполнению реферата.

Изучение литературы необходимо для более четкого представ­ления методологии исследования и определения общих теорети­ческих позиций, а также выявления степени научной разработан­ности данной проблемы. Всегда важно установить, насколько и как эта проблема освещена в общих научных трудах и специаль­ных работах по данному вопросу, отражающих результаты соот­ветствующих исследований. Студент при этом узнает, какие сто­роны уже достаточно хорошо разработаны, по каким вопросам ведутся научные споры, сталкиваются разные научные концеп­ции и идеи, что уже устарело, какие вопросы не решены, и на основе этого определяет область своего исследования.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: