Моделирование обогащенной образовательной среды в контексте влияния на развитие интеллекта и креативности




 

Проблема детерминации умственных способностей остается едва ли не самой важной и дискуссионной не только в области научного знания, но и других общественно значимых сферах жизнедеятельности. Действительно, интеллект является своего рода индикатором успешности человека в профессиональной деятельности и определяет его место в современном обществе. В связи с этим, перед психологической наукой и смежными областями научного знания закономерно встает вопрос: что необходимо осуществить на пути повышения интеллектуального потенциала человека, каким образом можно сформировать социальную среду в целях развития интеллекта и творческих способностей? Настоящая работа (в соавторстве с М.В. Богомоловой) выполнена в рамках средового направления, которое позволяет учесть влияние предметно-информационного аспекта среды и аспекта межличностного взаимодействия, и обеспечивает возможность обнаружения фактов, позволяющих судить о путях детерминации когнитивного развития человека.

Цель исследования - изучить влияние различных аспектов среды: 1) предметно-информационного и 2) межличностного взаимодействия на развитие интеллекта и креативности и разработать теоретическую модель уровней и компонентов влияния образовательной среды на способности. В основу настоящего исследования было положено преставление о том, что обогащение образовательной среды с помощью дополнительных программ, оказывают специфическое воздействие на психологические образования и параметры внутренней когнитивной структуры, в свою очередь связанные с показателями психометрического интеллекта и креативности.

Для проведения настоящего исследования был выбран экспериментальный план с неэквивалентной контрольной группой. Деление выборки (детские сады г. Москвы) на экспериментальную и контрольную группы было обусловлено обогащением образовательного пространства с использованием инновационных технологий по экологии и музейной педагогике. Исследование проводилось в течение учебного года и включало в себя четыре этапа. На предварительном этапе в результате анализа обогащенной образовательной среды были выделены независимые переменные. Использовалось 3 способа выделения:

1. По направленности на внешние побуждения и степени включенности ребенка в ситуацию: "Театры"; "Экология"; "Поделки"; "Развлечения".

2. По направленности на внутренние побуждения: "Двигательная и умственная инициатива"; "Познание"; "Эмоции".

3. По характеристике опыта взаимодействия с окружающим миром: "Практика"; "Социум".

На I этапе был определен начальный уровень развития интеллекта и креативности в обеих группах. На II этапе в течение учебного года осуществлялось экспериментальное воздействие и фиксировалось количество посещений испытуемыми различных мероприятий в экспериментальной группе. На III этапе в обеих группах проводилась повторная диагностика уровня развития интеллекта и креативности испытуемых.

Регрессионный анализ параметров обогащенной среды, выделенных на основании признака "содержание опыта" (R²=0,120), "внешняя инициация деятельности" (R²=0,092), "внутренняя инициация деятельности" (R²=0,097) позволил объяснить не более 12% уровня креативного развития.

Основные выводы

1. Теоретический анализ позволяет рассматривать обогащенную среду (предметно-информационный аспект) с позиций выделения трех основных характеристик конкретного средового события, а именно: внешняя инициация деятельности, внутренняя инициация деятельности и содержание опыта. Подробный анализ средовых событий с позиций трехкомпонентной модели способствует выбору наиболее эффективных форм работы, стимулирующих развитие когнитивных функций.

2. Активизация предметно-информационного аспекта среды, а именно активное участие в культурно-досуговой деятельности, многопланово воздействующей на эмоциональную сферу и формирующей опыт социального взаимодействия, способствует изменению уровня развития креативности.


Заключение

Таким образом, достаточное развитие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами оказывает положительное влияние на психологическую адаптацию к школе. Преобладание игрового мотива, перенесенного в неадекватную ему сферу учебной деятельности, оказывает отрицательное влияние на успешность усвоения знаний о школе. В настоящее время проводятся дальнейшие исследования, направленные на изучение взаимосвязи социального интеллекта и психических процессов личности, их взаимообусловленности.

 


Список литературы:

 

1. Астапов В. М. Особенности адаптации ребенка к школе // Психическое здоровье учащихся и осуществление индивидуального подхода к ним: Методические рекомендации.– М., 2009.

2. Гуткина Н. И. Поступление ребенка в школу // Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной.– М: Сфера, 2007.

3. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.– М.: Педагогика, 2007.

4. Солнцева, Л. И. Тифлопсихология детства.– М.: Полиграф сервис, 2006.

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер, 2008.

6. Тихомирова Т.Н. Влияние семейной микросреды на способности детей: роль поколений. Дисс. … канд. психол. наук. М.: Изд-во ИП РАН. 2009.

7. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. – М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2008.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: