Методика финансового анализа предприятия, находящегося в условиях кризиса




 

В настоящее время, в условиях нестабильной внешней среды, актуальна проблема финансового анализа предприятия, находящегося в условиях кризиса. При этом под кризисом будем понимать крайнее обострение противоречий внутри системы, а также ее отношений с внешней средой, обусловленное внешними и внутренними факторами, и возникающее циклически[11]. Кризисные ситуации могут возникать на любой стадии жизненного цикла предприятия – в период становления и развития, в период стабилизации и расширения производства, при начале спада.

Кризисные ситуации выражаются, прежде всего, в колебаниях объема производства и сбыта продукции, в росте кредиторской задолженности, в дефиците оборотных средств, так как именно эти причины служат предпосылкой появления кризисного состояния предприятия, которое может привести к несостоятельности (банкротству).

Согласно действующему законодательству в сфере антикризисного управления, под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей[12].

Внутренними причинами возникновения кризисного состояния предприятия могут быть возникшие диспропорции между:

- группами собственных и заемных средств и их размещением в основные и оборотные средства;

- объемами производства и реализации продукции;

- доходами и объемами краткосрочных займов;

- качеством продукции и ее ценой;

- уровнем дебиторской и кредиторской задолженности;

- уровнем технического оснащения предприятия, а также его конкурентов;

- объемами инвестиций и отдачей на вложенные средства[13].

Для предприятия, находящегося в устойчивом, не кризисном состоянии, финансовый анализ используется главным образом, для целей собственников, менеджеров, а также для диагностики финансового состояния предприятия и предупреждения кризисных явлений. Для кризисного предприятия финансовый анализ также направлен на диагностику и финансового состояния, однако его результаты используются для мониторинга осуществляемых антикризисных мероприятий, решений менеджеров, их последствий для предприятия и перспектив его функционирования. Таким образом, для предприятий, находящихся в условиях кризиса, финансовый анализ становится одним из наиболее важных инструментов антикризисного управления.

В своих исследованиях финансовый анализ базируется на диалектическом методе познания, использование которого при анализе деятельности организаций предусматривает изучение явлений и процессов в движении, развитии и изменении, предполагает исследование как положительных, так и отрицательных их сторон, а также внутренних противоречий, выявление и изучение причинно-следственных взаимосвязей. Диалектический подход к изучаемым объектам предполагает их рассмотрение в качестве сложных систем, требующих в процессе познания как детализации причин и факторов развития, так и обобщения результатов анализа[14]. Это достигается с помощью разработки системы показателей для комплексного исследования причинно-следственных связей явлений и процессов.

Можно выделить несколько значимых отличительных особенностей диалектического метода познания в финансовом анализе. Прежде всего, это использование системы показателей, используемых для характеристики различных сторон хозяйственной деятельности организации, которая формируется под воздействием объективных условий и процессов. Причем показатели все время изменяются, так как хозяйственная деятельность предприятия не является застывшей формой. Особый интерес, безусловно, представляет исследование причин и направленности таких изменений. Кроме того, в финансовом анализе важно не только выявить, но и измерить причинно-следственные взаимосвязи между показателями.

Метод исследования тесно взаимосвязан с методикой, через которую он реализуется. Методика определяется как совокупность правил, приемов и способов для целесообразного выполнения какой-либо работы[15], она зависит от цели, задач, объекта исследования, содержания программы изучения, вида финансового анализа, последовательности этапов и сроков его проведения.

Метод экономического анализа представляет собой системное, комплексное изучение, измерение, обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия с целью нахождения путей повышения ее эффективности[16]. Метод реализуется через конкретные методики в зависимости от особенностей целей, задач, объектов, способов и технических средств исследования.

Перейдем к рассмотрению основных методов финансового анализа[17].

Горизонтальный (временной) метод, который предполагает сравнение отчетных финансовых показателей с плановыми, либо с показателями предыдущего (базисного) периода.

Вертикальный (структурный) метод, в рамках которого определяется структура итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. В качестве примера можно привести определение удельного веса внеоборотных активов в имуществе предприятия, что позволяет оценить в частности фондоемкость данной компании.

При использовании трендового метода аналитик осуществляет сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определяет тренд, то есть, основную тенденцию динамики показателя, очищенную от случайныхвлияний. Например, анализ динамики продаж продукта за несколько лет указывает на устойчивую тенденцию снижения темпов роста, что позволяет сделать вывод о заключительной фазе жизненного цикла продукта, от производства которого компании следует постепенно отказаться. С помощью тренда формируются возможные значения показателя в будущем, таким образом, данный метод может использоваться в перспективном и прогнозном анализе.

Сравнительный (пространственный) метод, в рамках которого производится сравнение показателей отчетности с планом, со среднеотраслевым уровнем, с данными конкурентов, со средними общеэкономическими данными, с данными отдельных подразделений компании между собой, с экономической моделью.

Метод анализа относительных показателей (коэффициентов), предполагающий расчет отношений данных отчетности и определение взаимосвязей показателей. Абсолютные показатели недостаточно характеризуют исследуемые явления и процессы, так как не имеют базы сравнения, поэтому зачастую целесообразно использование относительных показателей, которые исчисляются в процентах, коэффициентах или индексах.

Факторный метод, при котором анализируется влияние отдельных факторов (причин) на результативный (обобщающий) показатель. Факторный анализ может быть прямым (собственно анализ), представляющий раздробление результативного показателя на составные части, а также обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель[18].

Перечисленные методы анализа способствуют аналитическому прочтению финансовых отчетов, исходной базой которых являются, прежде всего, данные бухгалтерского учета и отчетности. Таким образом, в рамках первой главы были проанализированы теоретические основы анализа финансовой деятельности предприятия, а именно понятие, цель, задачи, субъекты и этапы анализа; представлены виды финансового анализа, а также изучена методика финансового анализа, с учетом особенностей предприятий, находящихся в условиях кризиса.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: