№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины | Код контролируемой компетенции (или ее части) | Наименование оценочного средства |
Понятие, предмет, метод и система криминологии | ПК-2, ПК-4 | Коллоквиум | |
Преступность | ПК-4, ПК-15 | Кейс-задачи | |
Личность преступника | ПК-4, ПК-15 | Кейс-задачи, тест | |
Условия и причины преступности | ПК-4, ПК-15 | Кейс-задачи, тест | |
Предупреждение преступности | ПК-4, ПК-15 | Кейс-задачи тест | |
Понятие виктимологии, ее задачи | ПК-4, ПК-15 | Кейс-задачи, тест | |
Роль жертвы в механизме преступного поведения | ПК-4, ПК-15 | Коллоквиум | |
Рецидивная, профессиональная и организованная преступность | ПК-4, ПК-15 | Кейс-задачи | |
Преступность несовершеннолетних | ПК-4, ПК-15 | Кейс-задачи | |
Преступность женщин | ПК-4, ПК-15 | Коллоквиум, тест | |
Преступность военнослужащих | ПК-4, ПК-15 | Коллоквиум, тест | |
Преступность в местах лишения свободы | ПК-4, ПК-15 | Коллоквиум, тест | |
Криминологическая характеристика экономической преступности | ПК-4, ПК-15 | Коллоквиум, тест | |
Экологические преступления и их предупреждение | ПК-4, ПК-15 | Коллоквиум, тест | |
Насильственная преступность и ее предупреждение | ПК-4, ПК-15 | Коллоквиум, тест | |
Преступления, совершаемые по неосторожности, и их предупреждение | ПК-4, ПК-15 | Коллоквиум, тест |
9.2. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
1. Задания:
1. Решите задачу и ответьте на вопросы:
В городе С. 1 млн. жителей, из них малолетних (в возрасте до 14 лет) - 200 тысяч. За совершение различных преступлений в прошлом году в городе было зарегистрировано 2400 преступников.
Определите уровень (или коэффициент) преступности на 10 тысяч жителей города.
В области проживает 5,5 млн. человек, из них 500 тысяч - малолетние дети в возрасте до 14 лет. В прошлом году за совершение различных преступлений в области было зарегистрировано 20 тысяч преступников.
Определите уровень (или коэффициент) преступности на 100 тысяч жителей области.
В городе Д. за прошлый год зарегистрировано 3000 преступлений. Население города 900 тысяч, из них 300 тысяч - дети до 14 лет.
Вопросы: Каков коэффициент преступности из расчета на 100 тысяч жителей в указанных областях и городах?
2. Решите задачу и ответьте на вопросы:
К. работал смотрителем в РЭУ. Характеристика с места работы положительная. Однако в подъезде, где живет, неоднократно устраивал скандалы, находясь в нетрезвом состоянии. Дважды привлекался к административной ответственности за мелкое хулиганство. Привлечен к уголовной ответственности за умышленное причинение легкого вреда здоровью.
Преступление совершил при следующих обстоятельствах. Поздно вечером в состоянии легкого алкогольного опьянения возвращался домой от приятеля, которому помогал оборудовать квартиру. Перед тем как войти в подъезд, присел на скамейку и задремал. В это время из окна второго этажа кто-то выбросил зажженную сигарету, которая попала ему за воротник. Установив по открытому окну местонахождение квартиры, он подошел к двери и постучал, предварительно сняв с ноги ботинок. Дверь открыла соседка, с которой Е. часто скандалил. Дважды ударив ее по лицу ботинком, Е. молча обулся и ушел к себе домой.
Вопросы: Что представляет собой К. с точки зрения криминологической структуры личности? Каков его психологический портрет? Каковы социальные условия формирования такого индивида?
3. Решите задачу и ответьте на вопросы:
Петров выехал на дачу на личной автомашине с неисправными тормозами. В прошлом водитель Петров работал более 10 лет профессиональным гонщиком на заводе ВАЗ и считал, что в пути с ним ничего произойти не может, так как он сумеет при любых сложных дорожных обстоятельствах избежать каких-либо происшествий. В пути следования на автомашине, увидев перебегавшего дорогу школьника лет 10, Петров резко затормозил, пытался маневрировать машиной, однако данные меры не помогли, и в итоге он сбил мальчика, который от полученных повреждений, не приходя в сознание, скончался.
Вопросы: Что явилось поводом совершения преступления Петровым? Что может быть отнесено к условиям совершения преступных действий Петровым? Что послужило мотивом преступного поведения Петрова?
4. Решите задачу и ответьте на вопросы:
Гудимов, не поступив в вуз, домой не поехал, а остался в областном центре для работы и подготовки к экзаменам в вуз на следующий год. Он устроился работать грузчиком в негосударственный магазин и вскоре оказался в числе собутыльников хозяина магазина Швитко. У последнего были далеко идущие планы в отношении 17-летнего Гудимого, он спаивал несовершеннолетнего, обещал помочь с поступлением в вуз, богатую веселую жизнь. Вскоре Гудимов оказался втянутым в крупное мошенничество и был арестован.
Вопросы: Какие меры профилактического воздействия необходимо применить к Гудимову для предупреждения совершения им новых преступлений?
5. Решите задачу и ответьте на вопросы:
Учащийся ПТУ Афанасьев решил разбогатеть путем вымогательства. Он выследил, когда шестилетний Сергей Попов, гостивший летом у бабушки, соседки Афанасьева по дому, отправился один гулять, затащил мальчика в заброшенный дом и привязал к балке. В почтовый ящик бабушки Сергея он опустил письмо с требованием принести в указанное время 100 тыс. долларов США за освобождение внука.
В момент передачи денег Афанасьев был арестован. Сергея спасти не удалось: при попытке освободиться от веревки он попал под обвалившуюся балку и погиб.
Вопросы: Какова виктимологическая характеристика потерпевшего Попова?
6. Решите задачу и ответьте на вопросы:
Шаров в момент обострения кризиса в Приднестровье отправился тудадобровольцем. За время боевых действий был отмечен как один из храбрых, но вместе с тем жестоких бойцов. После окончания боевых действий был отмечен значительной денежной премией, но домой в Оренбург не вернулся, а поехал в Югославию, где в течение нескольких месяцев воевал против хорватов, получая за это деньги. После подписания мирных соглашений Шаров приехал домой. Вскоре заработанные им деньги закончились, и Шаров организовал устойчивую преступную группировку, которая стала заниматься вымогательством у коммерсантов денег, обещая им за это охрану. Кроме того группировка Шарова принимала «заказы» на устранение конкурентов в предпринимательстве. Так. Одному из предпринимателей в целях устранения они бросили в окно противотанковую гранату, в результате чего все имущество было уничтожено. Другому предпринимателю (на которого они также получили «заказ») они предложили продать оружие, после чего, ворвавшись в квартиру, вырезали всю семью, но были задержаны.
Вопросы: Что представляет собой личность лидера преступной группировки Шарова?
7. Решите задачу и ответьте на вопросы:
К Рудаков занимался предпринимательской деятельностью в г.Ижевске. При этом неофициально пользовался поддержкой местной криминальной группировки. Однако весной он не смог во время расплатиться с ними, за что был избит. После этого Рудаков попросил своего знакомого Колесова помочь ему отомстить и одновременно уйти из-под влияния местной преступной группировки. Спустя месяц, в Ижевск прибыли Сомов и Абрамов, которые привезли с собой оружие. Рудаков пригласил к себе на работу представителей местной криминальной группировки, якобы для возврата им долга. Прибывших Ижевских преступников расстреляли из автоматов. Вскоре обеспокоенные долгим отсутствием своих коллег к Рудакову прибыли еще несколько человек из местной криминальной группировки, которые также были убиты. Затем трупы были погружены в автомобиль, который Рудаков и Колесов не смогли завести. После того как они попросили ничего не подозревавшего случайного попутчика отбуксировать их, местная милиция для проверки документов их задержала и, обнаружив в автомашине Рудакова 10 трупов, арестовала.
Вопросы: К какому виду преступной организации относится группировка Сомова и Абрамова?
8. Решите задачу и ответьте на вопросы:
Несовершеннолетний Кропачев на почве личных неприязненных отношений причинил своей матери умышленно тяжкий вред здоровью, повлекший ее смерть, при следующих обстоятельствах:
1 марта 2015 г. Кропачев, проживавший только с матерью, без отца, был у друга, выпил 250 г водки. Пришел домой и лег спать, матери дома еще не было. Около 3-х часов ночи проснулся от шума в ванной. Мать была в нетрезвом состоянии. Возникла ссора, в процессе которой они оскорбляли друг друга нецензурно. Кропачев стал избивать мать, нанося удары ногами по различным частям тела. Через некоторое время, покурив и услышав, что мать опять что-то сказала, он снова стал избивать ее ногами, после чего перетащил на кухню и оставил лежащей на полу. Сам ушел в комнату и лег спать. Сразу уснул. Утром, уходя, увидел через стекло в двери, что она лежит на том же месте. Вернувшись домой около 11 часов, подошел к лежащей матери и понял, что она умерла.
Кропачев, 1998 г. рождения, закончил ПТУ, несколько месяцев проработал в ремонтно-строительном управлении, в момент совершения преступления нигде не работал и не учился, ранее не судим, однако уже обсуждался на комиссии по делам несовершеннолетних за избиение ровесника. Вину в совершении преступления признал полностью.
Вопросы: К какому типу преступников относится несовершеннолетний Кропачев? Каковы причины и условия совершения им преступления?
2. Критерии оценки:
- оценка «зачтено» выставляется студенту, если грамотно применены криминологические методики и принято правильное решение по задаче;
- оценка «не зачтено» при неправильном применении криминологических методик.